Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ»
Ростовская область Верхнедонской район х. Парижский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Парижская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии и Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Парижской ООШ
Приказ от _____________ № _______
Подпись руководителя _____________О. П. Курлынина
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _курсу «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
начальное обще образование, 4 класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель Савченко Наталья Викторовна
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основеПрограммы общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
( издательство, год издания при наличии)
2018 г
1.Раздел «Пояснительная записка».
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса автора А.Я. Данилюк.
Учебного плана МБОУ Парижской ООШ на 2018 – 2019 учебный год утвержденный от 28.08. 2018 г № 40;
Федерального перечня учебников от 08.06. 2015 № 576 приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253.
Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса,дисциплины (модуля).
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2.Раздел «Общая характеристика учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей)».
Общая характеристика учебного предмета «Основы православной культуры»
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
Ценностные ориентиры содержания курса, предмета «Основы православной культуры»
В основе учебно- воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
3 Раздел «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане».
В учебном плане МБОУ Парижской ООШ (приложение № 1 к приказу № 21 от 29.08.2016 г.) для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа в год. Программа будет выполнена за 32 часа, т.к. 2 часа выпали на праздничный день3 мая 2019 и перенос праздничного дня на 10 мая 2019
4 Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Содержание программы
Раздел I. Введение в православную духовную традиции (16 ч).
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России (18 ч).
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение)
Содержание учебного курса
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
5.Раздел «Тематическое планирование».
тема
Кол-во часов
1.
Введение в православную духовную традицию
16
2.
Православие в России
18
3.
Итого
34
6.Раздел «Календарно-тематическое планирование».
Дата
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Элементы содержания
Что вы узнаете
Тип урока
Вид или форма контроля
1.Введение в православную духовную традицию (16 ч)
07.09
1
Россия – наша Родина.
1
уметь:
-определять духовный мир человека
- культурные традиции и для чего они существуют
уметь:
определять как человек создает культуру.
-О чем говорит религия
Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
14.09
2
Православие и культура.
1
- Знакомятся с историей
возникновения и
распространения
православной культуры.
Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
21.09
3
Отношения Бога и человека в православии.
1
Уметь:
-определять какие дары бог дал человеку
-Как вера в Бога может влиять на поступки людей
Знакомятся с основами
духовной традиции
православия.
Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
26.10
8
Пасха.
1
уметь: -
давать ответ, что воскресенье не только день недели
-Что такое Пасха
-Как празднуют Пасху
Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
09.11
9.
Православное учение в человеке.
1
уметь:
-определять чем бог одарил человека
- Когда болит душа
- Что такое «образ Божий»
Душа. Тело.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений, религиозных
праздников и святынь
православной
культуры.
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
16.11
10.
Совесть и раскаяние.
1
уметь:
рассказывать о подсказках совести
- Как исправлять ошибки
Раскаяние. Совесть
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
23.11
11.
Заповеди.
1
уметь:
называть что общего у убийства и воровства
- Как зависть гасит радость
Заповеди. Моисей.
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
30.11
12.
Милосердие и сострадание.
1
уметь:
отличать чем милосердие отличается от дружбы
- Кого называют «ближним»
- Как христианин должен относиться к людям
Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
07.12
13.
Золотое правило.
1
уметь:
-называть главное правило человеческих отношений
- Что такое неосуждение
Грех. Неосуждение
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
14.12
14.
Храм. Икона.
1
уметь:
называть что люди делают в храмах
- Как устроен православный
- Почему икона так необычна
- Почему изображают невидимое
Знать: - Почему икона так необычна
- Почему изображают невидимое
Икона. Благословение.
Иконостас. Алтарь
Знакомятся с
устройством храмов
Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений, религиозных
праздников и святынь
православной
культуры.
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
21.12
15.
Творческие работы учащихся.
1
уметь: называть значение
православной культуры в жизни людей, общества.
Учатся излагать своё мнение
по поводу значения
православной культуры
в жизни людей, общества.
Урок повторения
28.12
16.
Подведение итогов.
1
Уметь оценивать свою работу
Преподобный.
Святитель.
Урок повторения
2. Православие в России (17ч)
11.01. 2019
17
Как христианство пришло на Русь.
1
уметь называть как появилось христианство на Руси
Развитие православной культуры в истории России
Урок изучения нового материала
18.01
18
Подвиг.
1
уметь, называть что такое подвиг
Уметь рассказать, в чем суть подвига
Подвиг. Условия, при которых расставание становится жертвой
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
25.01
19
Заповеди блаженств.
1
Уметь называть, что такое Нагорная проповедь Христа
Нравственные формы поведения в сопоставлении с нормами религиозной культуры (православной и др.)
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
01.02
20
Зачем творить добро?
1
Уметь называть, как подражают Христу, чему радуются святые; что такое добро
Добро и зло
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
08.02
21
Чудо в жизни христианина.
1
уметь рассказывать о Святой Троице, о христианских добродетелях
Развитие православной культуры в истории России
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
15.02
22
Православие о Божием суде.
1
Уметь рассказать, как видеть в людях Христа, почему христиане верят в бессмертие
Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
22.02
23
Таинство Причастия.
1
Уметь называть, что такое Причастие, церковное таинство
Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций
Урок изучения нового материала
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
01.03
24
Монастырь.
1
Уметь рассказать, почему люди идут в монахи, от чего отказываются монахи
Нравственные формы поведения в сопоставлении с нормами религиозной культуры (православной и др.)
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
15.03
25
Отношение христианина к природе.
1
Уметь определять, какую ответственность несет человек за сохранение природы
Явления православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
22.03
26
Христианская семья.
1
Уметь рассказать, что такое венчание, что обозначают христианские кольца
Явления православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
05.04
12.04
27-28
Защита Отечества.
2
уметь называть святых защитников Родины
Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
19.04
29
Христианин в труде.
1
уметь рассказать о первом грехе людей, какой труд напрасен
Великая сила нравственности
Комбинированный урок
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему
26.04
30
Любовь и уважение к Отечеству.
1
Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству
Урок изучения нового материала
17.05
31-32
Творческие работы учащихся.
2
Уметь называть: значение
православной культуры
в жизни людей, общества.
Урок повторения
24.05
33-34
Подведение итогов года.
2
Уметь оценивать свою работу
Урок повторения
По программе 34 часа, программа будет выполнена за 32 часа, т. к. 4 часа выпали на праздничные дни: 8 марта 2019 г, 3 мая 2019 и перенос праздничных дней 10 мая 2019 г
Программа будет выполнена за счет слияния тем
Уроки 31-32, Творческие работы учащихся вместо 2 часов будет проведен 1 урок
Уроки 33-34 Подведение итогов вместо 2 часов будет проведен 1 урок
7.Раздел «Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса».
Учебники:
1 А. В. Кураев Учебник для 4-5 классов «Основы православной культуры» М.: Просвещение,2010.
Учебные пособия: рабочая тетрадь «Основы православной культуры» Ильиной Н.А. 2012
Электронные: «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
Технические средства: ПК, интерактивная доска
8. Раздел «Результаты (в рамках ФГОС общего образования личностные, метапредметные и предметные) освоение конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модулей) и системы их оценки».
Результаты освоения содержания
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Система оценки знаний обучающихся
Знания учащихся оцениваются баллами и Портфолио.
5 –(отлично)
4 – (хорошо)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
МБОУ Парижской ООШ
от ________ 20 ____ года № _________
______________ Савченко Н.В.
Подпись руководителя МО Ф.И.О.
31урок -32урок за 1 урок Творческие работы учащихся