kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ для 4 класса (автор: Студеникин М.Т.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) является комплексным и состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской  культуры».

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение других учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ для 4 класса (автор: Студеникин М.Т.) »


Краснодарский край, город Сочи

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение

(НОУ) гимназия «Школа бизнеса»




УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета

от 29 августа 2014 года протокол № 1 Председатель педсовета

_________________ Е.В. Черткова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

(ОРКСЭ)



Уровень образования (класс) начальное общее образование, 1-4 классы


Количество часов: 35 ч.


Учитель Затолокина Наталья Геннадьевна



Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Примерной программы и на основе авторской программы:Студеникин М.Т. Программа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Русское слово, 2012.















1.Пояснительная записка

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) является комплексным и состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».

Вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.



Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личнос­ти, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному са­моразвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в вы­страивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представле­ний о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традици­ях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.


2. Общая характеристика учебного предмета

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение других учеников.

В учебнике, методическом пособии обращается внимание на отработку таких основополагающих понятий, как Отечество, нация, народ, национальность, нравственность, религия и многие другие. Причем определения понятий даются в доступном для учеников 4 класса понимании.

Учебник содержит также «Словарь вещей и предметов», в котором имеются сведения о происхождении старинных предметов и вещей, столовых приборов.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сна­чала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с тек­стом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим фор­мам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фак­тов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание пока­зать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собс­твенные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У обучающихся вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последо­вательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получе­ния новых знаний.

Выполнение заданий практического характера связано с сопереживанием учеников, желанием про­явить заботу об окружающих, родных и знакомых, проявить свое сострадание и милосердие по отноше­нию к больным и немощным, престарелым и инвалидам (например, тема «Гордость и гордыня»). Учени­ки получают опыт переживания и позитивного отношения к важнейшим ценностям нашего общества. У них развивается личная ответственность за свои поступки, происходит развитие доброжелательности, отзывчивости, они сопереживают чувствам родных и близких.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативное умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свое точку зрения.

Модуль «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отноше­ний. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узна­ют об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предла­гается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе; и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического.На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощью взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника - это его ответственная добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культур» каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит так­же вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивости консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, гото­вить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим про­блемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Оте­чества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметныесвязи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так и в вопросах и заданиях к ним.

3.Место предмета в базисном учебном плане.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательных отношений (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

В соответствии с учебным планом гимназии в 4 классе преподается курс «Основы религиозных культур и светской этики». Авторская программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю). Согласно годовому календарному учебному графику НОУ гимназии «Школа бизнеса» на 2014-2015 учебный год продолжительность учебного года в 4 классе составляет 35 недель, поэтому в рабочую программу курса добавлен 1 час. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей, обучение учащихся осуществляется по одному из них по выбору обучающегося и его родителей. По заявлению родителей в гимназии обучение ведется по модулю «Основы светской этики».

4. Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ.

Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:

а) Отечество

б) Семья

в) Культурная традиция.

Курс отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям.

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.



5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» ученик должен: знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников;

  • списывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам.



К результатам освоения программы курса следует отнести:


Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, рос­сийский народ и историю России;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстъе и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, по­нимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравст­венности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.



Система оценки планируемых результатов по предмету ОРКСЭ.

1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.

2. Оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества обучающихся, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг обучающегося, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи собучающимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение обучающегося.

4. Виды оценивания на уроке ОРКСЭ: вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.

5.По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

6.По ОРКСЭ домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).

Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник.

Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

7.Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления на уроках ОРКСЭ:

Педагогическое наблюдение.

  • Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

  • Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.

  • Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

  • Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

  • Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

  • Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

  • Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио обучающегося.

8. По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используется качественнаявзаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.

В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.

В качестве итоговой отметки по предмету используется технология портфолио.

По завершению изучения курса ОРКСЭ в классном журнале при выставлении итоговых отметок по учебным предметам делается запись об освоении учебного курса ОРКСЭ «осв.». В индивидуальном оценочном листе обучающегося 4 классав разделе 1в графе «Результаты итоговых работ по учебному предмету» пишется «освоил».


6. Содержание модуля«Основы светской этики»


Тема 1. Введение в предмет.

(1 ч)

Знать: что такое духовно-нравственная культура, светская этика и этикет, золотое правило этики.

Понимать: зачем людям нужны духовно-нравственная культу­ра, этика и этикет

Уметь: выявлять отдельные признаки. Анализировать результаты сравнения. Различать части и целое. Пользоваться словарем.


Тема 2. Россия –Родина моя.

(2 ч)

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Понимать: смысл понятий Родина, Россия, Российская Феде­рация

Уметь: объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Тема 3.

Этика и этикет.

(2 ч)

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Понимать: что такое нравственная культура учащихся, куль­турное и вежливое общение в коллективе; в чем польза добрых дел.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Тема 4.

Вежливость.

(2 ч)

Знать: понятия: вежливость, уважение, правила этикета.

Понимать: назначение вежливых слов в различных жизненных ситуациях; необходимость доброжелательного отношения к окружающим; значение дружеского общения одноклассни­ков; необходимость соблюдения правил этики и этикета на улице, в школе, дома.

Уметь: Понимать, как вежливость влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Тема 5.

Добро и зло.

(2 ч)

Знать: смысл понятий «добро» и «зло», доброта, забота, щедрость, жадность, язык жестов.

Понимать: ценность повседневного проявления доброты и щедрости.

Уметь: выявлять отдельные признаки. Анализировать результаты сравнения. Различать части и целое. Пользоваться словарем. Вести записи в тетрадях. Строить монологические высказывания. Организовать и провести инсценировку ситуации, в которой нужно проявить вежливость и уважение.


Тема 6.

Дружба и порядочность.

Знать: что такое проявление дружбы и порядочности в по­вседневной жизни, в классном коллективе; определение понятий: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, чест­ность, бескорыстие, справедливость, ответственность.

Понимать: необходимость и важность дружбы и порядочностив межличностных отношениях.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллекти­ве; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу. Выявлять с помощью сравнения отде­льные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения. Вести учебные записи в тетради.

Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое выска­зывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участ­вовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «...и/ или...», «если..., то...», «не только, но и...». Элементарно обос­новывать высказанное суждение

Тема 7.

Честность и искренность.

(2 ч)

Знать: определение понятий: честность, искренность, репута­ция, закон.

Понимать: что значит быть нравственным в наше время; важность в жизни каждого человека искренности и порядоч­ности.

Уметь: быть честным и искренним в школе, дома, с друзья­ми. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему при­знаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тет­ради.

Работать с учебными, художественными, научно-популяр­ными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его уст­ном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопро­су; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементар­но обосновывать высказанное суждение

Тема 8.

Гордость и гордыня.

Знать: что такое собственное достоинство, порядочность искромность; отличие гордости от гордыни; смысл понятий:гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность,тщеславие.

Понимать: важность и необходимость проявления любви иуважения к человеку; соблюдения морали гражданина России;важность воспитания положительных качеств лич­ности.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, художественными, научно-популяр­ными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его уст­ном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопро­су; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить отве­ты). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Тема 9.

Обычаи и обряды русского народа.

( 2 ч)

Знать: обычаи и обряды россиян; особенности бракосочета­ния в современной России; определения понятий: обычаи, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Понимать: необходимость уважительного отношения к обы­чаям и обрядам многонационального и многоконфессиональ­ного российского народа.

Уметь: приводить примеры добрых и злых поступков, приме­ры щедрости, приводить образцы нравственности из куль­туры и истории Отечества. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых пред­метов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.

Работать с учебными, художественными, научно-популярны­ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое выска­зывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участ­вовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обос­новывать высказанное суждение

Тема 10.

Терпение и труд.

(2ч)

Знать: сущность трудовой морали; основные способы нравст­венного самосовершенствования; смысл понятий: терпение, труд, прилежание, старание, отдых, лень.

Понимать: необходимость и важность труда для жизни каждо­го человека.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом, соблюдать технику безопасности; выполнять порученное дело; бережно относиться к материальным и духовным ценностям. Вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, худо­жественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы).

Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обос­новывать высказанное суждение

Тема 11.

Семья.

(2 ч)

Знать: высшие нравственные ценности семьи; происхождение имен и фамилий; родословие семьи; смысл понятий: род, ро­дословие, семья, фамилия.

Понимать: важность сохранения и укрепления семьи, свой вклад в сохранение добрых отношений в семье; роль родите­лей и детей в современной семье.

Уметь: соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, ха­рактерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему при­знаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.

Работать с учебными, художественными, научно-популярны- ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое выска­зывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участ­вовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обос­новывать высказанное суждение

Тема 12.

Семейные традиции.

(2ч)

Знать: традиции россиян, собственные традиции семьи; праз­дник – одна из форм исторической памяти; определение по­нятия традиция.

Понимать: значение семейных традиций для укрепления се­мьи, воспитания детей.

Уметь: следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; ана­лизировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетра­ди.

Работать с учебными, художественными, научно-популярны- ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое выска­зывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участ­вовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обос­новывать высказанное суждение

Тема 13.

Сердце матери.

(2ч)

Знать: роль матери в семье; традиции празднования Дня ма­тери; раскрывать смысл понятий: семья, любовь, счастье, забо­та, терпение.

Понимать: важность и необходимость уважительного отноше­ния к матери; значение матери как творца человека; важность помощи детей родителям; необходимость бережного отноше­ния детей к родителям.

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме. Выявлять с помощью сравнения отде­льные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, художественными, научно-популярны­ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и пись­менном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обос­новывать высказанное суждение

Тема 14.

Правила твоей жизни.

(2ч)

Знать: правила этикета школьного праздника; распорядок дня;правила культуры общения школьников; особенности общениядетей с посторонними людьми; правила личной безопасности.Необходимость соблюдения дисциплины в школе и дома; необходимость помощи маленьким детям, престарелым и больным людям.

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; зани­маться самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности.

Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, ха­рактерных для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Разли­чать целое и части. Вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, художественными, научно-популярны­ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое выска­зывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участ­вовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обос­новывать высказанное суждение

Тема 15.

Праздники народов России.

(2ч)

Знать: обычаи и обряды россиян; особенности бракосочета­ния в современной России; определения понятий: обычаи, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Понимать: необходимость уважительного отношения к обы­чаям и обрядам многонационального и многоконфессиональ­ного российского народа.

Уметь: приводить примеры добрых и злых поступков, приме­ры щедрости, приводить образцы нравственности из куль­туры и истории Отечества. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых пред­метов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.Работать с учебными, художественными, научно-популярны­ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое выска­зывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участ­вовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обос­новывать высказанное суждение.

Тема 16.

Защитники Отечества.

(2ч)

Знать: важнейшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали защитника Отечества; основные вехи в защите­нашего Отечества; понятия: Отечество, защитник, патриот,воин.

Понимать: значение патриотизма в сохранении и укреплении государства; что значит быть нравственным в наше время.

Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; подготовить сооб­щение о патриотах России; определять значение красных дат календаря.

Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, ха­рактерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Разли­чать целое и части. Вести учебные записи в тетради.

Обобщающее повторение.

(3 ч)

Знать: основное содержание учебника, важнейшие понятия; нормы морали; этика, этикет, их назначение. Понимать: необходимость, важность и полезность выполне­ния правил этики и этикета.

Уметь: понимать содержание вопроса и задания; ответить на вопросы и выполнить задание, соотнеся определения с поня­тиями; выполнить тестовые задания; применять полученные знания и умения на практике

7. Тематическое планирование модуля «Основы светской этики».

темы

Наименование темы

Кол-во

часов

Основные виды учебнойдеятельности

1

Введение в предмет.

1


2

Россия –Родина моя.

2

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

3

Этика и этикет.


2

Регулятивные:

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

4

Вежливость.


2

Регулятивные:саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

5

Добро и зло.


2

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

6

Дружба и порядочность.

2

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

7

Честность и икренность.


2

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

8

Гордость и гордыня.

2

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

9

Обычаи и обряды русского народа.


2

Регулятивные:саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

10

Терпение и труд.


2

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

11

Семья.


2

Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

12

Семейные традиции.


2

Регулятивные:саморегуляция

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

13

Сердце матери.


2

Регулятивные: оценканравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

14

Правила твоей жизни.


2

Регулятивные:саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

15

Праздники народов России.


2

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

16

Защитники Отечества.


2

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.


Обобщающее повторение.


3

Регулятивные:саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи





















8. Описание материально – технического обеспечения

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательного процесса

Кол-во

Печатные пособия.

Учебно – методическая литература:

1

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики: приложение к приказу Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69// Официальные документы в образовании. – 2012.-№ 10.-с.31-34.

1

2

Студеникин М.Т. Программа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Русское слово, 2012.

1

3

Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 1996.

1

Учебники:


1

М.Т.Студеникин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник». 2012. – 160 с. – (ФГОС.Начальная инновационная школа)


70

2

М.Т.Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т.Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

70

Технические средства обучения (средства ИКТ).

1

Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

1

2

Персональный компьютер.

1

3

Мультимедийный проектор.

1

4

Экран.

1


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов

НОУ гимназии «Школа бизнеса»

от ______20___ г. №___

_________________Н.Г.Затолокина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ К.А. Варельджан


____________________20____г









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ для 4 класса (автор: Студеникин М.Т.)

Автор: Затолокина Наталья Геннадьевна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221121


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства