РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ для 4 класса (автор: Студеникин М.Т.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ для 4 класса (автор: Студеникин М.Т.)
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) является комплексным и состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
от 29 августа 2014 года протокол № 1 Председатель педсовета
_________________ Е.В. Черткова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(ОРКСЭ)
Уровень образования (класс) начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов: 35 ч.
Учитель Затолокина Наталья Геннадьевна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Примерной программы и на основе авторской программы:Студеникин М.Т. Программа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Русское слово, 2012.
1.Пояснительная записка
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) является комплексным и состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».
Вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
2. Общая характеристика учебного предмета
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
В учебнике, методическом пособии обращается внимание на отработку таких основополагающих понятий, как Отечество, нация, народ, национальность, нравственность, религия и многие другие. Причем определения понятий даются в доступном для учеников 4 класса понимании.
Учебник содержит также «Словарь вещей и предметов», в котором имеются сведения о происхождении старинных предметов и вещей, столовых приборов.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У обучающихся вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
Выполнение заданий практического характера связано с сопереживанием учеников, желанием проявить заботу об окружающих, родных и знакомых, проявить свое сострадание и милосердие по отношению к больным и немощным, престарелым и инвалидам (например, тема «Гордость и гордыня»). Ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к важнейшим ценностям нашего общества. У них развивается личная ответственность за свои поступки, происходит развитие доброжелательности, отзывчивости, они сопереживают чувствам родных и близких.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативное умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свое точку зрения.
Модуль «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе; и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического.На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощью взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника - это его ответственная добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культур» каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивости консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметныесвязи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так и в вопросах и заданиях к ним.
3.Место предмета в базисном учебном плане.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательных отношений (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
В соответствии с учебным планом гимназии в 4 классе преподается курс «Основы религиозных культур и светской этики». Авторская программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю). Согласно годовому календарному учебному графику НОУ гимназии «Школа бизнеса» на 2014-2015 учебный год продолжительность учебного года в 4 классе составляет 35 недель, поэтому в рабочую программу курса добавлен 1 час. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей, обучение учащихся осуществляется по одному из них по выбору обучающегося и его родителей. По заявлению родителей в гимназии обучение ведется по модулю «Основы светской этики».
4. Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ.
Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:
а) Отечество
б) Семья
в) Культурная традиция.
Курс отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» ученик должен: знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников;
списывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстъе и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Система оценки планируемых результатов по предмету ОРКСЭ.
1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
2. Оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества обучающихся, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг обучающегося, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи собучающимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение обучающегося.
4. Виды оценивания на уроке ОРКСЭ: вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.
5.По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
6.По ОРКСЭ домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).
Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник.
Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
7.Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления на уроках ОРКСЭ:
Педагогическое наблюдение.
Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.
Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио обучающегося.
8. По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используется качественнаявзаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.
В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.
В качестве итоговой отметки по предмету используется технология портфолио.
По завершению изучения курса ОРКСЭ в классном журнале при выставлении итоговых отметок по учебным предметам делается запись об освоении учебного курса ОРКСЭ «осв.». В индивидуальном оценочном листе обучающегося 4 классав разделе 1в графе «Результаты итоговых работ по учебному предмету» пишется «освоил».
6. Содержание модуля«Основы светской этики»
Тема 1. Введение в предмет.
(1 ч)
Знать: что такое духовно-нравственная культура, светская этика и этикет, золотое правило этики.
Понимать: зачем людям нужны духовно-нравственная культура, этика и этикет
Уметь: выявлять отдельные признаки. Анализировать результаты сравнения. Различать части и целое. Пользоваться словарем.
Тема 2. Россия –Родина моя.
(2 ч)
Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
Понимать: смысл понятий Родина, Россия, Российская Федерация
Уметь: объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).
Тема 3.
Этика и этикет.
(2 ч)
Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
Понимать: что такое нравственная культура учащихся, культурное и вежливое общение в коллективе; в чем польза добрых дел.
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века
Тема 4.
Вежливость.
(2 ч)
Знать: понятия: вежливость, уважение, правила этикета.
Понимать: назначение вежливых слов в различных жизненных ситуациях; необходимость доброжелательного отношения к окружающим; значение дружеского общения одноклассников; необходимость соблюдения правил этики и этикета на улице, в школе, дома.
Уметь: Понимать, как вежливость влияет на поступки человека, и рассказать об этом.
Тема 5.
Добро и зло.
(2 ч)
Знать: смысл понятий «добро» и «зло», доброта, забота, щедрость, жадность, язык жестов.
Понимать: ценность повседневного проявления доброты и щедрости.
Уметь: выявлять отдельные признаки. Анализировать результаты сравнения. Различать части и целое. Пользоваться словарем. Вести записи в тетрадях. Строить монологические высказывания. Организовать и провести инсценировку ситуации, в которой нужно проявить вежливость и уважение.
Тема 6.
Дружба и порядочность.
Знать: что такое проявление дружбы и порядочности в повседневной жизни, в классном коллективе; определение понятий: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, бескорыстие, справедливость, ответственность.
Понимать: необходимость и важность дружбы и порядочностив межличностных отношениях.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения. Вести учебные записи в тетради.
Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «...и/ или...», «если..., то...», «не только, но и...». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Тема 7.
Честность и искренность.
(2 ч)
Знать: определение понятий: честность, искренность, репутация, закон.
Понимать: что значит быть нравственным в наше время; важность в жизни каждого человека искренности и порядочности.
Уметь: быть честным и искренним в школе, дома, с друзьями. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.
Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Тема 8.
Гордость и гордыня.
Знать: что такое собственное достоинство, порядочность искромность; отличие гордости от гордыни; смысл понятий:гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность,тщеславие.
Понимать: важность и необходимость проявления любви иуважения к человеку; соблюдения морали гражданина России;важность воспитания положительных качеств личности.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение.
Тема 9.
Обычаи и обряды русского народа.
( 2 ч)
Знать: обычаи и обряды россиян; особенности бракосочетания в современной России; определения понятий: обычаи, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Понимать: необходимость уважительного отношения к обычаям и обрядам многонационального и многоконфессионального российского народа.
Уметь: приводить примеры добрых и злых поступков, примеры щедрости, приводить образцы нравственности из культуры и истории Отечества. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.
Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Понимать: необходимость и важность труда для жизни каждого человека.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом, соблюдать технику безопасности; выполнять порученное дело; бережно относиться к материальным и духовным ценностям. Вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы).
Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Тема 11.
Семья.
(2 ч)
Знать: высшие нравственные ценности семьи; происхождение имен и фамилий; родословие семьи; смысл понятий: род, родословие, семья, фамилия.
Понимать: важность сохранения и укрепления семьи, свой вклад в сохранение добрых отношений в семье; роль родителей и детей в современной семье.
Уметь: соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.
Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.
Работать с учебными, художественными, научно-популярны- ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Тема 12.
Семейные традиции.
(2ч)
Знать: традиции россиян, собственные традиции семьи; праздник – одна из форм исторической памяти; определение понятия традиция.
Понимать: значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей.
Уметь: следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.
Работать с учебными, художественными, научно-популярны- ми текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Тема 13.
Сердце матери.
(2ч)
Знать: роль матери в семье; традиции празднования Дня матери; раскрывать смысл понятий: семья, любовь, счастье, забота, терпение.
Понимать: важность и необходимость уважительного отношения к матери; значение матери как творца человека; важность помощи детей родителям; необходимость бережного отношения детей к родителям.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Тема 14.
Правила твоей жизни.
(2ч)
Знать: правила этикета школьного праздника; распорядок дня;правила культуры общения школьников; особенности общениядетей с посторонними людьми; правила личной безопасности.Необходимость соблюдения дисциплины в школе и дома; необходимость помощи маленьким детям, престарелым и больным людям.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности.
Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради. Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение
Тема 15.
Праздники народов России.
(2ч)
Знать: обычаи и обряды россиян; особенности бракосочетания в современной России; определения понятий: обычаи, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Понимать: необходимость уважительного отношения к обычаям и обрядам многонационального и многоконфессионального российского народа.
Уметь: приводить примеры добрых и злых поступков, примеры щедрости, приводить образцы нравственности из культуры и истории Отечества. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами; правильно и осознанно читать вслух и про себя; определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. Строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу; участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/ или…», «если…, то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение.
Тема 16.
Защитники Отечества.
(2ч)
Знать: важнейшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали защитника Отечества; основные вехи в защитенашего Отечества; понятия: Отечество, защитник, патриот,воин.
Понимать: значение патриотизма в сохранении и укреплении государства; что значит быть нравственным в наше время.
Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря.
Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять явления по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части. Вести учебные записи в тетради.
Обобщающее повторение.
(3 ч)
Знать: основное содержание учебника, важнейшие понятия; нормы морали; этика, этикет, их назначение. Понимать: необходимость, важность и полезность выполнения правил этики и этикета.
Уметь: понимать содержание вопроса и задания; ответить на вопросы и выполнить задание, соотнеся определения с понятиями; выполнить тестовые задания; применять полученные знания и умения на практике
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
14
Правила твоей жизни.
2
Регулятивные:саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
15
Праздники народов России.
2
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя
16
Защитники Отечества.
2
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
Обобщающее повторение.
3
Регулятивные:саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
8. Описание материально – технического обеспечения
№п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательного процесса
Кол-во
Печатные пособия.
Учебно – методическая литература:
1
Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики: приложение к приказу Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69// Официальные документы в образовании. – 2012.-№ 10.-с.31-34.
1
2
Студеникин М.Т. Программа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Русское слово, 2012.
1
3
Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 1996.
1
Учебники:
1
М.Т.Студеникин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник». 2012. – 160 с. – (ФГОС.Начальная инновационная школа)
70
2
М.Т.Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т.Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
70
Технические средства обучения (средства ИКТ).
1
Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.