Просмотр содержимого документа
«« Живая и неживая природа».»
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме : « Живая и неживая природа».
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний
Цели: Создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме ( царства живой природы , отличие живой и неживой природы , явления в окружающей природе, значение этих явлений в живых организмах), для воспитания бережного отношения к природе .
Оборудование: экран, компьютер, проектор, листы А-4, карточки-жетоны , печатные тетради , карточки с заданиями , синии и красные карточки , 3 подноса и оборудование для опытов : 1. магнит , скрепки , карандаш , бумага; 2. сода , уксусная кислота , стакан
3. расческа , бумажки , пленка
Ход урока
Организация урока. Вступление.
Фрагмент фильма о природе , на его фоне стихотворение :
«Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,,
Птицы , звери и леса ,
Гром , туманы и роса .
Человек и время года-
Это все кругом природа.
Сегодня , ребята , мы с вами совершим виртуальное путешествие на природу.
Мы вспомним 1. Чем отличается живая и неживая природа?
2. Какие существуют Царства живой природы ?
3. Какие явления происходят в окружающей нас природе?
И чем они отличаются друг от друга?
4. Значение этих явлений в живых организмах.
Наше сегодняшнее путешествие - это подведение итогов , что мы знаем и что мы умеем.
В путешествие мы отправимся 3 командами ( 3 колонки).
В пути каждую команду ждут испытания – это разнообразные задания, конкурсы .
Задача каждой команды – успешно выполнить задание и набрать максимальное количество баллов.
Успех команды будет зависеть от каждого из вас.
Итак , в путь !!!
Обобщение и закрепление
1 испытание БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
Что такое природа?
( все естественное , что нас окружает)
Природа бывает живая и неживая. А чем живое отличается от неживого?
( питание , дыхание , рост , развитие , размножение , смерть , клеточное строение )
Приведите примеры живой природы.
Примеры неживой природы.
Могут ли тела неживой природы обладать свойствами живого? ( Да. Сосулька растет и т.д.)
Факторы , ограничивающие жизнь в литосфере (температура земных недр )
Продолжим путь.
1. Все живые организмы объединяются в 4 царства .Какие? ( растения , животные , грибы , бактерии )
Давайте узнаем ,какие организмы населяют эти царства .
2 испытание КОНКУРС ЗАГАДОК
Представители команд называют по очереди № и получают загадку.
Царство Животные.
1.Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он.
А жильцов в нем- миллион! ( муравьи)
2.Всю жизнь ношу я 2 горба ,
Имею 2 желудка!
Но каждый горб – не горб , амбар !
Еды в них на семь суток ! ( верблюд)
3.Маленькая ,легкая , а за хвост не поднимешь. (ящерица)
4. Черен ,да не ворон, рогат , да не бык ;
Шесть ног без копыт;
Летит- воет;
Сядет – землю роет. (жук)
5. Выпуча глаза сидит
По французски говорит ,
По блошачьи прыгает ,
По человечьи плавает. ( лягушка0
6. Не мышь , не птица ,
В лесу резвится ,
На деревьях живет
И орешки грызет. ( белка)
7. Без ног – бежит, все ее боятся,
Рубаху меняет , но не человек .
Яйца несет , но не курица . ( змея)
8. Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость лесного оркестра
И лучший прыгун в высоту. ( кузнечик )
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
2. Все это представители какого царства ? По каким признакам их выделили в отдельное царство?
Царство Растения
В белом сарафане стала на поляне
Летели синицы ,сели на косицы . ( береза )
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила ,
А о чем она грустит –
Никому не говорит. ( ива )
Злая , как волчица ,
Жжется , как горчица,.
Ай . не трогайте меня !
Обожгу и без огня . ( крапива )
Тонкий стебель у дорожки ,
На конце его – сережки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. ( подорожник )
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
3.Все это представители какого царства ? Признаки этого царства .
Царство Грибы
Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые …… ( лисички)
Будто смазанные маслом ,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята ,
Под сосной растут …. ( опята )
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
5. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства.
6. Почему бактерии выделили в отдельное царство ?
Продолжим путь.
Физкульминутка ( под музыку ЗВУКИ ПРИРОДЫ )
Давайте все встанем. Представим себе , что мы в лесу .
Поют птички , журчит ручеек , а рядом с нами различные деревья .
Давайте их изобразим.
Встанем на носочки и поднимем руки вверх.
Это тополь тянет свои веточки к солнцу.
Опустим ручки , голову набок и вниз.
Это плакучая ива.
Двигаемся из стороны в сторону .
Березка качается на ветру.
А теперь представим , что подул сильный ветер .
Что будет с нашими деревьями?
Покажите мне , как они будут двигаться на ветру .
Выходим на лесную опушку. Садимся .
3 испытание ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»
1 человек от команды тянет карточку , про себя читает термин и пытается объяснить его своей
ИСПАРЕНИЕ ( переход воды из жидкого состояния в пар )
МОЛНИЯ ( Электрический искровой разряд между облаками или облаками и землей )
ТЕПЛОВЫЕ явления ( явления ,связанные с нагреванием и охлаждением воздуха )
ИСТОЧНИК СВЕТА ( тела , которые сами светятся , испускают свет )
СВЕТОВЫЕ явления (явления , связанные со светом )
СОЛНЦЕ ( природный источник света )
В это время по 1 человеку от каждой команды подходят к столу , получают карточку с заданием , находят на столе все необходимое для проведения опыта ,демонстрирующего доставшееся им явление . Готовят опыты , демонстрируют их классу и делают выводы .
4 испытание КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ОПЫТ № 1 Физическое явление . ( магнит + скрепки , магнит + карандаш )
Вывод : К магниту притягиваются железные предметы .
Учитель называет явления , учащиеся поднимают синюю карточку , если это физическое явление и красную , если это химическое явление .
кипит чайник ( синяя )
молния ( синяя )
почернело серебро ( красная )
светит Солнце ( синяя )
поржавело железо ( красная )
фотосинтез ( красная )
распространение запаха духов в воздухе ( синяя )
выделение газа из открытой бутылки лимонада (синяя )
пищеварение в желудке ( красная )
испарение пота (синяя )
скисание молока ( красная )
растворение сахара в чае (синяя )
Подведение итогов урока
1.Учащиеся делают выводы , опираясь на предложенную схему
Окружающая нас природа делится на живую и неживую .
Тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.
Живая природа объединяется в 4 Царства : Растения , Животные , Грибы , Бактерии .
В живой и неживой природе происходят физические и химические явления.
Живая и неживая природа – единое целое .
3. ВЫВОД
Давайте вспомним слова астронавта Уильяма Андерса , который увидев нашу планету из космоса сказал: «Мы ,может быть , не сознавая этого считаем Землю плоской и бесконечно большой . Уверяю Вас , что Земля не массивный гигант , а скорее хрупкий елочный шарик , с которым нужно обращаться очень бережно…»
Кроме того надо помнить , что человек –это тоже часть природы и его существование зависит напрямую от существования нашей планеты .
Домашнее задание
1. Памятка «Правила поведения на природе» или плакат «Последствия отрицательного влияния человека на природу».