Наверное, вы догадались и сами можете назвать тему нашего урока. (Водоемы нашего края.)
Учитель: Что бы вы хотели узнать изучая эту тему?
Сегодня мы познакомимся с водоемами нашего края, о некоторых расскажем подробнее, расскажем, какое значение имеют водоемы в жизни, затронем вопросы охраны водоемов, правилами поведения на воде.
1) Составление таблицы классификации водоёмов.
Оставшиеся слова разделите на группы по происхождению. (если что дать сравнить море и водохранилище)
Учитель:Какие водоёмы называют естественными? (Естественные – водоемы, созданные природой.)
Учитель:Какие водоёмы называют искусственными? (Искусственные - водоемы, созданные человеком)
Учитель:А какие водоемы Самарской области вы знаете?
3) Рассказ учителя и показ на демонстрационной карте Самарской области.
Работа с текстом «Волга».
- Чтение текста. Работа с рабочими листами.
А теперь внимательно послушайте стихотворение.
Течет река … Течет река …
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
О чем говорится в этом шуточном стихотворении (о роли реки).
Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?
Значениеводоемов
дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
Учитель:Давайте прочитаем 1 абзац учебника с. 109
Да, это действительно так.
Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А в чём причина?
-А всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у водоёма?
Чтение текста учебника с. 109-110.
Работа со слайдом.
- Давайте опираясь на текст учебника, запишем правила, которые должен соблюдать каждый человек.
Запрещается:
1) спускать в водоёмы сточные воды заводов, фабрик;
2) бросать мусор в реку;
3) оставлять удобрения на берегу реки;
4) мыть транспортные средства на берегу реки;
VII. Рефлексия.
Составьте синквейн со словом РЕКА или ВОДА
VIII. Оценивание
IX. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Приложение.
ВОЛГА
Река Волга находится на европейской территории России. Из всех рек Европы она имеет самую большую длину. Её длина 3530 км. Берёт своё начало Волга на Валдайской возвышенности, недалеко от деревни Волговерховье. Из достоверной информации известно, что начало великой реке даёт ключ (родник). Впадает в Каспийское море.
В Волгу впадает более 200 рек разной величины. Самые крупные притоки: Ока, Кама, Сура, Ветлуга, Самара и др.
Волга – равнинная река, поэтому имеет спокойный характер течения. Нет на реке ни порогов, ни водопадов. В зимнее время покрывается льдом. В этот период наблюдается самый низкий уровень воды в реке. В весеннее время освобождается ото льда, на реке происходит ледоход. После таяния льда и снега уровень воды в реке поднимается. Это явление называют половодьем. В засушливые годы уровень воды падает. Осенью или в сильно дождливое лето уровень воды может подниматься из-за обильных осадков. Это паводок.
На Волге находится много городов. Даже есть города-миллионеры: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. При помощи каналов связана с рекой Дон и имеет выход в Азовское и Чёрное море. А также имеет выход в Балтийское и Белое моря при помощи каналов.
На реке Волга размещён ряд крупных гидроэлектростанций, для функционирования которых человек соорудил огромные водохранилища. На территории Самарской области их 2: Жигулёвское и Саратовское. Наша Жигулёвская ГЭС регулирует сток воды в Волге, обеспечивает создание судоходных глубин и создаёт благоприятные условия для орошения засушливых земель Заволжья.
Но наличие этих двух огромных водохранилищ отрицательно повлияло на растительный и животный мир. В районе городов Тольятти, Самара уже не ловятся такие породы ценных рыб, как осётр, севрюга, белуга.