Открытое занятие по экологии "Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов".
Открытое занятие по экологии "Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов".
Коммунальное государственное учреждение « Областная специальная школа – интернат для детей с нарушениями слуха города Талдыкорган» государственного учреждения « Управление образования Алматинской области»
Клышбаева Асель Кайратовна
Открытое занятие
Тема: Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов.
Цели:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;
Развивающие:
развивать речь, наблюдательность, внимание, слуховое восприятие, умение общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом; умение сравнивать и делать выводы;
Коррекционные:
формировать интонационную сторону речи, работать над выразительном чтением;
Воспитательные;
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Задачи урока:
Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.
Активизация и обогащение словаря: жидкость, бесцветная, пресная, соленая
Тип урока:
Урок формирования знаний и навыков.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.
Ход урока
Орг момент
Вы пришли сюда …. (учиться)
Не лениться, а ….( трудиться)
Работать как? ( старательно)
А слушать как? ( внимательно)
Если хочешь отвечать …( руку не забудь поднять)
Если спросят …. ( надо встать, громко, четко отвечать)
II. Мотивация учебной деятельности.
У: Сегодня мы будем говорить о веществе, без которого мы жить не можем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент – Экзюпер, Послушайте внимательно и скажите о чем идет речь:
- «У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» ( На доске написано).
У: - Как вы думаете о чем говорит писатель? Ответ вы можете сказать с помощью ребуса, который написан на доске.
ВО ДА
Д: Это вода.
У: Оцените ответ своего товарища. Согласны ли вы с ответом ? Значит вы думаете правильно. Молодцы!
У: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? ( На доске карточки со словами Вода – это)
Д: - Вода – это жидкость.
- Вода бывает горячая и холодная.
- В воде можно купаться.
У: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду говорят природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.
III. Работа по теме урока.
У: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.
Знакомство с понятием «исследователь»
У: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
Д: Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.
Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.
Слайд( Исследователь)
У: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.
У: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.
Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя.
У: А как вы думаете, что будет предметом исследования?
Д: Вода
У: И так ребята поделитесь на две исследовательские лаборатории, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.
План работы нашего исследования ( На доске)
Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.
Наблюдение за распространением воды в природе.
Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Практическая работа.
Опыт №1
1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.
У: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?
Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.( Дети демонстрируют)
У: Почему?
Д: Она текуча.
У: Какой сделаем вывод?
Д: Вода – жидкость.
Опыт №2
У: Всегда ли она жидкая?
Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?
( Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)
У: Какой сделаем вывод?
Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.
Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
Опыт№3
Видео – сюжет.
Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь- это старший работник научной лаборатории Алма апай. Алма апай давайте проведём практическую работу поставив чайник с водой на плиту. Посмотрите наш чайник за кипел. Если он простоит на плите 10 мин, то что будет с чайником. Давайте по наблюдаем.
Вот посмотрите после десяти минут кипения чайника, в чайнике воды не осталось.
У: Куда делась вода?
Д: Вода превратилась в пар.
У: Какой сделаем вывод?
Д: Вода – это пар, газ.
У: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Д:Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)
У: хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические работы. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. ( Звучит музыка, ребята садятся на свои места)
У:Внимание на доске второй вопрос.
2) Распространение воды в природе
У: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река…. Продолжите.
Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.
У: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …
Д: Ледники, снег, лёд, град.
У: Вода в природе в газообразном состоянии – это …
Д: Облака, туман, тучи.
(Слайд круговорот воды природы)
У: давайте перейдем к третьему вопросу.
3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека
(Слайд земля)
У: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?
Д: Голубой
У: А почему?
Д: Потому что это вода.
У: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли. Но в морях и океанах вода какая?
Д: Соленая
У: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.
У: А где мы используем воду?
Д: Воду мы используем в хозяйстве- умываемся, стираемся, готовим обеды.
У: Хорошо. Посмотрите слайды. Обратите внимание, кроме хозяйственных нужд, вода нужна и растениям, и животным, на гидроэлектростанцию, если не будет гидроэлектростанции, то у нас не будет света, электричество, перевозку грузов по рекам, отдых на воде.
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
(Слайд на доске Вода – это) диаграмма
У: Значит, вода – это…?
Д: Вода – это жизнь.
У: Зачем мы должны мыться, закаляться?
Д: Чтобы быть здоровыми.
У: Значит вода – это?
Д: Вода – это здоровье.
У: По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Значит вода – это?
Д: Вода – это друг и помощник человека.
У: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.
Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
IV. Физ.минутка
У: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее нашим гостям. Ребята говорят пожелания гостям.
У:.Ребята возьмите стакан с водой в руки. Перед тем как выпить воду загадайте желание, и оно обязательно сбудется.
V. Продолжение работы по теме урока.
У: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому уроку.
4 Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
У: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!
Сказка про рыбака.
У: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода?
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по экологии "Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов".»
Коммунальное государственное учреждение « Областная специальная школа – интернат для детей с нарушениями слуха города Талдыкорган» государственного учреждения « Управление образования Алматинской области»
Клышбаева Асель Кайратовна
Открытое занятие
Тема: Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов.
Цели:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;
Развивающие:
развивать речь, наблюдательность, внимание, слуховое восприятие, умение общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом; умение сравнивать и делать выводы;
Коррекционные:
формировать интонационную сторону речи, работать над выразительном чтением;
Воспитательные;
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Задачи урока:
Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.
Активизация и обогащение словаря: жидкость, бесцветная, пресная, соленая
Тип урока:
Урок формирования знаний и навыков.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор , презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.
Ход урока
Орг момент
Вы пришли сюда ….. (учиться)
Не лениться , а …..( трудиться)
Работать как? ( старательно)
А слушать как? ( внимательно)
Если хочешь отвечать …( руку не забудь поднять)
Если спросят …. ( надо встать, громко , четко отвечать)
II. Мотивация учебной деятельности.
У: Сегодня мы будем говорить о веществе, без которого мы жить не можем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент – Экзюпер, Послушайте внимательно и скажите о чем идет речь:
- «У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются , не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» ( На доске написано).
У: - Как вы думаете о чем говорит писатель? Ответ вы можете сказать с помощью ребуса, который написан на доске.
ВО ДА
Д: Это вода.
У: Оцените ответ своего товарища. Согласны ли вы с ответом ? Значит вы думаете правильно. Молодцы!
У: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? ( На доске карточки со словами Вода – это)
Д: - Вода – это жидкость.
- Вода бывает горячая и холодная.
- В воде можно купаться.
У: Как много вы знаете . Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду говорят природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.
III. Работа по теме урока.
У: Трудно найти на нашей планете место , где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.
Знакомство с понятием «исследователь»
У: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи . Кто знает , кого называют исследователями?
Д: Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.
Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.
Слайд( Исследователь)
У: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.
У: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.
Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя.
У: А как вы думаете, что будет предметом исследования?
Д: Вода
У: И так ребята поделитесь на две исследовательские лаборатории, слушайте друг друга, советуйтесь , и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.
План работы нашего исследования ( На доске)
Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.
Наблюдение за распространением воды в природе.
Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Практическая работа .
Опыт №1
1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.
У: Вы, наверное , догадались, что у вас в стакане?
Д: Вода . Воду можно перелить в банку и обратно.( Дети демонстрируют)
У: Почему?
Д: Она текуча.
У: Какой сделаем вывод?
Д: Вода – жидкость.
Опыт №2
У: Всегда ли она жидкая?
Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?
( Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)
У: Какой сделаем вывод?
Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.
Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
Опыт№3
Видео – сюжет.
Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь- это старший работник научной лаборатории Алма апай. Алма апай давайте проведём практическую работу поставив чайник с водой на плиту. Посмотрите наш чайник за кипел. Если он простоит на плите 10 мин, то что будет с чайником. Давайте по наблюдаем.
Вот посмотрите после десяти минут кипения чайника, в чайнике воды не осталось.
У: Куда делась вода?
Д: Вода превратилась в пар.
У: Какой сделаем вывод?
Д: Вода – это пар, газ.
У: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Д:Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)
У: хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические работы. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. ( Звучит музыка, ребята садятся на свои места)
У:Внимание на доске второй вопрос.
2) Распространение воды в природе
У: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.
Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.
У: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …
Д: Ледники, снег, лёд, град.
У: Вода в природе в газообразном состоянии – это …
Д: Облака, туман, тучи.
(Слайд круговорот воды природы)
У: давайте перейдем к третьему вопросу.
3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека
(Слайд земля)
У: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?
Д: Голубой
У: А почему?
Д: Потому что это вода.
У: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли. Но в морях и океанах вода какая?
Д: Соленая
У: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.
У: А где мы используем воду?
Д: Воду мы используем в хозяйстве- умываемся, стираемся, готовим обеды.
У: Хорошо. Посмотрите слайды. Обратите внимание, кроме хозяйственных нужд, вода нужна и растениям, и животным, на гидроэлектростанцию, если не будет гидроэлектростанции, то у нас не будет света, электричество, перевозку грузов по рекам, отдых на воде.
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
(Слайд на доске Вода – это) диаграмма
У: Значит, вода – это…?
Д: Вода – это жизнь.
У: Зачем мы должны мыться, закаляться?
Д: Чтобы быть здоровыми.
У: Значит вода – это?
Д: Вода – это здоровье.
У: По рекам , океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Значит вода – это?
Д: Вода – это друг и помощник человека.
У: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.
Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
IV. Физ.минутка
У: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее нашим гостям. Ребята говорят пожелания гостям.
У: .Ребята возьмите стакан с водой в руки. Перед тем как выпить воду загадайте желание, и оно обязательно сбудется.
V. Продолжение работы по теме урока.
У: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому уроку.
4 Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
У: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!
Сказка про рыбака.
Рыбак: Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Каратал поспешил
Леску в воду отпустил
Друг: Ну и что , поймал?
Рыбак: Поймал!
Друг: Какую? Может, рыбку золотую?
Рыбак: Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь: В речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Рыбак: Что же делать? Как нам быть?
Соберу- ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
У: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода?