Просмотр содержимого документа
«Весна. Изменения в природе весной»
Весна. Изменения в природе весной
Цель: закрепление представлений о весне, её признаках, весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательная: расширять знания детей об изменениях, происходящих в природе весной; закреплять представления о приметах весны, названия весенних месяцев.
Развивающая: развивать кругозор, мышление, память, внимание, речь учащихся;
Воспитывающая: прививать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
Орг. момент
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Рапорт дежурного
1 слайд На экране мы видим солнышко. Давайте подарим ему хорошие слова, скажем, какое оно? (яркое, желтое, теплое, веселое, лучистое)
Учитель: Солнышко нам улыбается. Улыбнитесь тоже друг другу, подарите хорошее настроение. Настроение у всех хорошее, а значит вы справитесь со всеми заданиями на уроке.
Постановка учебной проблемы
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из времен года. А о каком, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (весной)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о весне)
- Тема нашего урока – «Весна. Изменения в природе весной». Сегодня на уроке мы поговорим о весне, о том, что происходит весной в природе.
III. Работа по теме урока
- Какое сейчас время года? (весна)
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- А сейчас какой месяц?
- Какое время года наступит после весны?
- Какое время года было до весны?
Учитель: Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Но с приходом весны в природе всё начинает меняться.
2 слайд Рассмотрите картинку и скажите, что происходит в природе весной (ответы детей)
Учитель: Весной становится теплее, светит ярко солнце, дни становятся длиннее, а ночи – короче, тает снег и лед на речках, бегут ручьи. Природа пробуждается от зимы: появляются листья на деревьях, трава и первые весенние цветы.
3 слайд Посмотрите на эти цветы. Как они называются? (подснежники)
Подснежники появляются, когда еще лежит снег. А как называется этот цветок? (мать-и-мачеха)
Как только растает снег, по берегам рек и ручьев, обрывам, у дорог появляются мелкие желтого цвета цветы мать-и-мачехи.
- А это что за цветок? (ландыш)
Цветы ландыша крохотного размера белого цвета. Цветет ландыш всего несколько дней.
Первые весенние цветы называют первоцветами.
- Можно ли рвать цветы? (нет, они погибнут и люди не смогут полюбоваться их красотой)
Учитель: Что же еще бывает в природе весной? Давайте узнаем.
4 слайд Появляются проталины.
- Что такое проталина? (ответы детей)
Проталина – это место, где стаял снег и открылась земля. Ребята, повторите это слово – проталины.
5 слайд Еще весной бывает капель. Звук капели мы можем услышать, когда снег на крышах домов или сосульки начинают таять на солнце. Капельки воды стекают вниз и падают на землю. Тогда мы и слышим звуки капели. Повторим слово – капель.
Физминутка
Солнце, солнце высоко (на носочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей (приседания)
Звонко побежал ручей (легкий бег на месте)
Вы за ручейком бегите
Лужи все перешагните (ходьба на месте)
Учитель: Сейчас я включу вам послушать звуки природы, которые мы можем услышать весной. А вы должны угадать, что это может быть.
6 слайд Прослушивание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц)
Учитель: Давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши». Я буду называть вам слова. Когда вы услышите слово, которое относится к весне, хлопните в ладоши.
Как одним словом называют птиц, которые возвращаются к нам весной из теплых краев?
- Каких вы знаете птиц, которые прилетают к нам весной?
7 слайд Посмотрите на картинки и назовите птиц, которые к нам прилетают весной (грач, скворец, соловей, ласточка)
8 слайд Весной раньше всех птиц возвращаются из теплых краев грачи и скворцы.
- Мы вспомнили, какие птицы возвращаются к нам весной из теплых краев.
9 слайд А теперь скажите, чем же занимаются птицы весной? (строят гнезда, выводят птенцов)
Учитель: Весной птицы начинают вить гнезда и высиживать птенцов. Можно людям трогать птенцов в птичьих гнездах? (ответы детей) Почему?
- Если вы увидите гнездо с яйцами или птенцами, ни в коем случае не трогайте их. Потому что тогда родители бросят свое гнездо и птенцы погибнут.
Учитель: Весну встречают не только птицы, но и животные.
10 слайд Давайте расскажем, какие изменения происходят в жизни животных весной (у них появляются детеныши)
Учитель: Весна – это зарождение жизни. У всех животных весной появляются детеныши. Они рождаются слабые и беспомощные.
- Как взрослые животные заботятся о своих детенышах? (ответы детей)
Учитель: Мамы прячут своих детенышей в норке, кормят их молоком и защищают от врагов.
- Можно забирать детенышей животных от родителей? (нет, они погибнут)
- Отгадайте загадку:
Живет в берлоге он в лесу,
Пугает волка и лису,
Любит ягоды и мед,
Косолапо он идет. (медведь) 11 слайд
- Что делает весной медведь? (просыпается после зимней спячки)
- А какое еще животное просыпается весной, отгадайте загадку:
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это (ёж) 11 слайд
Учитель: Весной животные начинают линять – меняют теплую зимнюю шерсть на легкую летнюю.
12 слайд Назовите животных, которые теряют весной теплый зимний мех (лиса и волк)
Учитель: У некоторых животных во время линьки даже изменяется и цвет шерстки. У кого?
13 слайд Окраска шерсти меняется у зайца. Зимой он белый, а летом становится (серый)
- Еще какое животное меняет цвет шубки? (белка) 13 слайд Зимой белка серая, а летом (рыжая)
14 слайд Кого вы видите на картинке? (бабочка, муха, божья коровка, пчела)
- Как их назвать одним словом? (насекомые)
- С наступлением тепла весной появляются насекомые – бабочки, пчелы, мухи, божьи коровки, пауки, кузнечики, комары и другие.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Работать вы будете в парах. Я раздала вам карточки с картинками. Вы должны найти и обвести в кружок картинки, которые относятся к весне.
- Давайте поиграем в игру «Когда что происходит»
Я буду читать вам предложения, первая часть которых о зиме, а вторая о весне. Вам нужно закончить вторую часть предложений, назвав то, что происходит весной:
- Зима ушла, а весна – (пришла)
- Зима холодная, а весна (теплая)
- Зимой дни короткие, а весной (длинные)
- Зимой солнце светит, а весной (греет)
- Зимой снег выпадает, а весной (тает)
- Зимой заяц белый, а весной (серый)
- Зимой медведь спит, а весной (просыпаетя)
- Зимой белка серая, а весной (рыжая)
- На доске висят картинки. Сейчас вы будете по очереди выходить к доске, выбирать картинки, которые относятся к весне.
- А сейчас давайте мы с вами проверим, запомнили ли вы какие изменения происходят в природе весной. Если утверждение правильное, покажите зеленый кружок, если неправильное – красный.
- Весной бегут ручьи
- Птицы улетают в теплые края
- Вырастает зеленая травка
- Звонко поет скворец
- Появляются проталины
- Желтеют листочки на деревьях
- Тает снег
- Солнышко светит и не греет
- Появляются подснежники
- Животные меняют теплые зимние шубки на летние
Игра
1. Что весной греет, светит, припекает? (солнце)
2. Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
3. Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)
4. Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
5. Весной она капает, поет, звенит? (капель)
6. Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
7. Что весной бежит, журчит, поет? (ручей)
Дополни рассказ о весне
Пришла долгожданная (весна). На улице стало (тепло). Ярко светит ласковое (солнце). Начал таять рыхлый (снег). Побежали звонкие (ручьи). На деревьях появляются первые (листочки). Из теплых краев возвращаются перелетные (птицы).
IV. Итог урока
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Назовите весенние месяцы
- Какие цветы первыми появляются весной? (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш)
- Назовите птиц, которые возвращаются к нам весной из теплых краев (грач, скворец, соловей, ласточка) Что делают птицы весной? (строят гнезда и выводят птенцов)
- Какие изменения происходят весной в жизни животных? (у животных появляются детеныши, они линяют – меняют теплую зимнюю шерсть на летнюю)
- Что еще происходит в природе весной?
V. Рефлексия
Повесьте на доску солнышко, если на уроке вам все было понятно, солнышко за тучкой, если вы не все поняли, тучку с дождиком, если на уроке вам было ничего не понятно.