Сейчас много говорится о сохранении, поддержании и восстановлении народных традиций. Большая часть обычаев и большая часть традиций, песен и танцев, так или иначе, связана с календарем. То есть с теми знаниями, которые на сегодня мало распространены и не особо востребованы в повседневной жизни современного общества. И это одна из основных причин, по которым восстановление народных традиций затруднено. Если убрать из нашей жизни календарную обрядность и цикл связанных с нею песен и хороводов, как ненужный нам аспект, теряется огромный пласт традиционной славянской культуры
Традиционный календарный цикл праздников, составленные из наблюдений опыта жизни наших предков, помогает ощутить связь человека с природой и ее ритмами Люди знали до мелочей изменения природы, лунные ритмы, сезонные особенности, все то, что сохранилось сегодня в народных приметах. Основные изменения в природе отмечались обрядовыми праздниками, наполненными смыслом и радостью. И дети наравне со взрослыми участвовали в календарных праздниках.
Цель мероприятия:
Пробудить интерес школьников к изучению фольклорных праздников, показать значимость обрядов и примет для жизни человека в былые времена и в современном мире.
Задачи мероприятия:
1. Познакомить школьников Санкт-Петербурга со славянскими обрядами, сопутствующими важному природному явлению в жизни наших предков - дню весеннего равноденствия.
2. На практике применить полученные в ходе освоения школьной программы теоретические знания в области природоведения, биологии и истории родного края, наблюдая за природными явлениями и сравнивая с народными приметами.
3. Обучить ребят играм со сверстниками, играм во дворе, показать радость и важность живого общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В начале XXI века укрепление единства российской нации стало одной из ключевых задач России. Как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", «…Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:
-слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
- сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей…»
Важная роль в решении этих проблем отводится «…обеспечению преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формированию в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России..»
В возрождении нашей славянской культуры играет особую роль в понимании самобытности нации и формировании мировоззрения в целом, позволяет воспитать успешных, цельных, зрелых, счастливых людей. Это касается каждого человека и, в особенности молодое поколение, так как именно за ними будущее духовное и нравственное воспитание последующих поколений. Нужно сказать, что возрождение традиций празднично-обрядовой культуры все осознаннее воспринимается сегодня, как важнейшая идейно-нравственная и эстетическая задача современной культурно-образовательной политики государства. Так как, в связи с процессами глобализации постепенно исчезает уникальность народно-обрядовых традиций Руси. Слепое копирование образцов чужеземной культуры, без должной адаптации к своему достоянию, оборачивается не только духовным, но и социальным разладом.
Современные дети очень мало играют в дворовые игры. Ещё одна серьёзная проблема кроется в том, что они мало общаются между собой. Большая часть детей в свободное от школы время сидят у компьютера или играют с телефоном, игровой приставкой и т.п. Современный мир заполнен компьютерами, разнообразными гаджетами, пронизан социальными сетями и мобильной связью, ребёнок с детства адаптируется к ним и процесс постоянного использования гаджетов становится совершенно естественный.
В наше время дети тоже играют, но большинство из них делают это по-другому, на компьютере. Изменилась оболочка и форма подачи. Проблема в том, что современные дети получают огромный поток информации, но, следует учесть, что в силу возрастных особенностей воспринимают они эту информацию как реальную действительность. Неумение общаться и играть в детстве ведёт в дальнейшем к изменениям в обществе, так например, одними из распространённых проблем современности стала игромания среди подростков и инфантильное отношение к жизни.
Сейчас много говорится о сохранении, поддержании и восстановлении народных традиций. Большая часть обычаев и большая часть традиций, песен и танцев, так или иначе, связана с календарем. То есть с теми знаниями, которые на сегодня мало распространены и не особо востребованы в повседневной жизни современного общества. И это одна из основных причин, по которым восстановление народных традиций затруднено. Если убрать из нашей жизни календарную обрядность и цикл связанных с нею песен и хороводов, как ненужный нам аспект, теряется огромный пласт традиционной славянской культуры
Традиционный календарный цикл праздников, составленные из наблюдений опыта жизни наших предков, помогает ощутить связь человека с природой и ее ритмами Люди знали до мелочей изменения природы, лунные ритмы, сезонные особенности, все то, что сохранилось сегодня в народных приметах. Основные изменения в природе отмечались обрядовыми праздниками, наполненными смыслом и радостью. И дети наравне со взрослыми участвовали в календарных праздниках.
Цель мероприятия:
Пробудить интерес школьников к изучению фольклорных праздников, показать значимость обрядов и примет для жизни человека в былые времена и в современном мире.
Задачи мероприятия:
1. Познакомить школьников Санкт-Петербурга со славянскими обрядами, сопутствующими важному природному явлению в жизни наших предков - дню весеннего равноденствия.
2. На практике применить полученные в ходе освоения школьной программы теоретические знания в области природоведения, биологии и истории родного края, наблюдая за природными явлениями и сравнивая с народными приметами.
3. Обучить ребят играм со сверстниками, играм во дворе, показать радость и важность живого общения.
Ход мероприятия:
Выезд группы учащихся школ СПб в количестве ________ на загородную базу________________ в период с _ по _______
1. программа на 05.04
10.00-10.45 - прибытие на базу, размещение
10.45-11.15 – завтрак
11.15- 12.00 – презентация славянских традиций ко дню весеннего равноденствия (Краткий экскурс в день Жаворонка и традиции). Презентация или мультик, в заключение аудио (веснянки)
12.00-14.00 – народные игрища на улице (музыкальное сопровождение, народные песни). Оценка результатов – раздача лент командам (баллы)
14.00-14.45- обед
14.45-16.00 – Мастер-класс по изготовлению «жаворонков» (оригами и аппликация)
16.00-16.45 – полдник с «жаворонками» (булочками), гадания, выборы засевальщика
16.30 – 17.30 Прогулка, сопровождаемая закличками, обрядовыми песнями — веснянками, играми. Украшение весеннего дерева жаворонками и лентами
17.30-19.30 - славянское братство – презентация ДЗ (представить славянский народ. Кратко - название, историческая родина, язык. Основные обычаи или особенности. Важно применить элементы народного костюма или быта) Оценка результатов – раздача лент командам (баллы)
19.30-20.00- ужин
20.00-21.00 Вечерние посиделки в русском стиле, народные песни и игры, частушки и игра на народных инструментах. (Мастерская русского кокошника и щита. Как альтернатива возможно роаскрашиванеи или сбор скворечника)
21.00-21.30 Дискотека - осовремененные народные песни (бурановские бабушки и т.п.), славянский рэп
11.45-12.45 – поиски клада по приметам. (в ходе поиска вспоминаем пословицы-поговорки, приметы) Оценка результатов – раздача лент командам (баллы)
12.45- 13.30 –обед
13.30-14.30 – оформление Дневника наблюдений – по результатам марш-броска. Составление календаря примет с последующим сопоставление примет и погодных явлений. Оценка результатов – раздача лент командам (баллы)
Осенью на следующем проекте подвести итоги, чьи предсказания оказались точнее.
14.30-16.00 Народные славянские игры. Подведение итогов сборов, вручение дипломов. Хоровод и танцы с украшенными лентами шестами
(Майский шест, на котором обрублены все ветки, считается одним из основных символов и на празднике Белтайн, и в славянских обрядах. Его наряжали цветными ленточками, цветами, венками листьями. Юноши и девушки, взявшись за концы подвязанных за шест лент, должны были танцевать вокруг него, медленно заплетая между собой ленты. Такой танец являлся важнейшим обрядом, чудотворным ритуалом для возвращения земли плодородия – помощью в движении энергии, благодаря которой растет всё вокруг..)