Педагогические цели: содействовать формированию умений описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; создать условия для формирования умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни.
Планируемые результаты образования:
Предметные: объясняют, что такое природное сообщество, приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране; выполняют правила поведения в природе; понимают значение наблюдений для познания мира; называют условия, необходимые для жизни растений и животных; приводят примеры растений и животных разных мест обитания (соснового леса).
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке; знают основные правила поведения в природе и ориентируются на их выполнение; испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой; понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные (критерии сформироваиности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные: понимают информацию, представленную в рисунках на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта; осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе.
Ход урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать наша любознательность.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Тест «У лесного озера»
1. Почему водомерки не погружаются под воду?
а) Потому что они любят дышать воздухом.
б) Потому что задние ноги водомерки покрыты волосками, которые смазаны жиром.
в) Потому что задние ноги водомерки больше передних.
2. Какие приспособления помогают водоплавающим птицам хорошо плавать?
а) Весла.
б) Плавники.
в) Перепонки между пальцами ног.
3. Какие рыбы встречаются в прудах и озерах?
а) Карась, окунь, кит.
б) Карась, окунь, лягушка.
в) Карась, окунь, плотва, щука.
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях и животных соснового леса. Будем учиться выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни, описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Работа с рисунками учебника (с. 40 и 48).
Сравните в учебнике рисунок соснового леса с рисунком ельника. В каком лесу больше света; сосновом или в еловом? (В сосновом.)
Обратите внимание на различие между сосной и елью.
Нетрудно заметить, что у ели ветки густые и расположены по всему стволу, а у сосны они редкие и находятся на самой верхушке'. Именно поэтому сосны в меньшей степени, чем ели, препятствуют прохождению света к почве. Сосна растет на бедных песчаных, часто сухих почвах, поэтому под пологие сосновые леса не могут поселиться разнообразные травянистые растения, которые любят плодородную почву и требовательны к влаге.
2. Ознакомление с другими особенностями сосны.
Чтение второго абзаца статьи «В сосновом лесу» на с. 48.
- Выяснив, что светолюбивая сосна иначе влияет на окружающую среду, чем теневыносливая ель, мы можем переходить к знакомству с другими растениями соснового леса.
3. Просмотр презентации «Сосновый лес».
Одним из типичных представителей соснового леса является светолюбивое и засухоустойчивое растение - очиток.
Рассмотрите рисунок с изображением очитка (с. 48 учебника) и соотнесите его с описанием в тексте учебника.
Кроме очитка в сухом сосновом лесу можно встретить и другие растения, например, вереск и кошачьи лапки.
Вереск - вечнозеленое растение. Его мелкие листья свернуты в трубочку и живут более I года. Цветет вереск в конце лета. Во время цветения его изящные веточки покрываются лилово-розовыми цветками.
Листья и стебель кошачьих лапок беловойлочные от покрывающих их волосков. Они защищают растение от перегрева на солнце. Цветки у кошачьих лапок двух видов: серебристо-белые (тычиночные) и розовые (пестичные).
4. Чтение учителем стихотворения «Лесной врач».
У деревьев нет больницы, Скажет лекарь в шапке красной:
Их на месте лечат птицы. - Да, у вас недуг опасный.
А без птиц бы им - хоть плачь! Под корой червяк ползет,
Пестрый дятел - главный врач. День и ночь он вас грызет...
Сядет он на сук сосны: Вам, высокая сосна,
- Вы, наверное, больны... Операция нужна.
И в ответ вздохнет сосна: Я сейчас же острым клювом
- Я совсем лишилась сна! Ствол смолистый продолблю вам Ломит тело у меня, И, как следует врачу,
Жжет болезнь сильней огня!.. Древоточца проглочу!
Е. Фейерабенд
5. Ознакомление с птицами, обитающими в сосновом лесу (на примере дятла).
- Прочитайте текст на с. 49 учебника и назовите приспособления, которые помогают дятлу добывать пищу из шишек и стволов деревьев.
6. Практическая работа по сравнению веток сосны и ели. Работа с гербарием или по картинкам учебника на с. 49.
V. Первичное закрепление. Выполнение заданий 1-3 на с. 49 учебника.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
- Выполните задание 47 на с. 27 рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания 45 на с. 3 рабочей тетради 2, задания 4 на с. 49 учебника. Интеллектуальный марафон: выявление различий между сосной, выросшей в лесу, и сосной, выросшей на опушке леса.
- Поскольку сосна - светолюбивое растение, в лесу она всегда тянется вверх, вынося хвою к свету. На открытой местности сосну со всех сторон освещает солнце, поэтому она низкорослая, а ее ветки расположены почти по всей длине ствола.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста на с. 48^49; выполнить задания 48-50 на с. 27-28 рабочей тетради 2. Выбор формы участия в проектной деятельности: поиск информации, использование дополнительных источников, подготовка устного или письменного сообщения, составление «Красной книги леса» (на краеведческом материале), участие в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни».