1.Опора на опыт учащихся Учитель: -Какие ассоциации вызывает у вас слово - утро? (Ответы учащихся). -Приходилось ли вам вставать утром рано, пробуждаться вместе с солнцем? (Ответы учащихся). -Как раннее пробуждение влияло на ваше настроение? Почему? Учитель: Утро - прекрасное начало дня, замечательный повод начать что-то сначала. Утро - ароматный кофе, свежий воздух, позитивные мысли, хорошее настроение. Ах, как замечательно проснуться ранним утром, заварить кофе и почитать стихи... про утро, ведь все однажды начинается с утра. 2.Утро в литературе. -Послушаем отрывки из художественных произведений на тему «Утро» (предварительное домашнее задание) Ученик: М..М. Пришвин «МОЯ РОДИНА» Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца... Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным. Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!.. Учитель: -Что в воспоминаниях М. Пришвина показалось вам особенно близким и важным? -Что, по словам М.М.Пришвина, может дать встреча с солнцем? (Желательно связать ответы с эпиграфом). Учитель: Поэты в своих стихах раскрывали прелесть рождения нового дня. Послушаем стихотворение Н.Рубцова «Утро». Ученик: Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни, Когда, смеясь, на дворике глухом Встречают солнце взрослые и дети,— Воспрянув духом, выбегу на холм И всё увижу в самом лучшем свете. Деревья, избы, лошадь на мосту, Цветущий луг — везде о них тоскую. И, разлюбив вот эту красоту, Я не создам, наверное, другую... Учитель: - Что хотел донести до читателя Н.Рубцов . На что поэт обращает наше внимание? (Ответы учащихся). Учитель: Завершим экскурс в литературу отрывком из произведения И.С.Никитина «Утро». Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается… …Здравствуй, солнце, да утро веселое! Учитель: - Что можно сказать об отношении И.С.Никитина к такому времени суток, как утро? -Что объединяет данные произведения? -Каково отношение к утру разных авторов? (Позитивное, ожидание чего-то нового, ожидание чуда). (Вернуться к эпиграфу. Обобщить, используя слова эпиграфа) 3. Пословицы. Учитель: - Какие пословицы, поговорки, загадки вы знаете об утренней поре? (ответы учащихся). Как примерные, можно использовать в уроке следующие пословицы. Солнце встанет, так и утро настанет. Доброе утро приносит добрый день. (Пословица) Утром один час лучше, чем два вечером. (Таджикская пословица) Что утром не сделаешь, то вечером не наверстаешь. ( Пословица). 4. Знакомство с художником -Перейдём к живописи. Давайте познакомимся с творчеством И.И.Шишкина и его произведением «Утро в сосновом лесу». (Презентация о художнике) ● Сообщение учащегося Иван Иванович Шишкин — один из самых выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века. Невыразимую любовь к родной природе он перенес на свои полотна, воспевая в каждой картине красоту и величие бескрайних русских полей и лесов, восхищаясь не только могучими дубравами, но и пестротой обычных полевых цветов. Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом бору». Картина была написана в 1889 году. Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им. Учитель: Ребята, прочитайте материал о художнике на с.180 в учебнике Н.И.Никитиной «Русский язык. Русская речь» обратите внимание на сведения, о которых мы не упоминали. (Годы жизни ( 1832-1898). Произведения автора, посвящённые русскому лесу: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной», «Корабельная роща» и др., которые можно показать в презентации) 5. Словарная работа Учитель :Перед вами произведение искусства великого художника репродукция картины одного из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи И.И.Шишкина, «Утро в сосновом лесу». -К какому жанру изобразительного искусства относится это произведение? (Пейзаж) - Кто знает, что такое живопись? Живопись – создание художественных образов с помощью красок. Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы. Пейзажист – художник, рисующий пейзажи - Тема нашего урока связана с картиной, что такое картина? Картина – произведение живописи. - А мы будем работать не с картиной, а с репродукцией. Репродукция – картина, воспроизведенная в книге, учебнике путем фотографии. 6. Беседа по картине Обсуждение названия картины «Утро в сосновом лесу». Во время беседы учащиеся на черновиках делают «заготовки» к будущему сочинению (записывают ключевые слова, выразительные языковые средства, обороты, отдельные предложения). Вопросы: 1)Почему она так называется? 2)По каким приметам можно определить, что на картине изображено раннее летнее утро в сосновом лесу? 3)Что отражено в названии картины – тема или основная мысль автора? Что вы можете сказать о композиции произведения? Простая она или сложная? 4) Что в картине является главным? Что видите на переднем плане? (Ранним утром порезвиться на поваленной сосне, что изображена на переднем плане, выбрались медвежата). 5)Где происходит действие? (действие происходит в глухой чаще, надежно скрытой от посторонних глаз). 6) Под чьим присмотром веселятся медвежата? (Веселятся зверята под присмотром мамы-медведицы). 7) Каково ваше отношение к медвежатам? (Вопреки мнению об агрессивности медведей, эти малыши вызывают лишь умиление, настолько они беззащитны и добры). 8)Какие цвета присутствуют на картине? На что делает акцент художник? (Животные и вывороченная сосна залиты светом, именно они являются самым светлым пятном, композиционным акцентом. Все остальное прописано не столь тщательно и выполнено в более темных, приглушенных тонах). 9)Удалось ли художнику передать картину раннего утра? (Художнику мастерски удалось передать картину раннего утра. По земле еще клубится туман, выписанный настолько ощутимо, что зритель ощущает утреннюю прохладу. Однако, за лесом уже начинает всходить солнце, золотистыми лучами освещающее медведей). 10. Какие мысли и чувства хотел передать автор картины своим зрителям? (Художник любуется и восхищается природой родного края). 11)Удалось ли художнику заинтересовать зрителя? (Ему удается добиться удивительной реалистичности, зрители, словно сами присутствуют в этом старом, разросшемся и мрачном сосновом лесу, который оживает, едвавосходитсолнце).. 7.Пополнение словарного запаса учащихся. Подбор лексических и текстовых синонимов для связи предложений. Живописец, художник, автор картины, певец русской природы; нарисовал, написал, изобразил, создал картину; картина, полотно, пейзаж, произведение искусства; бор, сосновый лес, чаща, глушь, медвежата, косолапые, мишки, шалуны; медведица, заботливая и строгая мать. 8. Композиция описания. Учитель: - Вспомним композицию описания. С чего мы начинаем писать сочинение-описание? - О чем мы будем писать в первой части? Во второй части? - Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения, выражая свое мнение? 9.Составление плана сочинения. Примерный план. (Учащиеся предлагают свои варианты плана). 1.Раннее летнее утро. 2. Вековые сосны и молодая поросль. 3.Сломанная бурей сосна. 4.Забавные медвежата. 5.Заботливая и строгая мать. 6.Моё отношение к картине. 10.Словарно-орфографическая работа. (Работа в парах) Растут, поднимается, замер, медвежонок, чувствует, раннее, молодая, медвежья, в безопасности, тёмно-коричневые, сломанная, вглядывается, выковыривает, заботливая. 11. Работа по предупреждению пунктуационных ошибок. 12. Написание сочинений Учитель:Ознакомьтесь с рекомендациями к написанию сочинений в учебнике Н.И.Никитиной «Русский язык. Русская речь» на с.158,упражнение 271 п.IVиV. Учитель: -Мы понимаем, что такую картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой. (Ребята записывают сочинения на черновик). 10. Редактирование текста. (По ходу выполнения работы учитель отвечает на индивидуальные вопросы учащихся) |