Внеклассное мероприятие по литературе «Шумел, гудел сосновый лес»
Класс 6
Цель: воспитать бережное отношение к природе.
Задачи:
- познакомить с произведениями о природе;
- развивать навыки выразительного чтения;
- воспитывать любовь ко всему живому, способствовать сплочению коллектива.
Межпредметная связь: познание мира, биология,география.
Оборудование: интерактивная доска, картины соснового бора,фотоснимки, фонограммы с записями звуков леса, фломастеры, стикеры
Ход урока.
1.Побуждение.
- Каким деревом вы себя представляете и почему?
2. Реализация.
Учитель. Я расскажу вам свою сказку, а вы внимательно послушайте.
Когда – то я была молодой и красивой, радовалась жизни. Каждую зиму под новогодние праздники меня охватывало чувство страха. Я с ужасом спрашивала у кукушки: « сколько мне осталось жить?»И долго после праздников радовалась тому, что буду жить до следующего года. Но с годами это чувство сменилось другим. Я давно не радуюсь жизни. Мне пришлось пережить страшные дни.
Сейчас я уже израненная, все тело в ожогах. Мои слезы застыли большими желтыми каплями. Нет рядом нарядных подружек. И счет годам я потеряла, потому что нет кукушки, у которой можно спросить, сколько осталось жить.
- Ребята, кто обращается к кукушке с вопросом: « Сколько мне осталось жить?»
Слово учителя. Конечно же, с таким грустным вопросом обращается сосна. Рассказ ее столь печален, потому что у нее нет будущего. Ее тревоги понятны нам. Уникальный сосновый ленточный бор всегда был нашей гордостью. Длинной полосой он протянулся по территории Семипалатинского Прииртышья. Легенда рассказывает о том, что по бескрайней жаркой степи ползла ящерица. Она изнемогала от жары. И чем сильнее палило солнце, тем меньше ей оставалось жить. Но вдруг вдали она увидела реку. Из последних сил она доползла до Иртыша и осталась навсегда. Уже давно нет этой ящерицы. А на ее месте вырос красивый лес.
Волшебным деревом, приносящим счастье и отводящим беду, считают сосну в Индокитае и Китае. Во Вьетнаме верят в магическую силу сосны..Сколько песен и стихотворений сложено об этой лесной красавице.
- Слушают песню «В лесу родилась елочка»
3.Работа в группе.
Класс делится на группы.
Задание. Сравнить стихотворение Никитина «Лес» и Лермонтова «Сосна»
4. Упражнение «Найди рифму.
Дети становятся в круг, спиной к центру круга. На спину каждому прикрепляется слово.Учитель разъясняет задание. Ученикам необходимо найти рифмы и объединиться по 4 человека. Рифму находят молча. В каждой группе получаются 2 рифмованные строки. Затем каждая группа коллективно сочиняет четверостишие.
Сосна- весна,плачет- скачет, смола – слеза, елка – иголка, пришла – принесла, лес- чудес,свист –писк, светло- легко, природа – время года.
- Что было наиболее трудным?
- Что понравилось?
5.Рассказ по сюжетным картинкам.
Группы получают сюжетные картинки. Располагают их в таком порядке, в каком считают нужным Составляют связный рассказ. Спикеры защищают свои работы.
- Что интересного было в этой работе?
- Что вызвало затруднение?
- Какой рассказ у вас получился? Есть ли связь с другими науками? Насколько важна эта проблема для нашего региона, для республики, для всей планеты?
6. Упражнение «Линия времени»
Показать на линии времени, что давал лес в прошлом, каково его положение в настоящем и что ожидает его в будущем.
7. Рефлексия
8. Синквейн «Лес».
Губайдулина К.Т
Учитель русского языка и литературы
Пригородная средняя школа