Предметные: усвоить, что Солнце — огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды, различать виды облаков
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Личностные:целостный, социально ориентированный взгляд на мир. Наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Большой Медведицы.
Оборудование и технические средства обучения:
Куб, тарелка, мяч (у учителя).
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Конверт с загадками (у учителя).
Учебник “ Окружающий мир” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику
Атлас-определитель “От земли до неба”.
Наглядные пособия: презентация
Ключевые слова: Солнце, Звёзды, облака, созвездие Большой Медведицы
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
Прежде чем начать урок, проверим, все ли у нас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.
II. Самоопределение к деятельности
Учитель: О чём мы говорили на прошлом уроке? (познакомились с государственными символами, говорили о малой родине и о народах населяющих нашу страну)
Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).
1) Беседа.
Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок.
Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить путешествие.
Учитель: Далекие звезды на небе горят.
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками.
2) Разгадывание загадок.(презентация, слайд 2-5)
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар,
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделя только – от него осталась долька.
(Месяц)
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
Где находится небо и солнце (вверху т.е над головой).
Кто скажет, о чём мы будем говорить во время нашего путешествия? Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока).
III. Изучение нового материала.
1.Что такое Солнце?
Посмотрите на солнышко и предметы у меня на столе. (Учитель показывает 3 предмета: кубик, тарелку, мяч). На что Солнышко точно не похоже? (на кубик) Остались тарелка и мяч. Поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на тарелку. А теперь поднимите те, кто считает, что похоже на мяч. Какую геометрическую фигуру имеет тарелка? (форму круга). А какую мяч? (форма шара). Какую все-таки форму имеет солнце: круга или шара? Мнения разделились, давай-те обратимся к Мудрой Черепахи.
Мы видим на небе круг, на самом деле, солнце – это шар.(презентация , слайд 6-7)
- Чтобы запомнить, изготовим модель Солнца.
- Модель – это предмет, изображающий другой предмет.
- Посмотрите на парту. Как вы думаете, какой материал нам сейчас пригодится?
- Пластилин, какого цвета мы будем использовать? (желтый, оранжевый, красный)
Правильно солнце бывает жёлтого, оранжевого, а при закате солнце алого цвета, то есть красного
2.Практическая работа(дети лепят модель солнца )(презентация , слайд 8-9)
- Поднимите модели Солнца высоко над головой.
Мудрой Черепахи понравились ваши «солнышки». Молодцы! Вы хорошо потрудились!
Чем ваша модель похожа на Солнце, а чем отличается от него.
- Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (предположения детей).
А можем ли мы долететь до Солнца? Почему?
Оно находится очень далеко, оно очень горячее.
- Солнце – это не просто шар, а огромный шар.
- Ребята, Муравьишка - Вопросик хочет что-то спросить у Солнышка.
Что же он спрашивает?
Солнышко – веселышко,(презентация , слайд 10)
Ты такое теплое!
Солнышко – веселышко,
Ты такое доброе!
Почему же,
Хоть чуть- чуть,
На себя не дашь взглянуть.
- Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.
- Почему мы не можем смотреть на Солнышко? (Оно горячее, раскаленное, пылающее)
- Значит солнце не просто огромный шар, а огромный пылающий шар. Кто сможет повторить, что такое Солнце?
- Муравьишка собирается посмотреть на Солнышко, но мы должны его остановить и объяснить, почему этого делать нельзя. Почему нельзя смотреть на Солнце? (можно испортить зрение)
- Ребята, но ведь люди очень умные, и они придумали аксессуар, который позволяет, защитить наши глазки от яркого Солнца. О каком предмете я говорю?
- Наша Черепаха - Мудрая посмотрите на нее, она уже надела солнцезащитные очки.(презентация, слайд 11-12)
- К какому выводу мы пришли?
- Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.
IV.Физминутка.
А сейчас мы с вами дети
Полетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Руки вверх и потянись.
Один, два, три, четыре
Вот летит ракета ввысь!
- Отдохнули, молодцы!
V.Продолжение работы по теме урока
1.Что такое облака?
Ребята, что же мы можем наблюдать на дневном небе ? (Облака .)
- А как вы думаете, что такое облако? (предположения)
- Сейчас мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.
- Кто из вас видел, что происходит с водой, когда она закипает, например, в чайнике? (превращается в пар)
- А водяной пар- это мельчайшие капельки воды.
- В окружающем нас воздухе повсюду присутствуют крошечные капельки воды, а не только над чайником. Они настолько малы, что наш глаз их не видит. Но как только воздух охлаждается, эти частицы начинают сливаться друг с другом в более крупные капельки. Так и образуются облака.
- Кто же мне может теперь сказать, из чего состоит облако? (из мельчайших капелек воды).
Облако - это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев. Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака.
Учитель: Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.
Наблюдение за облаками
(презентация, слайд 13-15)
- Облака бывают разные, т.к. они находятся на разной высоте от Земли и имеют разную форму. По форме и расположению облаков на небе можно предсказывать погоду.
2. Работа в рабочих тетрадях(к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).
Откройте тетради на с.10 и посмотрите на картинки. Найдите кучевые облака и рядом с ними закрасьте кружочек. Другие облака расположены слоями - это слоистые облака. Закрасьте рядом с ними кружочек. Третьи напоминают перья - это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают пальчиком.)
- А какие облака вы видите на доске? (Кучевые)
Учитель: Молодцы, ребята! С работой справились.
3.Знакомство с Луной и звёздами
Разгадывание загадок. (презентация, слайд 16)
Ребята, Муравьишка и Мудрая Черепаха приготовили загадки.
Рассыпалось ночью зерно, Глянули утром – нет ничего.
(Звезды).
В голубой станице Девица круглолица Ночью ей не спится- В зеркало глядится.
(Луна).
Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба
(презентация , слайд 17-20)
Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).
4. Знакомство с созвездием Большой Медведицы.(работа с учебником)
Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят?
Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.
Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).
Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?
Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос.(Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).
У этой медведицы длинный хвост, потому что её тянули за хвост на небо. Это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.
Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).
Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).
(презентация, слайд 21-22)
5.Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова)
Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.
Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.
VI. Рефлексия и итог урока.
Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой.
Что можно увидеть на небе днем, а что – ночью?
Что нового мы сегодня узнали о Солнце?
Солнце- это огромный пылающий шар, находящийся от земли очень далеко. Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.