Технологическая карта урока
Учитель: Горбачёва Светлана Николаевна, учитель начальных классов; МКОУ «Любино – Малоросская СОШ»
1 класс
Предмет: окружающий мир
Авторы учебника: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
Тема урока. Твёрдые тела, жидкости и газы.
Тип урока. Введение нового знания.
Цель: создание условий для определения учащимися свойств тел в различных агрегатных состояниях.
Учащиеся научатся: определять свойства тел в различных состояниях.
Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Оборудование для учителя: шприц, термос, зеркальце, лёд, различные жидкости, духи, воздушные шары, твёрдые тела, карточки со словами: «твёрдые тела», «жидкости», «газы» и др; магниты.
Оборудование для учащихся: цветные смайлики, дневники, оценочные листы, оборудование для работы в парах.
Результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
по отношению к предметным ЗУНам:
- умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;
- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;
по отношению к метапредметным ЗУНам:
•
- выявлять проблему,
-умение принимать разные точки зрения.
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение выявлять проблему;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
познавательные универсальные учебные действия:
- умение сравнивать, группировать предметы;
коммуникативные умения:
- работать в парах, группах, чередуя роли исполнителя и контролёра;
-умение договариваться в ходе совместной деятельности.
- умение выделять признаки окружающих предметов;
- применение новых знаний в жизненных ситуациях;
Этапы урока
Цель этапа
Действия учителя
Действия обучающихся
Результат
Орг. момент
Формирование самооценки готовности к уроку.
Создание ситуации для оценки готовности к уроку.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
- Ребята, какой у нас сейчас урок?
- А что нам нужно на этом уроке ?
- Всё ли готово у вас к уроку, проверьте, пожалуйста.
- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?
- Рада, что у большинства детей хорошее настроение, уверена, что у остальных ребят оно скоро улучшится.
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят.
Уши внимательно слушают и всё слышат.
Голова хорошо думает.
- Окружающий мир.
- Смайлики, дневники, учебники, тетради.
-Дети проверяют.
Дети показывают смайлики.
Самооценка готовности к уроку.
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Актуализация знаний
Актуализации знаний о числах и цифрах, операциях над ними.
- Ребята, расскажите, чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?
- Как вы думаете, вы уже всё знаете об окружающих нас предметах?
- А что вы знаете о предметах?
- Вспомните признаки, по которым мы определяем сходства и различия предметов?
Изучаем различные предметы окружающего мира.
Наверное, нет.
Ответы детей.
Размер, цвет, форма.
Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.
Постановка учебной задачи
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.
- Вы большие молодцы! Но существует ещё один признак, по которому все предметы делятся на три группы. Вы мне поможете выявить этот признак?
- Посмотрите, вот у меня различные предметы: магнит, мел, кубик, вода, молоко, компот, шарик воздушный, духи, пар. Помогите распределить эти предметы на три группы (если возникнут трудности, учитель помогает).
- Как распределили? Почему?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?
- Назовите тему урока.
- Молодцы, ребята, только все предметы будем называть телами. И значит тема урока «Твёрдые тела, жидкости и газы».
- Ребята, тему мы определили, теперь нам нужно понять, как мы будет её изучать, что делать, чем заниматься на уроке?
(Учитель фиксирует на доске).
- А зачем нам необходимы эти знания?
- Где нам могут пригодиться эти знания?- Совершенно верно, они повсюду нам встречаются и поэтому мы должны уметь их различать.
(Учитель на доске фиксирует три слова : твёрдые тела, жидкости, газы).
Да.
Ученики выходят и пробуют выполнить задание: раскладывают предметы в три кучки.
Ответы детей.
О твёрдых предметах, жидкостях и газах.
Твёрдые предметы, жидкости и газы.
Ответы детей.
Это окружает нас повсюду и мы должны разбираться.
Самостоятельное определение темы и цели урока: «Твёрдые тела, жидкости и газы».
Представление о результате: выделение общего признака для каждой группы предметов.
Открытие нового знания
Формирование умения называть римские цифры.
Работа в парах (выделение свойств различных тел).
- Вы помните, как работать в парах?
- Сейчас мы с вами поработаем исследователями и попробуем выявить свойства наших предметов. Найдите у себя на партах твёрдые тела. Нашли? Покажите.
- Назовите общее свойство этих предметов? (учитель фиксирует на доске).
- Давайте попробуем опустить эти предметы в стаканчик, изменили ли они свою форму? (фиксируем)
- Давайте попробуем сжать эти предметы, они сжимаются? (фиксируем).
- Имеют ли они цвет?(фиксируем).
- Найдите у себя на партах жидкие предметы. Какое у них общее свойство? (фиксируем).
- Меняют форму?
- Как проверить?
- Сжимаются ли жидкости?
Давайте проверим (опыт со шприцем) – вызвать ребёнка.
- Есть ли цвет?
- Давайте проверим газообразные тела. Назовите их общее свойство.
- Есть ли у них форма? Докажите.
- Сжимаются ли газы? (опыт со шприцем) – вызвать ребёнка.
(На доске появляется таблица:
Твёрдые тела – твёрдые, имеют форму, не сжимаются, имеют цвет. Жидкости – текучи, не имеют формы, не сжимаются, имеют цвет, кроме воды. Газы – газообразные, не имеют формы, сжимаются, не имеют цвет, но имеют запах).
Внимательно слушать товарища
Не шуметь, не мешать друг другу;
Выполнять аккуратно все задания.
Да. Показывают.
Они твёрдые.
Нет.
Нет.
Да.
Они текучи.
Да.
Перелить.
Нет.
Да, у воды нет.
Газообразны.
Нет. Занимают всё помещение.
Сжимаются.
Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».
Осознание ценности совместной деятельности.
Приобретение умения называть свойства предметов
Первичное закрепление
Формирование прочных навыков записи, сравнении римских цифр.
Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний о различных телах.
Я называю тело, определите его состояние, покажите его ( твёрдое- кулачки; жидкое – плывём «буль-буль»; газ- парим в воздухе):
( КИСЛОРОД, МОЛОКО, ВОЗДУХ, ПАРТА, СОСУЛЬКА, НОЖНИЦЫ, ПАР, СОК,СМЕТАНА, МЁД, ВАРЕНЬЕ ).
- Вы большие молодцы! А теперь поработаем в тетрадях (с.50, задание 1). – Угадайте, куда налили воду? Какое свойство жидкости используем? - (с.50, задание 2) подпишите, что находится в каждой бутылке. Знание каких свойств предметов помогло вам выполнить это задание?
Дети внимательно слушают и показывают.
Дети работают самостоятельно.
Текучесть, заполняет форму сосуда.
Твёрдые тела сохраняют форму, жидкости текучи, газы заполняют весь объём.
Опыт работы по определению свойств предметов.
Контроль и оценка
Формирование умений осуществлять контроль и оценку учебной деятельности другого ученика.
- А знаете ли вы, ребята, какое знакомое вам вещество может находится во всех трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном?
- Тогда отгадайте загадку (загадка о воде).
- А как вода может находиться в трёх состояниях?
- А как вода может переходить из одного состояния в другое?
- Сейчас мы с вами это проверим.
Организует работу в группах.
- Вы помните, как надо работать в группах?
Класс поделён на три группы. Каждая группа выполняет своё задание: 1-я – наблюдает за водой в жидком состоянии и описывает её свойства; 2-я – наблюдает за водой в твёрдом состоянии и описывает её свойства; 3-я группа наблюдает за паром и описывает его свойства.
- Кто хочет что-то дополнить?
- Оцениваем группы.
Нет.
Вода.
Ответы детей.
Ответы детей.
Внимательно слушать выступающую группу.
Не шуметь, не мешать другим группам;
Оценивать выступающую группу.
Работают в группах, выступают, доказывают.
Группы дополняют друг друга.
Оценивают друг друга.
Умение проверять и оценивать работу другого ученика, положительное отношение к проделанной работе.
Физминутка
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Как живёшь?
Как идёшь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берёшь?
А даёшь?
Как шалишь?
А грозишь?
Вот так! (вытягивают палец).
Вот так! (идут).
Вот так! (бегут).
Вот так! (руки под голову).
Вот так! (протягивают руку).
Вот так! (протягивают ладонь).
Вот так! (прыгают).
Вот так! (грозят).
Ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Обобщение и систематизация знаний
и способов действий.
Обобщение и систематизация
знаний о различных телах.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о воде?
- В какой сказке происходит чудесное превращение воды, которое огорчило деда и бабу?
- А какое превращение воды там происходило?
- Догадайтесь, к какому состоянию веществ подходят следующие слова: лить, резать, вдыхать, пить, есть, глотать, кидать, носить.
Бывает сразу в трёх состояниях.
Снегурочка.
Из твёрдого в жидкое и газообразное.
Ответы детей.
Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Умение применять новое понятие в других жизненных ситуациях.
Рефлексия
Развитие рефлексивных умений.
Создание условий для осмысления
проделанной работы на уроке.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Вы помните, с чего он начинался? Кто помнит тему урока?
- Для чего нам необходимо было её изучать?
-Что мы делали?
- Мы справились?
С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?
- Нужно ли нам дальше изучать окружающий мир?
- Для чего?
У вас на партах лежат листочки оценивания. Я произнесу некие утверждения, а вы закрасьте кружочки подходящим для вас цветом.
-Я знаю, что такое твёрдые тела.
-Я знаю свойства твёрдых тел.
-Я знаю, что такое жидкости.
- Я знаю свойства жидкостей.
- Я знаю, что такое газы.
- Я знаю свойства газов.
-Я доволен своей работой на уроке.
- Вы большие молодцы, спасибо вам за урок!
Ответы детей.
Ответы детей.
Работали в парах, группах, определяли свойства предметов.
Да.
Показывают смайлики.
Наверное, нужно.
Чтобы всё знать.
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.