Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: «Как живут животные?»»
Урок по окружающему миру для 1-го класса
Тема: «Как живут животные?»
Класс: 1
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: Создать условия для расширения представления о жизни животных и условиях, необходимых для их обитания.
Задачи:
1.Обучающие: Познакомить с условиями жизни животных, расширить представления о жизни животных, продолжить учить формулировать цель и задачи урока .
2.Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, речь, умение отстаивать свою точку зрения, умения наблюдать, умение работать в парах.
3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
УУД:
Познавательные:
общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные:
- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- оценивают результат своих действий;
- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные:
- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
- согласовывать свои действия с партнером;
- строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материалы: динамическое пособие «Развитие растения из семени», комнатные растения, лейка, тряпочка, палочка для рыхления земли, книга «Дружная семья» (авт. Е.В. Лаврентьева), цветные фишки, рисунки животных, QR-код, цифровые планшеты.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живёт и развивается растение. Вспомним об этом. Какие условия необходимы растению для жизни?
Как надо ухаживать за комнатными растениями?
Дети выходят к столу учителя и на цветах показывают правила полива, рыхления почвы и протирания пыли.
2. Мотивация учебной деятельности
— Сейчас вам необходимо взять планшеты и расшифровать и отгадать загадки, которые спрятаны в QR-кодах.
Симпатичен, сер, усат, Хвост-шлагбаум полосат. Пищу грязной не грызёт – Моет всё в воде … .(Енот)
Если б нос был просто носом,
Я б не мучился вопросом:
Если нос — огромный рог,
Кто тогда я ? (Носорог)
Рыболов, пловец прекрасный,
Черный фрак на нем атласный.
У него постель из льдин,
Стоя спит на ней … (Пингвин)
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о том, как живут животные.
3. Работа по теме урока
— Почему вы считаете, что животные — живые существа? Докажите. Расскажите по своим наблюдениям, как животные появляются на свет, как они растут и развиваются, чем питаются.
Начнём с того, что живому существу нужно питание. Рассмотрите рисунки в задании 1. Назовите изображённых животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Кто из них что ест?
Какой вывод мы можем сделать? (Все животные питаются.)
Учитель делает запись на доске.
— Рассмотрите рисунки задания 2. Определите, каким животным принадлежат эти части тела. Для чего они служат?
Какой вывод мы можем сделать? (Все животные передвигаются.)
Учитель делает запись на доске.
— Как могут передвигаться животные? (Летать, ходить, прыгать, плавать.)
Рассмотрите мои рисунки.
На рисунках изображены взрослые животные и их детёныши.
— Живые существа размножаются, у них на свет появляются дети.
Учитель делает запись на доске.
— Чтобы познакомить вас с некоторыми такими семьями, я принесла на урок книжку из серии «Мама, папа и я», которая называется «Дружная семья».
Учитель показывает иллюстрации взрослых животных с детёнышами и читает о них стихи.
Благородные собаки
Не проводят время в драке.
Нужно помнить о породе
И в саду, и в огороде.
Говорит сынку Коала:
— Если в сумке тесно стало,
Не тяни, Малыш, резину —
Залезай ко мне на спину.
Мама с папой сбились с ног:
— Где Слонёнок, наш сынок?
— Я верчусь, — сказал он маме, —
У тебя же под ногами.
С удовольствием двойняшки
Носят рыжие тельняшки.
Даже тигр надел матроску,
А поверх — костюм в полоску.
Добродушный кенгурёнок
Улыбается спросонок.
Если мама быстро скачет —
Кенгурёнок не заплачет.
— Пусть плывёт по морю льдина.
Пусть волна качает сына.
Спи, Малыш, — поёт Тюлень. —
Завтра будет новый день.
— Животные приносят потомство и заботятся о нём. Многие животные строят для своей семьи жильё.
Учитель делает запись на доске.
— Попробуем определить: кому какое жильё принадлежит. У вас на столах — по пять пар цветных фишек. Ими надо накрыть хозяина и его жильё на рисунках задания 3 учебника.
Дети работают в парах. Учитель проходит и проверяет выполнение задания.
— У какого животного жильё называется норой?
— Хомяк роет свою нору под землёй и прячет в неё запасы на зиму.
Рассмотрите жильё бобра. Оно называется — хатка. Часть хатки со входом находится на берегу водоёма, а часть — под водой.
У каких животных домики в виде гнезда?
И ласточка, и оса строят гнёзда.
А что делает дятел?
Правильно, он выдалбливает дупло.
Перечислите все виды домов, которые изображены в учебнике.
Все они разные. Это зависит от того, какой образ жизни ведёт животное. Где, как правило, находятся гнёзда? Почему?
Где находятся норы? Почему?
Птицы летают, поэтому их гнёзда — на деревьях, кустарниках. Рыбы плавают, поэтому их жильё — под водой. Кто-то из зверей построит дом из веток или выроет его под землёй.
Практическая работа
— Попробуем смоделировать природные дома животных. Для этого нам понадобится рабочая тетрадь.
Ученики вырезают изображения животных из Приложения (с. 65) и помещают их на странице 50 тетради. Соседи по парте проверяют работу друг друга, затем рисунки наклеивают.
Если в школе есть живой уголок, то ребята выполняют работу по заданию 2 в тетради (с. 50-51).
4. Рефлексия учебной деятельности
— Перечитайте записи, сделанные нами в ходе урока. Что мы узнали о жизни животных? Что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, воздух, тепло, свет.)
Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Сколько лет могут жить животные? В дополнительной литературе или Интернете, с помощью взрослых попробуйте найти сведения о продолжительности жизни разных животных. Занесите их в таблицу задания 3 рабочей тетради.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.