kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока окружающего мира классе по теме "Черная смерть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зенина Гульнара Розыкулыевна учитель высшей категории  МБОУ «СШ № 6»

город Смоленск

 

     Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Черная смерть"

( учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, Дмитриева Н.Я.,

Казаков А.Н. 2009 г.)

Тип урока: Комбинированный

Задачи: познакомить учащихся с понятием «эпидемия»; выяснить причины, вызывающие эпидемии; сформулировать профилактические меры предотвращения распространения эпидемий;

совершенствовать навык работы с учебником; формировать умение четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

способствовать воспитанию умения слушать и слышать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

 

Оборудование:  учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, Дмитриева Н.Я.,

Казаков А.Н. 2009 г., словарь, компьютер с подключением к сети интернет, мультимедиапроектор, презентация (Приложение 2), иллюстративный материал (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в прошлое. Чтобы путешествие было успешным нам необходимо помнить некоторые правила. Какие?

Быть внимательными и активными, чётко следовать инструкциям, наблюдать и запоминать.

II. Актуализация знаний.

- Определим время и место путешествия. Для этого выполните задания в группах.

Задание 1 . Работа в группах.

В конвертах карточки-пазлы, из которых должны получиться изображения: щит, меч, копьё, кольчуга, латы, топорик, шлем, лук. (Приложение 1)

 

 

– Вскройте конверты, соберите из частей предмет. Сделайте презентацию-рекламу одного из предметов на выбор.

– Что у вас получилось?

Фиксация на доске. Презентация предмета.

– Кому принадлежат эти доспехи?

– В какой период времени жили рыцари?

– Вспомните, что вы знаете о жизни сеньоров-рыцарей?

- Куда мы отправляемся в путешествие? В какое время?

(Средневековая Европа)

III. Сообщение темы. Постановка целей урока.

На доске запись «Чёрная смерть»

-Учитель читает отрывки:

Как написано в Четвертой книге Царств, ассирийский царь Синаххериб решил опустошить Иерусалим, но не смог взять город, так как за ночь погибло более 185000 воинов.

 

«В эпоху, к которой относится этот богатый  происшествиями  рассказ,  по всей   Англии,   и   особенно   по   ее   столице,  долгие  годы  разносился

душераздирающий вопль: "Чума!" Лондон совсем обезлюдел;  по  темным,  узким, грязным улицам и переулкам близ Темзы, где, как полагали, и появился призрак Черной смерти, свободно разгуливали только Ужас, Страх и Суеверие.

     Указом  короля на эти районы был наложен запрет, и под страхом смертной казни никто не смел нарушить их мрачное безлюдье.»(Эдгар По «Король чума»)

– Как вы думаете, что такое “Черная смерть”?

Какие же мы с вами поставим задачи на уроке?

1)    Познакомиться с новым понятием

2)    Выяснить причины появления «Чёрной смерти»

3)    Сформулировать меры профилактики

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с понятием.

- Каким словом можно назвать страшное бедствие, которое постигло жителей? (Эпидемия)

Задание 2. Работа в группах. Обсудите в группах формулировку слова «эпидемия».

Один из учеников ищет значение слова в толковом словаре, а один садится за компьютер и ищет информацию в интернете.

- Далее заслушиваются выступления представителей групп. После свои ответы представляют ученики, работавшие самостоятельно.

Запишите определение в ваши тетради.

2. Виртуальная экскурсия

– Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени-Парижа, узнаем, какими были города Средневековья. (Просмотр слайда с изображением Парижа Приложение 2: Слайды 2-6)

– Что вы можете сказать о жизни людей в этом городе.

– Что вас удивило и поразило?

– Как называются болезни о которых идёт речь?

3. Работа в группах.

– Обсудите причины, вызывавшие болезни.

(Идёт обсуждение вариантов ответов.)

Учитель фиксирует на доске:1, 2, 3,.. ( Густонаселённые города, низкий уровень жизни, грызуны,..)

4. Работа с текстом учебника.

– Прочтите  текст со стр. 51– 52 (со 2 до 4 абзаца)

– Теперь добавьте те причины, которые вы не указали.

Фиксация на доске: 1,2,3,.. ( Отсутствие канализации, близость животных, не соблюдение правил личной гигиены,..)

5. Информация учителя и учеников

Одна из причин инфекционных болезней – бактерии, вирусы. Трудно было найти место на земле, где не было бы этих мельчайших существ. Их находили в струях гейзеров, в сверх солёных озёрах, в вечной мерзлоте, где они пробыли 2-3 млн. лет.

– Кто был разносчиком болезни? (Просмотр слайда 7-8 с изображением крыс.)

– Как грызуны распространяли болезни?

(Слайд 9 с брожением блохи). Сообщение ученика:

Люди заражаются чумой чаще всего при укусах блох. Блохи являются специфическим переносчиком возбудителя чумы. Это связано с особенностями устройства пищеварительной системы блох.  При укусе заражённого животного (крысы) бактерия чумы оседает в зобу блохи и начинает интенсивно размножаться, полностью закупоривая его (т. н. «чумной блок»). Кровь не может попасть в желудок, поэтому блоха отрыгивает кровь вместе с возбудителем обратно в ранку. А так как такую блоху мучает чувство голода, она переходит с хозяина на хозяина в надежде получить свою порцию крови и успевает заразить достаточно большое количество людей, прежде чем погибнет (такие блохи живут не более десяти дней, но опыты на грызунах показали, что одна блоха может заразить до 11 хозяев).

 

В XIV веке по Европе прошлась страшная эпидемия «чёрной смерти», занесённая из Восточного Китая. В 1346 чума была занесена в Крым, а оттуда в Европу. В 1348 от неё погибло почти 15 млн. человек, что составляло четверть всего населения Европы. В 1351 чума поразила Польшу и Русь. К 1352 году в Европе умерло 25 млн. человек, треть населения

– Как вы думаете, люди пытались бороться с инфекцией?

Слайд 11-13

– Перечислите инфекционные заболевания, которые называли “эпидемией”?

В 6 веке погибли 100 млн. человек. Византия почти полностью обезлюдела.

– А, вы знаете, когда чума была занесена на Русь?

– А как?

6. Работа в парах.

В 1347 году, когда 12 кораблей вернулись из Италии, был обнаружен первый случай заболеваний чумой. В Смоленске тогда остались в живых 5 человек. В 16 веке в Италии был издан указ, запрещавший кораблям 40 суток подходить к берегу.

– Как вы думаете, почему? Обсудите в парах. (Далее сравниваются высказывания)

Кто не слушался, был сурово наказан.

– Как?

V. Закрепление изученного.

1. Работа в парах.

Современные правила предписывают 2 раза в год производить дезинфекцию судов.

– Как вы думаете, для чего?

– Неужели и сейчас есть эпидемии?

– Какие?

– Чем они вызваны? Обсудите в парах.

2. Самостоятельная работа

Работа в группах.

Группа 1: – Подумайте, какие рекомендации вы можете предложить жителям средневековья, чтобы избежать заражений.

Группа 2: - Сформулируйте причины, благодаря которым люди смогли начать борьбу с эпидемиями.

Группа 3: - Сформулируйте рекомендации современному человеку, чтобы избежать эпидемий.

VI. Итог урока

-Как называлась тема урока?

- Что называли «Чёрной смертью»?

- Дайте определение понятию «эпидемия».

- Какие причины эпидемий можете назвать?

- Перечислите ваши рекомендации по борьбе с эпидемиями.

5. Домашнее задание

Составить план текста учебника стр. 51-54. Подготовить сообщения об эпидемиях современности и методах борьбы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1. “Окружающий мир” (поурочные планы) по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Автор Е.М. Елизарова

 

2. http://ru.wikipedia.org/ Статья «Чума»

 

3. http://festival.1september.ru/articles/538889/ Урок по окружающему миру в 4-м классе "Черная смерть" Дронова Светлана Григорьевна, учитель начальных классов (дата обращения 16.06.2014г.)

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация урока окружающего мира классе по теме "Черная смерть" »

Чёрная смерть

Чёрная смерть

ПАРИЖ

ПАРИЖ

Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу… Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. 

Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу… Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. 

Ни одна из войн не уносила столько человеческих жизней как эпидемия чумы. Сейчас многие думают, что это просто одна из болезней, которая лечится. Но представьте себе 14-15 века, на лицах людей ужас, который появлялся после слово «чума». 

Ни одна из войн не уносила столько человеческих жизней как эпидемия чумы. Сейчас многие думают, что это просто одна из болезней, которая лечится. Но представьте себе 14-15 века, на лицах людей ужас, который появлялся после слово «чума». 

КРЫСЫ – ОДНИ ИЗ ПЕРЕНОСЧИКОВ ЧУМЫ

КРЫСЫ – ОДНИ ИЗ ПЕРЕНОСЧИКОВ ЧУМЫ

Переносчики возбудителя инфекции — блохи различных видов .

Переносчики возбудителя инфекции — блохи различных видов .

В  XIV веке  по Европе прошлась страшная эпидемия « чёрной смерти », занесённая из Восточного Китая. В  1346  чума была занесена в  Крым , а оттуда в Европу. В  1348 от неё погибло почти 15 млн. человек, что составляло четверть всего населения Европы. В  1351  чума поразила Польшу и Русь. К  1352 году  в Европе умерло 25 млн человек, треть населения

В  XIV веке  по Европе прошлась страшная эпидемия « чёрной смерти », занесённая из Восточного Китая. В  1346  чума была занесена в  Крым , а оттуда в Европу. В  1348 от неё погибло почти 15 млн. человек, что составляло четверть всего населения Европы. В  1351  чума поразила Польшу и Русь. К  1352 году  в Европе умерло 25 млн человек, треть населения

ЭПИДЕМИИ КОСИЛИ НАСЕЛЕНИЕ

ЭПИДЕМИИ КОСИЛИ НАСЕЛЕНИЕ

ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА ЛЕКАРЯ

ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА ЛЕКАРЯ

ЗАЩИТНАЯ МАСКА ЛЕКАРЯ

ЗАЩИТНАЯ МАСКА ЛЕКАРЯ

Презентацию выполнила   Зенина Гульнара Розыкулыевна учитель высшей категории МБОУ «СШ № 6» город Смоленск   

Презентацию выполнила Зенина Гульнара Розыкулыевна учитель высшей категории МБОУ «СШ № 6» город Смоленск  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект и презентация урока окружающего мира классе по теме "Черная смерть"

Автор: Зенина Гульнара Розыкулыевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект и презентация на тему" Мифы Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-i-priezientatsiia-na-tiemu-mify-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "157146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421561724"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Разработка урока по теме "Иммунитет" "
    ["seo_title"] => string(37) "razrabotka-uroka-po-tiemie-immunitiet"
    ["file_id"] => string(6) "143196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418473749"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока с презентацией по теме : "Изучаем ПДД в 1 классе" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-izuchaiem-pdd-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "110225"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405697700"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока по литературе 11 класс : “Жизнь — обман с чарующей тоскою” Сергей Есенин: загадка жизни и творчества "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-11-klass-zhizn-obman-s-charuiushchiei-toskoiu-sierghiei-iesienin-zaghadka-zhizni-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "116961"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412670508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства