Зенина Гульнара Розыкулыевна учитель высшей категории МБОУ «СШ № 6»
город Смоленск
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Черная смерть"
( учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, Дмитриева Н.Я.,
Казаков А.Н. 2009 г.)
Тип урока: Комбинированный
Задачи: познакомить учащихся с понятием «эпидемия»; выяснить причины, вызывающие эпидемии; сформулировать профилактические меры предотвращения распространения эпидемий;
совершенствовать навык работы с учебником; формировать умение четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;
способствовать воспитанию умения слушать и слышать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, Дмитриева Н.Я.,
Казаков А.Н. 2009 г., словарь, компьютер с подключением к сети интернет, мультимедиапроектор, презентация (Приложение 2), иллюстративный материал (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в прошлое. Чтобы путешествие было успешным нам необходимо помнить некоторые правила. Какие?
Быть внимательными и активными, чётко следовать инструкциям, наблюдать и запоминать.
II. Актуализация знаний.
- Определим время и место путешествия. Для этого выполните задания в группах.
Задание 1 . Работа в группах.
В конвертах карточки-пазлы, из которых должны получиться изображения: щит, меч, копьё, кольчуга, латы, топорик, шлем, лук. (Приложение 1)
– Вскройте конверты, соберите из частей предмет. Сделайте презентацию-рекламу одного из предметов на выбор.
– Что у вас получилось?
Фиксация на доске. Презентация предмета.
– Кому принадлежат эти доспехи?
– В какой период времени жили рыцари?
– Вспомните, что вы знаете о жизни сеньоров-рыцарей?
- Куда мы отправляемся в путешествие? В какое время?
(Средневековая Европа)
III. Сообщение темы. Постановка целей урока.
На доске запись «Чёрная смерть»
-Учитель читает отрывки:
Как написано в Четвертой книге Царств, ассирийский царь Синаххериб решил опустошить Иерусалим, но не смог взять город, так как за ночь погибло более 185000 воинов.
«В эпоху, к которой относится этот богатый происшествиями рассказ, по всей Англии, и особенно по ее столице, долгие годы разносился
душераздирающий вопль: "Чума!" Лондон совсем обезлюдел; по темным, узким, грязным улицам и переулкам близ Темзы, где, как полагали, и появился призрак Черной смерти, свободно разгуливали только Ужас, Страх и Суеверие.
Указом короля на эти районы был наложен запрет, и под страхом смертной казни никто не смел нарушить их мрачное безлюдье.»(Эдгар По «Король чума»)
– Как вы думаете, что такое “Черная смерть”?
Какие же мы с вами поставим задачи на уроке?
1) Познакомиться с новым понятием
2) Выяснить причины появления «Чёрной смерти»
3) Сформулировать меры профилактики
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с понятием.
- Каким словом можно назвать страшное бедствие, которое постигло жителей? (Эпидемия)
Задание 2. Работа в группах. Обсудите в группах формулировку слова «эпидемия».
Один из учеников ищет значение слова в толковом словаре, а один садится за компьютер и ищет информацию в интернете.
- Далее заслушиваются выступления представителей групп. После свои ответы представляют ученики, работавшие самостоятельно.
Запишите определение в ваши тетради.
2. Виртуальная экскурсия
– Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени-Парижа, узнаем, какими были города Средневековья. (Просмотр слайда с изображением Парижа Приложение 2: Слайды 2-6)
– Что вы можете сказать о жизни людей в этом городе.
– Что вас удивило и поразило?
– Как называются болезни о которых идёт речь?
3. Работа в группах.
– Обсудите причины, вызывавшие болезни.
(Идёт обсуждение вариантов ответов.)
Учитель фиксирует на доске:1, 2, 3,.. ( Густонаселённые города, низкий уровень жизни, грызуны,..)
4. Работа с текстом учебника.
– Прочтите текст со стр. 51– 52 (со 2 до 4 абзаца)
– Теперь добавьте те причины, которые вы не указали.
Фиксация на доске: 1,2,3,.. ( Отсутствие канализации, близость животных, не соблюдение правил личной гигиены,..)
5. Информация учителя и учеников
Одна из причин инфекционных болезней – бактерии, вирусы. Трудно было найти место на земле, где не было бы этих мельчайших существ. Их находили в струях гейзеров, в сверх солёных озёрах, в вечной мерзлоте, где они пробыли 2-3 млн. лет.
– Кто был разносчиком болезни? (Просмотр слайда 7-8 с изображением крыс.)
– Как грызуны распространяли болезни?
(Слайд 9 с брожением блохи). Сообщение ученика:
Люди заражаются чумой чаще всего при укусах блох. Блохи являются специфическим переносчиком возбудителя чумы. Это связано с особенностями устройства пищеварительной системы блох. При укусе заражённого животного (крысы) бактерия чумы оседает в зобу блохи и начинает интенсивно размножаться, полностью закупоривая его (т. н. «чумной блок»). Кровь не может попасть в желудок, поэтому блоха отрыгивает кровь вместе с возбудителем обратно в ранку. А так как такую блоху мучает чувство голода, она переходит с хозяина на хозяина в надежде получить свою порцию крови и успевает заразить достаточно большое количество людей, прежде чем погибнет (такие блохи живут не более десяти дней, но опыты на грызунах показали, что одна блоха может заразить до 11 хозяев).
В XIV веке по Европе прошлась страшная эпидемия «чёрной смерти», занесённая из Восточного Китая. В 1346 чума была занесена в Крым, а оттуда в Европу. В 1348 от неё погибло почти 15 млн. человек, что составляло четверть всего населения Европы. В 1351 чума поразила Польшу и Русь. К 1352 году в Европе умерло 25 млн. человек, треть населения
– Как вы думаете, люди пытались бороться с инфекцией?
Слайд 11-13
– Перечислите инфекционные заболевания, которые называли “эпидемией”?
В 6 веке погибли 100 млн. человек. Византия почти полностью обезлюдела.
– А, вы знаете, когда чума была занесена на Русь?
– А как?
6. Работа в парах.
В 1347 году, когда 12 кораблей вернулись из Италии, был обнаружен первый случай заболеваний чумой. В Смоленске тогда остались в живых 5 человек. В 16 веке в Италии был издан указ, запрещавший кораблям 40 суток подходить к берегу.
– Как вы думаете, почему? Обсудите в парах. (Далее сравниваются высказывания)
Кто не слушался, был сурово наказан.
– Как?
V. Закрепление изученного.
1. Работа в парах.
Современные правила предписывают 2 раза в год производить дезинфекцию судов.
– Как вы думаете, для чего?
– Неужели и сейчас есть эпидемии?
– Какие?
– Чем они вызваны? Обсудите в парах.
2. Самостоятельная работа
Работа в группах.
Группа 1: – Подумайте, какие рекомендации вы можете предложить жителям средневековья, чтобы избежать заражений.
Группа 2: - Сформулируйте причины, благодаря которым люди смогли начать борьбу с эпидемиями.
Группа 3: - Сформулируйте рекомендации современному человеку, чтобы избежать эпидемий.
VI. Итог урока
-Как называлась тема урока?
- Что называли «Чёрной смертью»?
- Дайте определение понятию «эпидемия».
- Какие причины эпидемий можете назвать?
- Перечислите ваши рекомендации по борьбе с эпидемиями.
5. Домашнее задание
Составить план текста учебника стр. 51-54. Подготовить сообщения об эпидемиях современности и методах борьбы с ними.
Используемая литература
1. “Окружающий мир” (поурочные планы) по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Автор Е.М. Елизарова
2. http://ru.wikipedia.org/ Статья «Чума»
3. http://festival.1september.ru/articles/538889/ Урок по окружающему миру в 4-м классе "Черная смерть" Дронова Светлана Григорьевна, учитель начальных классов (дата обращения 16.06.2014г.)