kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети узнают о возникновении славянской азбуки и появлении письменности на Руси.Урок разработан в соответствии с требованиямт ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир 4 класс»

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России»)Класс: 4 «Б»

Учитель: Перебоева Т.С

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;


Задачи:

  • формировать учебно-познавательные компетенции: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • формировать информационные компетенции: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;

  • развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах, речь учащихся.





Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика


УУД

I.

Орг. момент

«Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»


- Сегодня, у меня для вас спрятан секрет. Вы хотите его узнать? Хорошо, если вы будете очень внимательными и старательными, вы его узнаете


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные:


Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место.

II.

Актуализация знаний














(Слайд 1)

- Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 7 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 4 минуты. Начинаем работать.

- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.

Обменяйтесь тестами с соседом по парте.


Критерии отметки:

7 – «5» 6 - «4» 4 - 5 – «3»










Работают индивидуально





Взаимопроверка

Познавательные:


Умение правильно отвечать на вопросы учителя.


Регулятивные:


Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий.


III.

Постановка темы.

Целеполагание

















(Слайд 2)















(Слайд 3)



(Слайд 3 +)

- А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

- Так о чём мы будем говорить?

- А какой раздел вы сейчас изучаете?


- Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».


- На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения:


А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б)на чем Руси На писали и чём?






Книга






О книгах


Страницы истории России


О русских книгах




















А) Кто создал на Руси славянскую письменность?

Б) На чём и чем писали на Руси?


Личностные:


Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока.


Регулятивные:


Целеполагание.

IV.

Открытие новых знаний










(Слайд 4)









(Слайд 5)





(Слайд 6)










(Слайд 7)
















(Слайд 8)

















(Слайд 9)




































(Слайд 10)








(Слайд 11)














(Слайд 12)


















(Слайд 13)















































(Слайд 14)


1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)

   Ответ на первый вопрос вы найдете в нашем учебнике с35-36 где заканчивается 2 обзац.


-Кто создал первую славянскую азбуку?

-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? 


- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались…
 -  Аз 

-  Буки 


Давайте попробуем составить слово «баба», используя старославянские буквы. (в парах)

(Проверка по образцу)

-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

Эта азбука называлась глаголица.

Известно, что слово глагол
переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.


 В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности
и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена
Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.


- Какой цели мы сейчас достигли?



Открывается слово (С книгой)



На какой вопрос теперь мы должны дать ответ?


2. На чём и чем писали в Древней Руси?


- Рассказ:

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

– Как вы думаете, о чём хотел сказать Нестор?

«Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».


Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами (Новое слово на доске)

((показ картинки) их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала), тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий. Выступление Деревцовой Маши приложение 3(1,2)

- Писались летописи и книги на пергаменте. (Новое слово на доске)

Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом.

Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом. Выступление Бураковой Даши(Прложение3(№3)

- Так же русичи использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту (Новое слово на доске), наши предки использовали для повседневных нужд.


- Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.


Открывается слово (Знаться)




Ответ на первый вопрос вы найдете в нашем учебнике с35-36 где заканчивается 2 абзац



Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита


Старший брат Мефодий










Работа в парах








По названию первых букв


































Узнали, кто создал на Руси славянскую письменность.

Познавательные:


Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.


Регулятивные:


Сохранять дисциплину.


Личностные:


Уметь воспринимать новую информацию.


Физ. Минутка


Гигиеническая физ. Минутка.




Работа по теме урока

Работа с учебником. (стр. 36-37).


(Чтение статьи по цепочке)

Вопросы после текста:


1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?




2.Какие чернила использовали для письма?

3.Что такое киноварь?



Охра?



4. Какими были книги в Древней Руси?


Открывается слово (Ума)










Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики


Черные или коричневые


Краска оранже-красного цвета


Краска желтого цвета


(Описание книги учащимися)

Познавательные:


Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.


Регулятивные:


Сохранять дисциплину.


Личностные:


Уметь воспринимать новую информацию.


V.

Закрепление

Блиц – опрос (соревнование между рядами).


(ФИШКИ)

  1. Кто создал славянскую письменность?

  2. Как называлась 1 азбука?

  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?

  4. Что такое летопись?



  1. Где и кем велись летописи?


  1. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?

  2. На чем писали в Древней Руси?


  1. Что такое пергамент?



  1. Почему его ценили?






  1. Что такое береста?

  1. Чем писали?



  1. Каким способом написания на бересте пользовались?


  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?




  1. Какие чернила использовали для письма?

  2. Что такое киноварь?


  1.  Охра?



  1. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?



 






Кирилл и Мефодий


Глаголица



Кириллица



Летопись - писание событий по годам


Монахами в монастырях



Нестор



На бересте и пергаменте


Писчий материал из телячьей кожи



Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте


Кора березы


Перьями и писалами


Выдавливали и
выцарапывали буквы



Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики


Черные или коричневые


Краска оранжево-красного цвета

Краска желтого цвета


В 1992 году

Познавательные:


умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.


Регулятивные:


Сохранять дисциплину


Коммуникативные:


Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание;


VI.

Итог урока. Рефлексия












(Слайд 15)























Домашнее задание (Слайд


Урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?





Открывается слово (Набраться)


- Какой секрет нам открылся?

- Как вы понимаете эту пословицу?


- Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.

Славянскую письменность создали X и Y.


На Руси писали на ? и ?, используя для этого ? и  ?


Рефлексия

– Понравился ли вам урок? Что интересного, что нового вы узнали?

Домашнее задание (Слайд 22)

1. Прочитать текст на стр. 55–58, проверить свои знания по вопросам параграфа «Проверь себя!»

2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера (возможна работа в парах, группах).

Аргументированная защита работ.

3*. Для любознательных: сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни».

Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо за урок! (Слайд )





1. Кто создал на Руси славянскую письменность?

2. На чем и чем писали на Руси?





Читают хором








Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий


На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья


Личностные:


Умение делать итог, умение оценивать свою работу.


Познавательные:


Контроль и оценка процессов результата деятельности.







2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок окружающий мир 4 класс

Автор: Перебоева Татьяна Семёновна

Дата: 13.04.2022

Номер свидетельства: 604716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект и презентация урока окружающего мира  классе по теме "Черная смерть" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-klassie-po-tiemie-chiernaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "142545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418313562"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_zona_smeshannykh_i_shirokolistven"
    ["file_id"] => string(6) "558733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601382728"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел". "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-mastiera-piechatnykh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "242722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445525698"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "1 класс. ПНШ. Презентация к уроку окружающего мира "Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств"."
    ["seo_title"] => string(80) "1_klass_pnsh_prezentatsiia_k_uroku_okruzhaiushchego_mira_my_poznaiom_okruzhaiush"
    ["file_id"] => string(6) "569916"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610484484"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме «Глобус – модель Земли»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_2_klass_po_teme_globus_model_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "604080"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648994672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства