kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира

Класс 4

Преподаватель: Конашенкова О.Б.

Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39 х.Трудобеликовского, Красноармейского района, Краснодарского края.

Тема урока «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Цели:

-образовательные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны;

-развивающие: проанализировать, как животные приспособились к климатическим условиям зоны смешанных и широколиственных лесов, сравнить сходства и различия природы тундры и природу арктических пустынь, работать с картой, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.

Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;

 Личностные:формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах.

Средства, используемые на уроке: Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015., карточки с названием. 

Тип урока: закрепление изученного материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов"»

Урок окружающего мира

Класс 4

Преподаватель: Конашенкова О.Б.

Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39 х.Трудобеликовского, Красноармейского района, Краснодарского края.

Тема урока «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Цели:

-образовательные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны;

-развивающие: проанализировать, как животные приспособились к климатическим условиям зоны смешанных и широколиственных лесов, сравнить сходства и различия природы тундры и природу арктических пустынь, работать с картой, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.

Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;

 Личностные:формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах.

Средства, используемые на уроке: Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015., карточки с названием. 

Тип урока: закрепление изученного материала






Ход урока.


  1. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


2. Повторение изученного.

У:Вспомним-ка сейчас, друзья,

Что учили мы не зря.

  1. Работа в группах. По описанию постарайтесь определить природную зону.

(Слайды 2-4) при проверке

1) «Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира» - зона арктических пустынь

2) «Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры

3) «Здесь преобладают хвойные деревья высотой от 35 м до 75 м. Их кроны смыкаются и не пропускают свет. Нижний ярус - это мхи и папоротники, а средний ярус леса отсутствует вовсе. Почвы здесь бедны перегноем. Животный мир богат и разнообразен»- зона тайги.

2. Индивидуальная работа

Карточка1.

Определи животных Арктики:

А) морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;

Б) полярная сова, северный олень, гагара, полярная бабочка –перламутровка;

В) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.


Карточка 2.

Определи растения зоны Тундры:

А) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;

Б) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;

В) только мхи и лишайники.

3. Постановка проблемного вопроса.

Ребята, отгадав загадки, вы сможете определить, какую следующую природную зону нам предстоит изучить.


  1. Оно непременно,
    На каждое лето
    Наряд одевает
    Зеленого цвета.
    А с осени поздней
    Бесстрашно потом
    Оно до апреля
    Стоит голышом.

Ответ: дерево


У: По характеру листовой пластинки деревья можно разделить на две группы. Какие? (хвойные и лиственные)

У: Приведите примеры хвойных деревьев.

У: Приведите примеры лиственных деревьев.


  1. Как отличить нас? Очень просто!

У дерева ствол выше ростом.

Стволов же больше – у меня.

Так как же называюсь я?

                           Ответ: куст


  1. Не дерево он, не трава.

В огне горит он, как дрова.

Шумит листвой, растёт, цветёт.

Паук меж веток сеть плетёт.

Когда ломают, слышен хруст,

Боль чувствует, хоть он и …

                      Ответ: куст


4. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда.

Ответ: Травы


  1. Очищают воздух,
    Создают уют,
    На полянках зеленеют,
    Все лето цветут.
    Ответ: Цветы


  1. Мягок, а не пух, 
    Зелен, а не трава. 

Ответ: Мох


  1. Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)


Собирается макет


- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)

- А что означает слово « лес»? (высказывания детей, Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. )

( слайд 6 )Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»

Учитель читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(Погореловский).

- Автор стихотворения говорит: « Здравствуй, лес, дремучий лес…»

- Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А на территории России есть дремучие леса?

-Как такие леса называются? (Тайга)

Тайга


Появляется схема

-Какие деревья произрастают в тайге?(хвойные)

-Кто приведет примеры деревьев тайги(сосны, ели, лиственница, кедр)

Слайд(7)

У:Более точный ответ на эти вопросы мы узнаем в ходе нашего исследования.

У:Для этого откройте учебники на стр.26

У:Какова тема нашего урока?

У: Давайте разберемся, что такое смешанные и широколиственные леса?

У: Мы с вами знаем, что в тайге произрастают только хвойные деревья Почему?(нет для них подходящих климатических условий, в тайге недостаточно тепла и света).

У: Каких деревьев в тайге мы не встречаем? (лиственных)

У: Как думаете, почему?

Вывод: Значит, для лиственных деревьев необходимы другие климатические условия.

У: А что влияет на эти климатические условия? (солнечная энергия, тепло, свет)

У:Что должно измениться, чтобы в лесу появились лиственные деревья? (должно быть теплее и светлее)

Вывод: Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так появляется смешанный лес.

У

Зона

смешанных лесов

: Какие виды лиственных деревьев леса вы знаете?



Вывод:

У: Попробуйте объяснить, какой лес мы назовем широколиственным. Почему?

Зона

широколиственных лесов





Вывод: В зоне широколиственных лесов климат еще более теплый. Хвойных деревьев нет, только лиственные.

Объясни понятия:Березовая роща, дубрава.

  1. Изучение нового материала.

Слайд (9)

Определение по плану направленийгрупп для изучения зоны лесов. (географы, ботаники и зоологи)

- месторасположение

- климат

- растительный мир

- животные

- экологические проблемы и охрана лесов

4. Работа в группах.

1. группа

Географы

- Найдите зону лесов на картах. Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

Вместе с ребятами составьте рассказ о лесной зоне по плану

План рассказа:

1.Где находится зона лесов относительно тундры?

2. Какой климат в зоне лесов?

3. Какие части лесной зоны вы увидели?




План рассказа:

1. Где находится зона лесов относительно тундры?

2. Какой климат в зоне лесов?

3. Какие части лесной зоны вы увидели?


«Далее к ____________ тайгу сменяет зона ______________ и _______________ лесов. Лесная зона на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая по площади. Мы увидели 3 части: самая большая - тайга, она закрашена тёмно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – обозначены тоже зелёным цветом, но светлее, третья часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее

Климат здесь по сравнению с тайгой _____________ и ___________, почвы более ___________. В зоне смешанных и широколиственных лесов ярко выражены все четыре времени года __________ , ___________ , __________, __________.»


2. группа

Зоологи

  1. Определи, о какой лесной зоне идет речь в тексте.

В этой зоне лесов достаточно много тепла и влаги, много полноводных рек, озер, а болот меньше, чем в тайге. Лето долгое и теплое (18-20 градусов тепла), зима мягкая. В этой зоне большие запасы древесины, в недрах земли – месторождения полезных ископаемых.

Это зона __________________________________________________ .


  1. Распредели (приклей изображение) животных, кто где живет в лесу (учитывай этажи леса). Объясни выбор.


  1. группа

Ботаники

  1. Восстанови текст из учебника на стр.26-27.

Смешанные и широколиственные леса, как правило, __________________. Верхний древесный ярус занимают высокие __________ и ____________ . Ниже растут _________ , _________, __________, _________ , __________, _________.Еще ниже – кустарниковый ярус : ____________, _____________,____________,_____________. Под кустарниками прячутся __________, __________, ___________.

  1. Определи ( приклей), где должны расти грибы.


5.Проверка работы вгруппах

(слайд 10-11)

У: Все ли пункты плана мы выполнили?

Остался пункт экологические проблемы и охрана лесов

6. Д/з Дома вы станете экологами.

Задание на «4». Изучить и пересказать статью из учебника на стр. 29 о Жигулевском заповеднике

Задание на «5» .Подготовить информацию о любом заповеднике лесной зоны России.


6. Закрепление изученного.

- Отгадайте загадки и определите из какого леса растение:

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(лиственница, тайга)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(осина, смешанный лес)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив серёжки.

( берёза, смешанный лес)

Колкую, зелёную

Срубили топором.

Колкая, зелёная

К нам приходит в дом.

(ель, тайга)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(дуб, широколиственный лес)

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (липа, широколиственный лес)

- Используя иллюстрацию на стр. 100-101 учебника составить 2-3 цепи питания и записать в тетрадь.

- Самостоятельно заполните таблицу « Зона лесов».


  1. Рефлексия .Проект «Лес»

8. Подведение итогов.( 12)

- Что нового вы узнали о зоне лесов?

- Что больше запомнилось?

- Всё ли мы узнали, что планировали?

























приложение

ФИ_______________________________


Карточка1.

1. Определи животных Арктики:

А) морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;

Б) полярная сова, северный олень, гагара, полярная бабочка –перламутровка;

В) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.

2. Определи растения Тундры:

А) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;

Б) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;

В) только мхи и лишайники.


ФИ_______________________________


Карточка 2.

1. Определи растения Тундры:

А) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;

Б) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;

В) только мхи и лишайники.

2.Определи животных Арктики:

А) морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;

Б) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.

В) полярная сова, северный олень, гагара, полярная бабочка –перламутровка;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов"

Автор: Конашенкова Олеся Борисовна

Дата: 29.09.2020

Номер свидетельства: 558733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по географии   «Природные зоны Земли» "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "111101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407058300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства