kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Открытый урок с применением ИКТ технологий.Показана групповая работа. Дан тест.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Краснолучская школа №10 им. А. С. Пушкина»

(ГБОУ ЛНР «КШ №10 им. А.С.Пушкина»







Конкурс

профессионального мастерства  

педагогов общеобразовательных школ

по  направлению начальная школа

«Мой лучший урок»





Разработала и провела: Москаленко Любовь Алихановна, учитель начальных классов высшей квалифицированной категории

                                                          


















             

                               2024 г.

                                      Пояснительная записка               

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3 класс ГБОУ ЛНР «КШ №10 им. А.С.Пушкина»

Учитель: Москаленко Любовь Алихановна

УМК: «Школа России». Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Часть 1.

Тема урока: «Умей предупреждать болезни. Роль закаливания для здоровья растущего организма»

Место урока: № урока 41  раздела «Мы и наше здоровье»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология деятельностного метода обучения.

Дидактическая цель урока: познакомить с вирусными болезнями и способами закаливания организма.

Цели:

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье,  интерес к предмету;

Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.

Планируемые результаты:

- Личностные:

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил закаливания организма и умения предупреждать болезни;

- Метапредметные:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;

  • извлекать из  текста учебника необходимую информацию;

  • моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующую схему;

  • анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

  • формулировать выводы из изученного материала;

  • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

- Предметные:

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил закаливания организма);

- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

УУД:

- личностные:

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

- регулятивные:

- структурирование знаний;

- познавательные:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.

Основные понятия: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

Межпредметные связи: литературное чтение, изо, история, музыка.

Оборудование:

-  Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

-  Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Часть 1.

-  Проектор, экран, ноутбук;

- презентация к уроку

- карточки с заданием

Структура урока

1 блок

Целевой

  1. Самоопределение деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Тема и цели урока.

5 мин

2 блок

Процессуальный

  1. Просмотр м/ф

  2. Анализ просмотренного м/ф

  3. Осознание и осмысление новой информации.

  4. Физкультминутка

  5. 5. Осознание и осмысление учебной информации.

37 мин

3 блок

Аналитический

  1. Домашнее задание.

  2. Итог урока.

  3. Рефлексия.

2-3 мин


Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги злая лень!

Не мешай учиться, не мешай трудиться!

-Повернитесь к гостям. Улыбнитесь им глазами и кивните головами.

Повернитесь ко мне. Прошу садиться. Пожелайте друг другу успеха с помощью пальчиков. (Я желаю тебе большого успеха)

2. Актуализация знаний.

- У всех хорошее настроение. А меня, ребята, настораживает то, что приближается опасная пора. Как вы думаете, чем она опасна? (Ответы детей) -Вы знаете, что в начале и в конце зимы, когда наступают холода или оттепель, люди начинают массово болеть? Как уберечься от этого заболевания? -Некоторые заболевания бывают очень тяжелыми, и возникает необходимость вызвать врача. Кто из вас знает, как вызвать «скорую помощь»? (103) -Все на земле и взрослые, и дети хотят остаться здоровыми, красивыми и энергичными много лет. Почему-то не всем это удаётся. Люди, иногда, болеют? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма из серий «Смешарики. Азбука здоровья». Во время просмотра подумайте, в чём причина заболевания Лосяш. (Просмотр) - Как закалялись Лунтик и Кузя в начале фильма? - Почему они заболели? - С какими правилами закаливания их познакомил дядя Корней? - Как закалялись Лунтик и Кузя под руководством дяди Корнея? - Почему Лунтик и Кузя делали зарядку на улице? - Что укрепляло их организм? -Как вы считаете, это правда, что мы болеем потому, что рождены в неравных условиях? Или нам нужно закаляться, как предлагает Копатыч? -А какими вы хотите стать? Сильным и здоровыми или слабыми и больными?

3. Тема и цели урока.

II. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

Учитель: Постарайтесь сами сформулировать тему урока. Дети: Тема нашего урока «Умей предупреждать болезни».

Учитель: Какие цели, исходя из темы, мы поставим на сегодняшний урок? Дети: Будем учиться укреплять и сохранять свое здоровье, закаляться.

Учитель: На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?) (Глоссарий на доске) Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: -Как предупредить болезни? -Что значит быть закалённым? -Как правильно закаляться?

Глоссарий по теме: Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья. Аллергия –особая чувствительность к некоторым веществам. Ключевые слова: здоровье; аллергия; вредные привычки; рана; ушиб; ожог; инфекция; закаливание; гигиена.

4. Мотивация учебной деятельности

Учитель: К сожалению, по данным социологических исследований 30% новорожденных детей имеют нарушения здоровья, а к 7-10 годам уже у 70% детей имеются разные заболевания.

-Я предлагаю вам выполнить несложный тест «Твое здоровье» (Поставьте «+» или «-» рядом с каждым утверждением)

  1. У меня часто болит голова.

  2. У меня часто бывает насморк.

  3. У меня больные зубы.

  4. Иногда у меня болит ухо.

  5. У меня часто болит горло.

  6. Каждый год я болею гриппом.

  7. Иногда меня тошнит.

  8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

  9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

Подсчитайте количество «+».

Если их от 5 до 9, значит вам пора серьезно заняться собственным здоровьем!

Если «+» оказалось от 1 до 4, вспомните, что болезнь легче предупредить, чем лечить! Пора подумать о сохранении собственного здоровья!

Если в результате теста совсем нет ответов с «+», это значит, что вы здоровый и счастливый человек. Продолжайте укреплять свое здоровье!

-У кого оказалось меньше всего «плюсов»? Выходи к доске. Поздравляем! Ты самый здоровый ученик в нашем классе! (Вручаю «медаль» «За здоровье») Здоровье - это не игрушка. Легко сломать, нельзя купить. И на уроке мы подумаем, как нам его подольше сохранить.

5.Открытие нового знания.

Учитель: Отгадайте загадки:

1. По небу ходит маляр без кистей. Краской коричневой красит людей. (Солнце)

-Дети, кто до начала урока выбрал себе лучик? Объединитесь в рабочую группу «Солнце»

2. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух)

-Дети, кто до начала урока выбрал себе облачко? Объединитесь в рабочую группу «Воздух»

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

-Дети, кто до начала урока выбрал себе капельку? Объединитесь в рабочую группу «Вода»

-Скажите, в какой всем известной фразе встречаются названия ваших групп? Дети: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

6.Работа по группам.

Учитель: Верно, каждая группа получает задание: оформить памятку по закаливанию организма, подготовиться и представить ее классу. Время - 3 мин. (Дети наклеивают свои лучики, облака, капельки, на которых заранее были напечатаны правила закаливания, на общий ватман. Выбирают руководителя группы и презентуют свою работу по очереди перед другими учащимися.)

Учитель: Итак, сейчас мы услышим сообщения о том, как помогают солнце, воздух и вода человеку быть здоровым?

Представляют выполненную работу. На доску прикрепляются эмблемы.

Солнце. Загореть и окрепнуть нам поможет Солнце. На солнце находиться нужно в головном уборе. По нескольку часов находиться на солнце, чтобы поскорее загореть, категорически запрещается. Это опасно для здоровья. Время пребывания на солнце увеличивайте постепенно с 5 минут до 30—40 минут. Чтобы защитить кожу от солнечных ожогов, не забывайте пользоваться защитным кремом.

Вода. Хорошо закаляет человека вода. Начнём закаливание с прохладного душа, постепенно снижая температуру воды. После водных процедур кожу надо протереть сухим полотенцем. Купание летом в чистом водоёме тоже прекрасно закаляет. Температура воды должна быть не ниже + 20°С. Находиться в воде можно не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

Воздух. Если будете делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, чаще играть на свежем воздухе, кататься на велосипедах, коньках и лыжах, то свежий воздух закалит ваш организм.

- Можно ли сказать, что какой-либо из перечисленных друзей закаливания является самым важным?

- Конечно же нет! Чтобы быть здоровыми, нам нужны все друзья – солнце, воздух и вода! Обязательно надо помнить, что закалять свой организм мы должны постепенно и постоянно. Закаляясь, мы укрепляем не только здоровье, но и силу воли.

-Давайте сформулируем общие правила закаливания. (Чтение на бланке) Общие правила закаливания 1) Первое правило - закаливание следует проводить систематически. 2) Другое правило - постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1-2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре - обливанию или душу. Начальная температура воды 30-35 градусов. Затем постепенно её понижают. 3) Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной.  4) Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться слишком тепло на ночь. 5) Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах - и ваши мускулы будут упруги и крепки. 6) Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Играйте в мяч, и другие подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода - самые верные наши друзья. Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

7. Расширение знаний о закаливании

Посмотрите, наша Мудрая Сова принесла нам сообщение. Давайте его прочтем.

В детстве великий полководец Суворов был слабеньким болезненным мальчиком. Он так часто болел, что отец не разрешил отдать его на военную службу. Это не понравилось маленькому Саше. Он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. –Каким был в детстве великий полководец Суворов? –Что не разрешал его отец? –Это понравилось маленькому Саше? –Что предпринял мальчик, чтобы исправить ситуацию?

Известный русский художник Илья Ефимович Репин для закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне. Даже зимой он пользовался только спальным мешком, но стёкла так и не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда. –Какой способ закаливания применял великий русский художник И. Е. Репин? –Он прожил до глубокой старости без болезней.

Учитель: А что нам на уроках помогает укрепить наше здоровье? (Физминутка)


8. Физминутка. Подвижная игра «Микробы атакуют!»

- Встаньте все в круг, давайте объединим наших друзей: солнце, воздух и воду - возьмитесь за руки. Посмотрите, у нас в классе появился «болезнетворный микроб» и пытается попасть в круг к самому здоровому ученику! Друзья, не пускайте его! - Почему «микробу» не удалось проникнуть к вам? (объединились солнце, вода и воздух)

9. Актуализация знаний об инфекционных болезнях и аллергии.

-А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком «сюрпризе» идет речь. (Учитель читает стихотворение С Михалкова «Грипп», с небольшими изменениями в тексте) Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе «сюрприз» принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — надо с этим всем смириться,
Надо тот «сюрприз» прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть!

- Что за «сюрприз» принесла Катя из школы? (Болезнь) - Признаки какого инфекционного заболевания были у Кати? (Признаки гриппа)

 10. Осознание и осмысление учебной информации.

Существуют инфекционные болезни и аллергия.

Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»). Я назову вам лишь несколько инфекционных заболеваний: ангина, ветрянка, грипп, корь, краснуха, менингит, конъюнктивит, свинка, скарлатина, желтуха. От многих инфекционных заболеваний нас защищают профилактические прививки, поэтому отказываться от них не рекомендуется.

Прочитать в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия» стр. 148

Инфекционные болезни возникают при зара­жении человека болезнетворными бактериями или вирусами. Возбудители гриппа, ангины, ко­ри передаются от больного человека здоровому с капельками слюны, когда больной говорит, чихает, кашляет. Возбудители кишечных заболе­ваний (например, дизентерии) проникают в ор­ганизм с пищей, водой, с грязных рук. Некото­рые болезни передаются через вещи больного. Если ты заболеешь, надо строго выполнять предписания врача. Иначе болезнь затянется и может привести к осложнениям. Если болезнь инфекционная, нельзя приходить в школу до полного выздоровления. Ведь это опасно не только для тебя, но и для окружающих.

11. Практическая деятельность.

-Труженик Муравьишка принёс аптечку. Я предлагаю заглянуть в неё. Здесь находятся разные предметы для индивидуальной защиты от инфекций. Объясните, как они могут уберечь от заражения?

Маска - (помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы)

Мыло- (чем чаще будешь мыть руки, тем лучше. Ведь на поверхностях окружающих предметов может быть инфекция)

Носовой платок- (так же, как и маска, помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы. Закрывайся платком, когда рядом больной человек). Платок могут заменить салфетки.

Шприц – (вовремя сделанная прививка поможет уберечься от заражения)

Витамины и цитрусовые – (в них содержится витамин С, который успешно помогает организму справляться с инфекцией)

Но будьте осторожны, дети, во всем нужно знать меру! Что может случиться, если ребенок съест слишком много цитрусовых? (Он заболеет, это приведет к аллергии) -А знаете ли вы, что такое аллергия? Прочитаем об этом в учебнике на с. 148-149 вторая строка снизу. (Читаем вслух текст об аллергии) -Людям, страдающим аллергией, нельзя употреблять отдельные продукты, лекарства. Помощь при аллергии оказывает врач. - Здоровая диета, физические упражнения и здоровый образ жизни – всё это нужно для поддержания здоровья. Быть здоровым не является трудной задачей.

12. Профориентационное задание, направленное на социализацию учащихся.

- Мудрая Сова хочет задать вам несколько вопросов.

- Дети, кто знает, как называется врач, который лечит от аллергии? (аллерголог или иммунолог)

-А как называется врач, который лечит на дому взрослых? (терапевт)

- кто лечит детские болезни? (педиатр)

- к кому пойдем зубы лечить? (к стоматологу)

- а если проблемы со зрением, обратимся к… (окулисту)

-уши, горло, нос лечит доктор ….(отоларинголог)

- делает операции и взрослым и детям … (хирург)

Дети, скажите, а где нужно учиться, чтобы получить эти профессии? (В медицинском колледже, в медуниверситете)

Такой университет есть в Луганске, в Ростове-на-Дону, там учатся на докторов многие выпускники нашей школы. А кто из вас хотел бы стать врачом? Какую бы профессию вы не выбрали, сначала нужно очень хорошо учиться в школе, быть внимательными и старательными, слушать, читать и запоминать.

13. Первичное  закрепление учебного материала.

- Мудрая Сова хочет проверить, насколько вы были внимательны на уроке и как усвоили учебный материал. Выполнить задания на карточках.

1) Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают при ….

2) К инфекционным  болезням относят  …

3) Возбудители кишечных заболеваний  в организм человека с …

4) Нужно строго выполнять предписания врача, иначе …

5) Продолжите определение. Аллергия – это…

6) Как уберечься от проявления аллергии?

14. Домашнее задание. По выбору. 1) Составить  памятку по закаливанию. 2)Составить  инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. С. 148

15. Итог урока.

- Давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?

- Какие болезни называются инфекционными?

- Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

16. РЕФЛЕКСИЯ.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • После урока мне захотелось…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

У детей возле доски в руках карточки со словами «В», «ЗДОРОВЬЕ», «НАШИХ», «НАШЕ», «РУКАХ!»

Дети перестраиваются, получается лозунг «Наше здоровье в наших руках!»

- Я хочу закончить наш урок высказываниями мудрецов:

Когда у мудреца спросили, что для человека важнее – богатство или слава, он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля.» К великому сожалению, мы замечаем, это только тогда, когда самого ценного - здоровье, у нас уже нет.

-Запомните, что лучше всех о своём здоровье позаботитесь вы сами. Ваше здоровье в ваших руках!

Проявляя заботу и любовь, каждый человек желает добра другому, говоря ему: «Здоровья тебе!»

Я желаю здоровья вам и нашим гостям.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок окружающего мира в 3 классе

Автор: Любовь Алихановна Москаленко

Дата: 23.04.2024

Номер свидетельства: 649511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект и презентация урока окружающего мира  классе по теме "Черная смерть" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-klassie-po-tiemie-chiernaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "142545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418313562"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_zona_smeshannykh_i_shirokolistven"
    ["file_id"] => string(6) "558733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601382728"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел". "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-mastiera-piechatnykh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "242722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445525698"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "1 класс. ПНШ. Презентация к уроку окружающего мира "Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств"."
    ["seo_title"] => string(80) "1_klass_pnsh_prezentatsiia_k_uroku_okruzhaiushchego_mira_my_poznaiom_okruzhaiush"
    ["file_id"] => string(6) "569916"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610484484"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме «Глобус – модель Земли»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_2_klass_po_teme_globus_model_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "604080"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648994672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства