kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме "Лес- природное сообщество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Лес - природное соосбщество" Работа на уроке проходит в группах: географы, ботаники, зоологи, экологи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Лес- природное сообщество"»

Тема: «Лес — природное сообщество».

Цель: формирование представления о лесе как о сообществе; разъяснение терми­на природное сообщество; развитие умения находить взаимосвязи в сообществе, рас­познавание растений и животных; знаком­ство с характерными растениями и живот­ными леса Кольского полуострова; разви­тие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание бе­режного отношения к природе.

Оборудование: учебник А.А. Плешако­ва «Мир вокруг нас» для IV класса, рабо­чая тетрадь к учебнику (тетрадь «Прове­рим себя», атлас-определитель «От земли до неба», карта растительности Кольского полуострова; иллюстрации животных, грибов, карточки с изображением расте­ний леса, карточки для составления цепей питания; рисунки березы и ели; кадр из ви­деофильма «Жуки-рекордсмены» (жук-могильщик).


Ход урока.

1. Организационный момент.

— Сегодня мы продолжим нашу работу по разделу «Родной край — часть большой страны.

2. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем приступить к рассмотре­нию новой темы, вспомним одну из природ­ных зон, с которой познакомились на пре­дыдущих уроках. Для этого поработаем в группах (группы географов, ботаников, зоо­логов и экологов). Каждая группа получает задание и определяет, о какой природной зоне идет речь.

Географы. Эта зона расположена се­вернее зоны степей. Лето теплое, зима коро­че, чем в тундре, и мяте. В течение года вы­падает большое количество осадков.

Ботаники. Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви часто образу­ют густой навес, а внизу — подлесок из оре­шины и других кустов.

Зоологи. В этой зоне обитают бурый медведь, куница, рысь, лось, филин, кукуш­ка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.

Экологи. Население этой зоны зани­мается заготовкой древесины, пушнины. Здесь очень много пастбищ. А еще эту зону называют легкими нашей планеты.

После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идет о лесной зоне.

3. Постановка учебных задач урока.

— Итак, мы с вами уже познакомились с природой лесной зоны.

Есть у меня зеленый друг,

Хороший друг, веселый.

Он к нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Объект нашего исследования — лес (на доске записаны слова природное сообщест­во, но они закрыты). Что же такое лес? Что нам известно о нем, какой смысл мы вкла­дываем в понятие лес?

Учащиеся обсуждают и приходят к вы­воду, что пока ответить на этот вопрос не могут.

— Давайте выясним (план записан на доске).

1. Что растет и кто живет в лесу?

2. Невидимые нити.

3. Что произойдет, если...

4. Работа по теме.

— Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. А есть ли леса в нашем крае? Какие они? Какую площадь занимают леса на Кольском полуострове? Как расположены леса?

С физической картой Мурманской об­ласти работает группа географов.

— Отправляемся с вами в лес, чтобы вы­яснить, что в нем растет.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию (с. 178 учебника) с изображением леса, а на доске — панораму леса.

— Что вы видите в лесу? (Растения.) Разбейте их на группы. (Деревья, кустарни­ки, травы, мхи, лишайники.) Как располо­жены разные растения в лесу? (Неодинако­во, этажами.)

Ученые их называют ярусами (лесными этажами). Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше све­та.) Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которые менее тре­бовательны к свету.) Какие растения распо­лагаются егде ниже? (Травянистые: седмич­ник, лесная герань, любка двулистная, зем­ляника; мелкие кустарнички: черника, брусника, голубика и т.д.) Какие растения занимают самый нижний ярус? (Мхи и ли­шайники.) Сравните наш вывод с выводом в учебнике (с, 178).

Каждый листочек стремится поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях и кустарниках образуют мозаику, при кото­рой они не затеняют друг друга. Листья многих растений могут менять свое поло­жение, разворачивая листик к падающему свету. У других, избегая попадания прямых солнечных лучей, листья поворачиваются вертикально.

Мы выяснили, как расположены расте­ния в лесу. А теперь поработаем в группах. С помощью атласа-определителя «От зем­ли до неба» (с. 62-69,78-90) узнайте расте­ния, подпишите их названия и заполните таблицу «Растения нашего края» в рабочей тетради на с. 55, задание № 2,

Группы получают карточки с изобра­жениями растений и располагают их по группам.

Географы. Береза, хвощ, земляника, шиповник, брусника, мох сфагнум, осина.

Ботаники. Сосна, кукушкин лен, го­лубика, кладония, лесная герань, ель.

Зоологи. Любка двулистная, черника, щитовник, рябина, голубика, ольха, можжевельник.

Экологи. Рассматривают рисунок и читают текст.

Крошки ели, как мимозы, Вырастали под березой. А как выросли те крохи — Няньке стало очень плохо!

~ Почему елочки сравнивают с мимо­зой? Лесоводы иногда называют березу доброй няней. Почему? Как объяснить выражение: «А как выросли те крохи — няньке стало очень плохо?» (Ель — тене­выносливое растение, а береза — свето­любивое.)

Проверка. Расположите растения по ярусам.

— Как вы думаете, к какому ярусу мож­но отнести молодые деревца? (К верхнему.)

Что же растет в лесу?

На доске табличка — растения.

— Почему растения в лесу образуют эта­жи? (Одним растениям требуется много света, другим — меньше, а третьи могут жить только в тени.)

Кто живет в лесу? Почему все-таки наш лес кажется безжизненным? Кого в нем не хватает?

Заселим наш лес животными и просле­дим, как они приспособились к жизни в лесу.

На доске изображения разных живот­ных леса, среди них лишний — белый мед­ведь.

— Какое из этих животных лишнее? По­чему? (Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.)

Разбейте оставшихся животных на группы.

После обсуждения учащиеся разбивают животных на группы по месту обитания в лесу: а) животные, которые ведут наземную жизнь; б) животные, которые обитают на деревьях; в) животные, которые обитают в почве.

— Работаем в группах. Приведите при­меры лесных животных нашего края, кото­рые обитают на деревьях, ведут наземную жизнь, обитают в почве (задание № 6 на с. 57 рабочей тетради).

Для экологов другое задание. Решить задачу: «Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лес­ные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?»

Проверка. Заселите схему лесных ярусов: поместите животных соответствен­но: а) в крону деревьев; б) на поверхность земли; в) в почву.

Расскажите о животных нашего края.

Группа зоологов делает небольшие со­общения о глухаре, буром медведе.

— Почему у глухаря короткие широкие крылья? (Они гнездятся на земле, поэтому им необходимо, чтобы их крылья не цепля­лись за ветки кустарников.) В чем еще вид­на их приспособленность к условиям жиз­ни в лесу? (У них толстый и загнутый вниз клюв, для того чтобы долбить шишки. Глу­хари используют снежный покров для убе­жища: около 80 % времени проводят, за­рывшись в снег.) Как бурые медведи при­способились к условиям жизни в северных лесах? (Они с наступлением зимы залегают в спячку.)

Как многие животные приспособились к жизни в лесу? (У многих животных — покровительственная окраска под цвет стволов и листьев деревьев. Хищники при­способлены к охоте: глаза расположены на передней стороне головы, что важно для оп­ределения расстояния до жертвы. У живот­ных, которые служат добычей, глаза распо­ложены ближе к бокам головы — этим обес­печивается максимальный обзор окружаю­щего пространства.)

В ы в о д. Па доске табличка — животные.

— Что можно сказать о животных леса? Почему эти животные живут в лесу? (Они приспособились.) Чем служит лес для жи­вотных?

На доске табличка — укрытие.

— Какое еще значение имеет лес? На доске табличка — кислород. Цени питания.

— Чем питаются разные животные?


Работа в группах. Составьте цепи пита­ния (задание № 2, с. 45 тетради «Проверь себя»).

Вывод. Какие же взаимоотношения складываются в лесу между его обитателя­ми? (1. Поедание растений животными. 2. Поедание животных животными.)

На доске табличка — пища.

— Как животные помогают распростра­нять плоды и семена? (Сойка, белка, мышь распространяют желуди.) Какое значение животные имеют для растений? (Распрост­раняют плоды и семена, шмели и осы опы­ляют растения.)

На доске таблички — распространение плодов и семян, опыление.

— Какие еще животные организмы мож­но встретить в лесу? (Грибы.) Назовите их. Разбейте на группы. Как вы думаете, какой ярус они занимают? А нужны ли лесу гри­бы? Чтобы ответить на этот вопрос, прочи­тайте в учебнике текст на с. 179.

Проверка. Как грибы связаны с лес­ными растениями?

На доске таблички — соли, вода.

— Как грибы связаны с животными леса? На доске таблички — пища, лекарство.

— Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу? (Способст­вуют расположению растительных орга­низмов.)

Цепи разложения.

— Давайте заглянем в почву. И тут ки­пит работа: здесь знакомые уже нам черви, личинки насекомых, кроты, микробы, жу­ки-могильщики. Проследим за поведением жука-могильщика и попробуем ответить на вопрос: почему в лесу невозможно встре­тить мертвых зверьков и птиц?

Учащиеся смотрят кадр из видеофильма «Жуки-рекордсмены» о жуке-могильщике.

— Для чего они это делают? (Возможно, для того, чтобы в лесу было

чисто, не зря их называют насекомыми-са­нитарами. Но им, как и всем живым орга­низмам, нужна пища, но пища особая.)

— Прочитайте в учебнике на с. 180 текст о лесной подстилке и микроорганизмах и поставьте вопросы к тексту. (Что образует лесную подстилку? Какое значение для ле­са имеет лесная подстилка? Чем служит еще лесная подстилка для животных?) Та­ким образом, дождевые черви, микробы, жуки-могильщики перерабатывают погиб­шие растения, животных, их выделения, образуя лесную подстилку и обогащая поч­ву перегноем.

Вывод. Какое значение имеет лесная у подстилка?

На доске табличка — повышение плодо­родия почвы.

5. Обобщение. На доске схема:


растения животные

плодородие почвы


вода пища

соли лекарство

грибы

микробы



— Что можно сказать об отношениях, которые сложились между обитателями ле­са? (Растения, грибы и животные связаны между собой невидимыми нитями.)

Можно ли сказать, что все лесные оби­татели живут сообща, связаны между со­бой? В начале урока мы поставили вопрос: что такое лес? После того как мы раскрыли все взаимоотношения, которые сложились между обитателями этого природного до­ма, попробуйте ответить на вопрос: что та­кое лес? (Учащиеся предлагают свои вари­анты ответов).

Есть научное название — природное со­общество. Лес — отец, а все лесные обита­тели — его дети. Все они находятся между собой в тончайших и сложнейших взаимо­отношениях. Как в легкой постройке кар-точного домика — только тронь одну кар­ту — мгновенно нарушится равновесие и все рухнет.

6. Закрепление.

— Решите задачу (с. 180 учебника, зада­ние «Подумай!»).

Что произойдет, если...

Каждый день по телевизору, радио пере­дают прогноз погоды. На основе проведен­ных исследований мы тоже можем соста­вить некоторые экологические прогнозы, позволяющие предвидеть результаты нару­шения существующих в природе взаимоот­ношений.

Работа в группах. Проанализируйте, что произойдет в лесу, если исчезнут: а) грибы; б) жуки-могильщики; в) сосны и ели; г) белки.

А могут ли они исчезнуть на самом де­ле? Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу и не нарушать природного равновесия.)

На следующем уроке мы подробнее по­говорим о значении леса для человека, вли­янии человека на сообщество, об охране ле­са, начнем составление Красной книги на­шего края.

Домашнее задание: подобрать материал об исчезающих растениях и животных Ставропольского края; выполнить в рабочей тетради задания № 5, 7, 8 на с. 56, в учебни­ке прочитать статью на с. 175-181 сделать задания 1, 2

7. Оценивание работы групп.

8. Итог урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок окружающего мира по теме "Лес- природное сообщество"

Автор: Панфилова Елена Алексеевна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация урока  окружающего мира 4 класс "Лес-природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "157096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421528843"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "открытый урок по окружающему миру по теме "Лес - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi-urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "134311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416734282"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс "Природные сообщества "Лес и его обитатели" ""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchii_mir_3_klass_prirodnye_soobshchest"
    ["file_id"] => string(6) "523675"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571740789"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Лес – природное сообщество. "
    ["seo_title"] => string(32) "lies-prirodnoie-soobshchiestvo-1"
    ["file_id"] => string(6) "108333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства