Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Лес- природное сообщество"»
Тема: «Лес — природное сообщество».
Цель: формирование представления о лесе как о сообществе; разъяснение термина природное сообщество; развитие умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавание растений и животных; знакомство с характерными растениями и животными леса Кольского полуострова; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для IV класса, рабочая тетрадь к учебнику (тетрадь «Проверим себя», атлас-определитель «От земли до неба», карта растительности Кольского полуострова; иллюстрации животных, грибов, карточки с изображением растений леса, карточки для составления цепей питания; рисунки березы и ели; кадр из видеофильма «Жуки-рекордсмены» (жук-могильщик).
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Сегодня мы продолжим нашу работу по разделу «Родной край — часть большой страны.
2. Актуализация опорных знаний.
— Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах (группы географов, ботаников, зоологов и экологов). Каждая группа получает задание и определяет, о какой природной зоне идет речь.
Географы. Эта зона расположена севернее зоны степей. Лето теплое, зима короче, чем в тундре, и мяте. В течение года выпадает большое количество осадков.
Ботаники. Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви часто образуют густой навес, а внизу — подлесок из орешины и других кустов.
Зоологи. В этой зоне обитают бурый медведь, куница, рысь, лось, филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.
Экологи. Население этой зоны занимается заготовкой древесины, пушнины. Здесь очень много пастбищ. А еще эту зону называют легкими нашей планеты.
После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идет о лесной зоне.
3. Постановка учебных задач урока.
— Итак, мы с вами уже познакомились с природой лесной зоны.
Есть у меня зеленый друг,
Хороший друг, веселый.
Он к нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Объект нашего исследования — лес (на доске записаны слова природное сообщество, но они закрыты). Что же такое лес? Что нам известно о нем, какой смысл мы вкладываем в понятие лес?
Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос не могут.
— Давайте выясним (план записан на доске).
1. Что растет и кто живет в лесу?
2. Невидимые нити.
3. Что произойдет, если...
4. Работа по теме.
— Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. А есть ли леса в нашем крае? Какие они? Какую площадь занимают леса на Кольском полуострове? Как расположены леса?
С физической картой Мурманской области работает группа географов.
— Отправляемся с вами в лес, чтобы выяснить, что в нем растет.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию (с. 178 учебника) с изображением леса, а на доске — панораму леса.
— Что вы видите в лесу? (Растения.) Разбейте их на группы. (Деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.) Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
Ученые их называют ярусами (лесными этажами). Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.) Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которые менее требовательны к свету.) Какие растения располагаются егде ниже? (Травянистые: седмичник, лесная герань, любка двулистная, земляника; мелкие кустарнички: черника, брусника, голубика и т.д.) Какие растения занимают самый нижний ярус? (Мхи и лишайники.) Сравните наш вывод с выводом в учебнике (с, 178).
Каждый листочек стремится поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях и кустарниках образуют мозаику, при которой они не затеняют друг друга. Листья многих растений могут менять свое положение, разворачивая листик к падающему свету. У других, избегая попадания прямых солнечных лучей, листья поворачиваются вертикально.
Мы выяснили, как расположены растения в лесу. А теперь поработаем в группах. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с. 62-69,78-90) узнайте растения, подпишите их названия и заполните таблицу «Растения нашего края» в рабочей тетради на с. 55, задание № 2,
Группы получают карточки с изображениями растений и располагают их по группам.
Крошки ели, как мимозы, Вырастали под березой. А как выросли те крохи — Няньке стало очень плохо!
~ Почему елочки сравнивают с мимозой? Лесоводы иногда называют березу доброй няней. Почему? Как объяснить выражение: «А как выросли те крохи — няньке стало очень плохо?» (Ель — теневыносливое растение, а береза — светолюбивое.)
Проверка. Расположите растения по ярусам.
— Как вы думаете, к какому ярусу можно отнести молодые деревца? (К верхнему.)
Что же растет в лесу?
На доске табличка — растения.
— Почему растения в лесу образуют этажи? (Одним растениям требуется много света, другим — меньше, а третьи могут жить только в тени.)
Кто живет в лесу? Почему все-таки наш лес кажется безжизненным? Кого в нем не хватает?
Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.
На доске изображения разных животных леса, среди них лишний — белый медведь.
— Какое из этих животных лишнее? Почему? (Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.)
Разбейте оставшихся животных на группы.
После обсуждения учащиеся разбивают животных на группы по месту обитания в лесу: а) животные, которые ведут наземную жизнь; б) животные, которые обитают на деревьях; в) животные, которые обитают в почве.
— Работаем в группах. Приведите примеры лесных животных нашего края, которые обитают на деревьях, ведут наземную жизнь, обитают в почве (задание № 6 на с. 57 рабочей тетради).
Для экологов другое задание. Решить задачу: «Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?»
Проверка. Заселите схему лесных ярусов: поместите животных соответственно: а) в крону деревьев; б) на поверхность земли; в) в почву.
Расскажите о животных нашего края.
Группа зоологов делает небольшие сообщения о глухаре, буром медведе.
— Почему у глухаря короткие широкие крылья? (Они гнездятся на земле, поэтому им необходимо, чтобы их крылья не цеплялись за ветки кустарников.) В чем еще видна их приспособленность к условиям жизни в лесу? (У них толстый и загнутый вниз клюв, для того чтобы долбить шишки. Глухари используют снежный покров для убежища: около 80 % времени проводят, зарывшись в снег.) Как бурые медведи приспособились к условиям жизни в северных лесах? (Они с наступлением зимы залегают в спячку.)
Как многие животные приспособились к жизни в лесу? (У многих животных — покровительственная окраска под цвет стволов и листьев деревьев. Хищники приспособлены к охоте: глаза расположены на передней стороне головы, что важно для определения расстояния до жертвы. У животных, которые служат добычей, глаза расположены ближе к бокам головы — этим обеспечивается максимальный обзор окружающего пространства.)
В ы в о д. Па доске табличка — животные.
— Что можно сказать о животных леса? Почему эти животные живут в лесу? (Они приспособились.) Чем служит лес для животных?
На доске табличка — укрытие.
— Какое еще значение имеет лес? На доске табличка — кислород. Цени питания.
— Чем питаются разные животные?
Работа в группах. Составьте цепи питания (задание № 2, с. 45 тетради «Проверь себя»).
Вывод. Какие же взаимоотношения складываются в лесу между его обитателями? (1. Поедание растений животными. 2. Поедание животных животными.)
На доске табличка — пища.
— Как животные помогают распространять плоды и семена? (Сойка, белка, мышь распространяют желуди.) Какое значение животные имеют для растений? (Распространяют плоды и семена, шмели и осы опыляют растения.)
На доске таблички — распространение плодов и семян, опыление.
— Какие еще животные организмы можно встретить в лесу? (Грибы.) Назовите их. Разбейте на группы. Как вы думаете, какой ярус они занимают? А нужны ли лесу грибы? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте в учебнике текст на с. 179.
Проверка. Как грибы связаны с лесными растениями?
На доске таблички — соли, вода.
— Как грибы связаны с животными леса? На доске таблички — пища, лекарство.
— Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу? (Способствуют расположению растительных организмов.)
Цепи разложения.
— Давайте заглянем в почву. И тут кипит работа: здесь знакомые уже нам черви, личинки насекомых, кроты, микробы, жуки-могильщики. Проследим за поведением жука-могильщика и попробуем ответить на вопрос: почему в лесу невозможно встретить мертвых зверьков и птиц?
Учащиеся смотрят кадр из видеофильма «Жуки-рекордсмены» о жуке-могильщике.
— Для чего они это делают? (Возможно, для того, чтобы в лесу было
чисто, не зря их называют насекомыми-санитарами. Но им, как и всем живым организмам, нужна пища, но пища особая.)
— Прочитайте в учебнике на с. 180 текст о лесной подстилке и микроорганизмах и поставьте вопросы к тексту. (Что образует лесную подстилку? Какое значение для леса имеет лесная подстилка? Чем служит еще лесная подстилка для животных?) Таким образом, дождевые черви, микробы, жуки-могильщики перерабатывают погибшие растения, животных, их выделения, образуя лесную подстилку и обогащая почву перегноем.
Вывод. Какое значение имеет лесная у подстилка?
На доске табличка — повышение плодородия почвы.
5. Обобщение. На доске схема:
растения животные
плодородие почвы
вода пища
соли лекарство
грибы
микробы
— Что можно сказать об отношениях, которые сложились между обитателями леса? (Растения, грибы и животные связаны между собой невидимыми нитями.)
Можно ли сказать, что все лесные обитатели живут сообща, связаны между собой? В начале урока мы поставили вопрос: что такое лес? После того как мы раскрыли все взаимоотношения, которые сложились между обитателями этого природного дома, попробуйте ответить на вопрос: что такое лес? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Есть научное название — природное сообщество. Лес — отец, а все лесные обитатели — его дети. Все они находятся между собой в тончайших и сложнейших взаимоотношениях. Как в легкой постройке кар-точного домика — только тронь одну карту — мгновенно нарушится равновесие и все рухнет.
Каждый день по телевизору, радио передают прогноз погоды. На основе проведенных исследований мы тоже можем составить некоторые экологические прогнозы, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимоотношений.
Работа в группах. Проанализируйте, что произойдет в лесу, если исчезнут: а) грибы; б) жуки-могильщики; в) сосны и ели; г) белки.
А могут ли они исчезнуть на самом деле? Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу и не нарушать природного равновесия.)
На следующем уроке мы подробнее поговорим о значении леса для человека, влиянии человека на сообщество, об охране леса, начнем составление Красной книги нашего края.
Домашнее задание: подобрать материал об исчезающих растениях и животных Ставропольского края; выполнить в рабочей тетради задания № 5, 7, 8 на с. 56, в учебнике прочитать статью на с. 175-181 сделать задания 1, 2