2.Актуализа- ция знаний | - Ребята, отгадайте загадку: Весной веселит, Летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает, Весной опять оживает. -Мы уже изучали лес, как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы "рассматривая его под микроскопом". А что же такое лес? Что вы уже об этом знаете? -Сейчас я вам расскажу «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», а вы сделаете из нее вывод. СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС - Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. - Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес! Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох. - А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. - Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть. - Нарисуй жабу и ящерицу, грибы! - Нет, - сказал художник. Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье. - Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес! Ученые называют лес природным сообществом. Как вы это понимаете? Что такое сообщество? | Лес. Лес – это природная зона, которая находится южнее зоны тундры. Обитатели леса: Животные, насекомые и птицы. Растения в этой зоне многообразны: деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды (Слайд №1) Слайд №2. Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз. Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. Сообщество – это группа растительных и животных организмов, живущих вместе. |
Целеполага-ние и планирова-ние предстоя щих действий (Построение проекта выхода из затруднения) | Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какую цель вы себе поставите на урок? Сформулируйте тему урока (Слайд №4). -Чтобы изучить лес, как природное сообщество, нам нужно определить план наших действий. На слайде №5 есть план, но пункты перепутаны. Поставьте их в правильной последовательности. | Изучить лес, как природное сообщество. Проследить взаимосвязи в сообществе, познакомиться подробно с растениями и животными леса. Доказать, что лес является природным сообществом. «Лес–природное сообщество». Дети рассуждают и переделывают план (Слайд №6). 1)Узнать, как располагаются растения в лесу. 2) Изучить обитателей леса. 3)Выявить взаимосвязи между обитателями леса (невидимые нити). 4)Выяснить, что произойдёт, если… |
Реализация построено- го проекта Закрепление с проговариванием Рефлексия Домашнее задание | -Первый пункт плана помогу вам выполнить я. -Рассмотрите(слайд№7) «Смешанный лес». Чем является лес для живых организмов? Какой это дом? -Верно. Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания. 1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. 2) Растения с мягкими зелеными стеблями. 3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. 4)На горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники (Слайд №8) - Далее мы будем изучать обитателей леса: (растения и животных), и выявлять взаимосвязи между ними (2 и 3 пункты плана). Для этого разделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи и географы. 1 группа – ботаники – будет изучать растения леса. Задание: Заполнить таблицу с помощью атласа-определителя (по 3 растения, которые растут в лесах нашего края). Ярусы леса | деревья | Кустар- ники | Травы | | | | | | | | | | Ответить на вопросы: 1) Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? 2) Какое значение имеют растения для животных? 2 группа – зоологи – будут изучать животных леса. Задание: приведите примеры животных нашего края и заполните таблицу: Животные | Обитают на деревьях | Ведут наземный образ жизни | Обитают в почве | насекомые | земноводные | насекомые | птицы | пресмыкающиеся | черви | млекопитающие | млекопитающие | млекопитающие | Ответить на вопрос: Какое значение имеют животные для растений? З группа – экологи – будет составлять цепи питания. Задание: Составить из карточек цепи питания, характерные для нашего леса. 1. Дятел, жук – короед, кора дуба, ястреб 2.Муравьи, листья дерева, медведь, гусеницы. 3.Сойка, желуди, ястреб. Ответить на вопрос: чем питаются разные животные? 4 группа – географы - будет изучать грибы. Задание: прочитать текст и ответить на вопросы: 1. Как грибы связаны с растениями? 2. Как грибы связаны с животными? 3. Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу? Группы выступают по очереди. По мере выступления на экране появляются слайды. 1)Ботаники: Слайды№9-13. 2)Зоологи: Слайд №14. 3)Экологи: Слайд №15. 4)Географы: Слайд №16, 17. -Сделаем выводы из наших исследований. В начале урока было сказано, что лес является природным сообществом. Приведите доказательства, что это действительно так. Расскажите о взаимосвязях между обитателями леса. Итак, все живые организмы леса живут сообща. Мы доказали, что лес является природным сообществом. Работа в парах. Решите экологические задачи на с 180-181 учебника. «В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому что в лесу…Закончите это объяснение. Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу. Что необходимо сделать в конце урока? Какую цель ставили перед собой на уроке? Как вы думаете, достигли вы цели? Что было на уроке трудным? Интересным? Проанализируйте свою работу на уроке. На карточке отметьте + те высказывания, с истинностью которых вы согласны. 1. Я знаю, что такое сообщество 2. Я знаю, почему лес называют многоэтажным домом. 3. Я знаю животных и растения леса 4. Я понял, как взаимосвязаны все обитатели леса. 5. В самостоятельной работе у меня все получилось. 6. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если ошибка была). 7.Я доволен своей работой на уроке. С. 175-182, изучить материал учебника, ответить на вопросы. Для желающих – творческое задание: Кто желает стать доктором - изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека»(О лекарственных растениях леса). Кто желает стать писателем – найти пословицы, поговорки, загадки о птицах и животных, оформить их в книжку-малышку. У кого «золотые руки» - изготовить кормушки для птиц. Кто желает стать художником – нарисовать плакат в защиту лесного сообщества. | Домом. Этот дом многоэтажный. Кустарники. Трава, цветы. Деревья- хвойные, лиственные Грибы. Деревья, кустарники, травы, грибы. Ярусы леса | деревья | Кустар- ники | Травы | осина | крушина | ландыш | береза | бересклет | черника | сосна | орешник | копытень | Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место. Растения являются средой обитания для живых организмов, в лесу животные находят пищу. Животные | Обитают на деревьях | Ведут наземный образ жизни | Обита ют в почве | короед | жаба | Жук-могиль щик | дятел | гадюка | Дожде- вые чер- ви | белка | медведь | крот | Животные распространяют плоды и семена (белка), умирают, перегнивают, удобряют почву. 1. Кора дуба, жук-короед, дятел, ястреб. 2. Листья дерева, гусеницы, муравьи, медведь. 3. Желуди, сойка, ястреб. 1. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. 2.Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, насекомые. Также грибы являются лекарством (мухомор). 3.Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов, отмершей листвы. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи. Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу. Например, белка уносит шишки от дерева, таким образом распространяет семена. Растения дают животным укрытие, кислород для дыхания, пищу. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями, грибами питаются и лечатся животные. Потому что в лесу существуют животные, которые питаются мышами, например, лиса, медведь. Подвести итог. Изучить лес и доказать, что он является природным сообществом. Достигли. |