1. Самоопределение к деятельности | На доске изображения Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел сегодня к нам на урок. Кто это? - Значит, какой урок сейчас будет? - Что мы изучаем на уроках окружающего мира? - Проверьте, все ли готовы к уроку? | Отвечают на вопросы, проверяют готовность к уроку. | Познавательные (логические) Познавательные: Информационные (поиск и извлечение информации) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) |
2.Актуализация знаний, постановка учебной задачи | - А сейчас отгадайте загадки. (По мере отгадывания загадок учитель вывешивает на доске изображения предметов, являющихся отгадками) Кто-то утром не спеша Надувает желтый шар, А как выпустит из рук- Станет вдруг светло вокруг. (Солнце) Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака) Украшал ночную синь серебристый апельсин, А прошла неделя только – от него осталась долька. (Месяц) В чёрном небе до зари Тускло светят Фонари. Фонари - Фонарики Меньше, чем комарики. (Звезды) - Посмотрите на наши отгадки и скажите, что их объединяет? - Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? -Давайте откроем учебник на с. 18 и проверим ваши предположения. - Давайте поставим перед собой учебные задачи, закончите предложения. - На уроке мы узнаем…. - На уроке мы научимся…. | Отгадывают загадки Высказывают предположения Читают тему урока. Участвуют в постановке учебных задач урока. | Познавательные (информационные) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (умозаключение) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий) |
3. Открытие новых знаний. | - Скажите, какие из названных вами сегодня предметов можно увидеть на небе днем? - А какие – ночью? - Давайте подробнее остановимся на Солнце. Кто знает, что такое солнце? Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле невозможна. - Посмотрите на предметы у меня на столе (кубик, тарелка, мяч). На что не похоже солнце? - Поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на тарелку. -А теперь поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на мяч. - Давайте обратимся к Мудрой Черепахе. Демонстрирует слайд с изображением солнца и поясняет, что солнце – это огромный шар. - Чтобы запомнить, какую форму имеет солнце, давайте изготовим его модель из пластилина. Какого цвета нам понадобится пластилин? - А теперь посмотрите на свою модель и скажите, чем похожа она на настоящее Солнце и чем отличается? -Что еще, кроме Солнца, мы можем увидеть на небе днем? - Я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Как вы думаете, одинаково ли будут смотреть на облака художник и ученый? На что будет обращать внимание каждый из них? - Я предлагаю вам стать учеными-наблюдателями и рассмотреть из окна облака, которые есть на небе сегодня, и определить их форму. - А сейчас поработаем в рабочей тетради. Откройте стр. 10 задание 1. - Что нужно сделать? Как вы думаете, какой формы облака сегодня мы наблюдали? - Ребята, Муравьишка Вопросик интересуется, можно ли наблюдать за Солнцем так же, как за облаками? Почему? - Вы правы, Солнце – не просто шар, а горячий, раскаленный, пылающий. Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Если смотреть на Солнце, то можно повредить глаза. На солнце можно смотреть только через сильно затемнённое стекло. Для этого продаются солнцезащитные очки. Физминутка А сейчас мы с вами дети Полетаем на ракете. На носочки поднялись, Руки вверх и потянись. Один, два, три, четыре Вот летит ракета ввысь! - Отдохнули, молодцы! - Солнце и облака мы видим днем, а когда наступает ночь, на небе появляются…… -Молодцы! Демонстрирует слайды с изображением звездного неба, читает описание звездного неба из атласа-определителя (1-2 абзацы на с. 208) - Знаете ли вы, что такое созвездие? - Люди издавна объединили звезды в различные фигуры – созвездия- и дали им названия. Созвездие, которое легче всего найти на небе, называется Большая Медведица. (Чтение учителем легенды о его появлении в атласе-определителе на с. 209) | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор. Самостоятельно выполняют модель Солнца из пластилина. -Похожа формой и цветом. Отличается размером. Отвечают на вопрос. Рассматривают облака, рисуют их на доске. Выполняют задание. Высказываются. Заканчивают предложение словами Луна и звезды. Рассматривают изображение звездного неба, слушают текст. Отвечают на вопрос. | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Познавательные (моделирование) Коммуникативные (взаимодействие) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (оценка) Познавательные логические (умозаключение) Познавательные логические (сравнение) Познавательные логические (причинно-следственные связи) |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Откройте стр. 19 учебника и рассмотрите созвездие Большая Медведица. - Посчитайте, сколько звезд оно объединяет. - Какой предмет напоминает фигура, образованная звездами. - А теперь давайте найдем это созвездие на звездном небе.(электронное приложение к учебнику) | - Анализируют иллюстрацию в учебнике. - Ковш. Несколько учеников по очереди или вместе определяют очертания Большой Медведицы, работая в электронном приложении к учебнику. | Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные: информационные (извлечение, использование, представление информации) |
6. Рефлексия | - Вспомните тему нашего урока. Какие задачи поставили? - Что можно увидеть на небе днем? А ночью? - Что такое Солнце? - Что такое созвездие? - О каком созвездии узнали на уроке? - Как найти его на небе? - Чему учились на уроке? - Что показалось самым интересным? - О чем захотелось узнать больше? - Учеными-наблюдателями вы можете быть не только в школе, но и дома. Я предлагаю вам вместе с родителями понаблюдать за созвездием Большой Медведицы и Луной и зафиксировать свои наблюдения в научном дневнике рабочей тетради на стр. 2, 3 - | Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей работы на уроке. Определяют план совместных со взрослыми наблюдений. | Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (самооценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Личностные (компетентность в поступках и деятельности) |