Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Невидимые нити"»
Урок окружающего мира «Невидимые нити»
Класс: 2
Тема: «Невидимые нити»
УМК: «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир. 2класс, часть1»
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
создать условия для восприятия детьми новой информации
способствовать развитию мыслительной деятельности
создать условия для экологического воспитания
Ход урока
Орг. момент.
- Проверим готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: сигнальные карточки двух цветов (красный и зелёный), раздаточный материал (на каждой парте).
- Начинаем урок окружающего мира. Идя на урок, взяла с собой предмет (показывает): нить. Для чего? Узнаете чуть позже.
2. Актуализация опорных знаний
Урок начнем с небольшой разминки:
-На какие 2 группы можно поделить всё, что окружает человека? (природа и предметы, созданные человеком) На доске – картинки. Два ученика выполняют задание. Остальные проверяют правильность с помощью сигнальных карточек.
-На какие две группы можно поделить объекты природы? (живая и неживая природа).
Задание выполняют 2 ученика, остальные проверяют с помощью сигнальных карточек. На доске получается:
Солнце
Воздух
Вода
Лягушка, цветок, ель, клёст, бабочка, комар
3. Подготовка к восприятию нового.
-Вспомните, как связаны объекты неживой природы с живой природой. (Солнце – источник тепла и света для всего живого, без воздуха и воды не может существовать ничего живого). Вспомните предмет, который я принесла на урок (нить). Покажем связь объектов неживой и живой природы с помощью нитей. На доске:
С олнце
В оздух
в ода
Лягушка, цветок, ель, клёст, бабочка, комар
-Это связь живой и неживой природы.
-Посмотрите на объекты живой природы. Что-то связано между собой? Найдите 3 пары картинок (комар – лягушка, ель – клёст, цветок – бабочка).
На доске:
Комар (нить) лягушка
Ель (нить) клёст
Цветок (нить) бабочка
- Чем является комар для лягушки? (пищей). Ель – для клёста? (источником питания). Цветок – для бабочки? (источником питания). Как связана бабочка с цветком? (опыляет)
- Нити, которые мы с вами нашли, можно увидеть? (Нет) Значит они… (невидимые). Какова тема нашего урока? (Невидимые нити, слайд 2)
4. Объяснение нового материала
-Изучает невидимые нити особая наука – экология (слайд 3). Кто слышал это название?
-Название произошло от двух слов: экос – дом, логос – наука (слайд 4).
-Наука экология учит, что природа является общим домом для всех живых существ (слайд 5), что в природе всё взаимосвязано (слайд 6).
-Внимание на экран (читается текст про лес, 1 часть, слайд 7).
-Что произошло? (был лес, человек вырубил кустарники, деревья в лесу засохли) -Почему? Слушаем дальше (слайд 7).
Работа по тексту:
-(слайд 8) Прочитайте. В правильной последовательности перечислены события? (Нет). Давайте исправим. Проверим (слайд 9) и ответим на вопросы:
Почему улетели птицы, когда вырубили кустарники (кустарники – дом для птиц)
Почему расплодились насекомые, когда улетели птицы? (насекомых поедали птицы, птицы улетели, насекомые расплодились)
Почему деревья засохли? (деревья – пища для насекомых, а их стало слишком много)
Кто виноват в гибели леса? (человек, лесничий)
Что не увидел лесничий? (невидимые нити, связи)
Первичное закрепление.
-Давайте поможем увидеть невидимые нити, дополнив схему (слайд 10). Работа в парах с раздаточным материалом.
-Проверьте (слайд 11).
-Для чего экология изучает невидимые нити? (Чтобы не нанести вред природе, чтобы учиться бережному отношению к природе, слайд 12).
Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – немного покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
-Какие невидимые нити можно найти в физминутке? (стрекоза – река).
-Верно.
7. Закрепление. Игра «Экологический сигнал.
-Я буду читать высказывания, а вам необходимо оценить полезность или вредность тех или иных действий человека в природе с помощью карточек красного или зеленого цветов (слайд 13).
«красный» - сигнал опасности, категорически недопустимые в природе действия.
«зеленый» - разрешающий сигнал, последствия будут благоприятными, служат сохранению и восстановлению природы.
Высказывания (иллюстрирование всех высказываний)(слайды 14 – 18). 1.Каждую весну на пришкольном участке высаживается около 500 цветов. Почему зелёный сигнал? 2.В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения. Почему зелёный сигнал? 3. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. Почему красный сигнал? (В первую очередь, муравейники – жилища – муравьев.Восстановление разрушенного муравейника отнимает у семьи много сил и затрат, и при сильных разрушениях они могут не справиться с этим, и семья в итоге погибнет. Активно поедая личинок вредных насекомых - жуков, бабочек - они принимают участие в регулировании их количества и сохранении леса). 4. Ящерицу всегда можно хватать за хвост. Даже если он отпадает, вырастает новый. Почему красный сигнал? 5. Туристы оставили в лесу после себя мусор. Почему красный сигнал? (Полиэтиленовые пакеты разлагаются 70 – 80 лет, жвачки – 30 лет, бутылки из пластика – 200 лет. Это очень большое количество времени! (слайд 19).
Подготовка к практической работе.
-Существует несколько типов невидимых нитей, связей (слайд 20):
Работа проводится в группах.Каждой группе выдаётся конверт с текстом, заданием, разрезным материалом. Ребята должны прочитать текст, составить модель невидимых нитей (связей), и определить тип связей.
Задание №1
Прочитай текст.
Текст:
Солнце служит источником тепла и света для живых существ.
Выбери две картинки и составь модель невидимых нитей (связей).
Определи тип связей и наклей нужную полоску.
Ответ:
Неживая природа - живая природа
Задание №2
Прочитай текст.
Текст:
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек.
Выбери две картинки и составь модель невидимых нитей (связей).
Определи тип связей и наклей нужную полоску.
Ответ:
Животные - животные
Задание №3
Прочитай текст.
Текст:
Пчелы опыляют цветки желтые или голубые, а именно нектарники у цветов.
Выбери две картинки и составь модель невидимых нитей (связей).
Определи тип связей и наклей нужную полоску.
Ответ:
Растения - животные
Проверка: (слайды 21 – 23). Один человек от группы читает текст задания, показывает составленную модель невидимых нитей, называет тип связей. Все остальные оценивают работу с помощью сигнальных карточек.
- (слайд 24) Посмотрите на модель невидимых нитей. К какому типу можно отнести? (природа – человек).
- (слайд 25). Верно. Читаем текст. Что ещё использует человек? ( лес, деревья, воду…)
- Каково влияние человека на природу? ( часто неблагоприятное)
- Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент выпуска новостей, в котором говорится о парке Кусково в Москве (слайд 26)
Вопросы после просмотра:
- Что произошло в парке Кусково? (начали вырубать деревья)
- Для чего? (для строительства автотрассы)
-Почему местные жители против? (наносится вред окружающей среде)
- Вырубая деревья, что нарушает человек? (невидимые нити: парковая зона – животные, парковая зона – человек)
- О чем должны помнить люди? ( о последствиях)
- Выразите свое отношение с помощью сигнальных карточек.
9. Итог урока. Домашнее задание.
- О чем говорили на уроке? ( о невидимых нитях)
- Что такое невидимые нити? (связи в природе)
- Какая наука изучает невидимые нити? (экология)
- Какие типы невидимых нитей (связей) вы запомнили?
- Для чего нужно изучать невидимые нити? (чтобы не нанести вред природе)
- Домашнее задание необычное. Вспомните урок литературного чтения и сказку В.Бианки «Старик и сова». Задание: перечитать сказку, найти невидимые нити, составить рисунок – модель.
- Оценки за урок.
10. Рефлексия
-(слайд 27) В заключении урока хочется пожелать, чтобы наша планета была такой же зелёной, как на этом слайде. Давайте вырастим дерево, используя сигнальные карточки. Кто узнал много нового и полезного, приклеивает зелёную карточку. Кто мало узнал или совсем ничего – красную.
- На нашем дереве зелёные листочки. Значит урок был полезным для вас.