kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Невидимые нити в зимнем лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Невидимые нити в зимнем лесу

Цели:- систематизировать и обогащать  знания детей о природных связях; познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных связанных эти

деревом;

-развивать умение выделять существенные признаки изменений в природе

связи со сменой времени года

-воспитывать любовь  и бережное отношение к природе.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Невидимые нити в зимнем лесу" »

Урок окружающего мира в 4классе

Тема: Невидимые нити в зимнем лесу

Цели:- систематизировать и обогащать знания детей о природных связях; познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных связанных эти

деревом;

-развивать умение выделять существенные признаки изменений в природе

связи со сменой времени года

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

-картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных;

-гербарий;

-схема «зима»

-запись голосов птиц;

-ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Каждый день – всегда везде

На занятиях в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания

( Раздаётся стук в дверь)

Учитель: - Ребята, кто это может быть?

(Учитель открывает дверь, ему вручают большой конверт . Учитель показывает конверт детям и читает надпись на конверте: «Письмо от жителей города «Здоровей-ка». Конверт вскрывается и учитель читает письмо):

«Здравствуйте, наши дорогие ребята! Пишут вам жители города «Здоровей-ка». Огромное спасибо вам за то, что вы посетили наш город неделю назад.

Как приятно было пообщаться с такими весёлыми и любознательными

детьми!

Незнайка передаёт вам отдельный привет и благодарит за помощь которую вы ему оказали. Он уже повзрослел и ходит в школу. Мы очень надеемся, что вы не забыли правила сохранения здоровья о которых мы говорили с вами при встрече и используете их в жизни. А чтобы это проверить, предлагаем вам следующие вопросы и задания.

(Учитель достаёт из конверта карточки. По карточкам работают 3 ученика).

Карточка №1

1.Назовите помощников в сохранении здоровья: ( режим дня, личная гигиена, правильное питание)

2. Что такое режим? (режим – это распорядок дел в течении дня).

3. Составь режим дня.( подъём ,зарядка, утренний туалет, завтрак, занятия в школе. Возвращение домой, обед, отдых, прогулка. Приготовление уроков, ужин, игры и подготовка ко сну).

Карточка№2

Закончи правила:

-Чистить зубы надо (2раза в день утром и вечером)

-Перед едой нужно обязательно (мыть руки)

-Во время еды нельзя (разговаривать с набитым ртом)

-Никогда не ешь немытые (овощи и фрукты)

-Свет при письме должен падать (слева)

Карточка №3

Отчего может заболеть живот?

1. Едим быстро и плохо пережёвываем пищу.

2. Переедаем.

3. Съели испорченную пищу.

4. Страдаем запорами.

Учитель:

-А мы , ребята , ответим на следующие вопросы:

1. Перечислите признаки простуды.

Дети: Насморк, кашель, болит горло, поднимается температура, краснеют и слезятся глаза.

2. Что нужно делать чтобы не простудиться?

Дети: Не ходи с мокрыми ногами, в мокрой одежде. Держись дальше от того кто кашляет и чихает.

3. Что вызывает грипп?

Дети: Эту болезнь вызывают вирусы гриппа. Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди. Это эпидемия гриппа.

4.Перечислите признаки гриппа и какие правила надо выполнять, если заболеешь гриппом?

Дети: Высокая температура, боль в мышцах, насморк, кашель, головная боль. Не вставать с постели, принимать лекарства, пить побольше воды, соков.

(Собрать карточки)

Учитель: Чтобы укрепить здоровье, нам необходимо закаливание. О нём нам расскажет Шапошников Роман.

Сообщение:

Однажды зимой стояла на мосту толпа зрителей. Люди перегибались и смотрели вниз.

Там, посреди замёрзшей реки, была прорубь. В ней плавали несколько юношей и девушек.

Они плыли не торопясь и весело перекликались. Среди пловцов было несколько школьников. Ребята настолько закалились, купаясь в холодной воде, что не простужаются, даже окунаясь в прорубь.

Учитель:

-Почему эти люди могли плавать в ледяной воде в зимнее время?

Дети:

-Они закалённые.

Учитель:

-Каждый из вас смог бы окунуться в ледяную воду без последствий для здоровья?

Дети:

-Нет.

Учитель:

-Какие мероприятия по закаливанию организма вы можете назвать?

(дети отвечают поочерёдно цепочкой)

Дети:

1.Привыкай не бояться холода. Летом и зимой делай зарядку.

2.Зимой, если нет сильного мороза, зря не кутай шею тёплым шарфом, не надевайте под куртку лишних свитеров.

3.Чем меньше ты будешь опасаться морозов, тем быстрее закалишься.

Учитель:

-Важно, чтобы закаливание проводилось систематически изо дня в день. Организовать своё время и время для закаливания поможет режим дня. Помните: солнце, воздух и вода- самые верные наши друзья.

-В какое время года люди чаще болеют гриппом?

Дети: Зимой.



Сообщение темы и целей урока

Учитель

-О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

Снег на полях

Лёд на реках

Вьюги гуляют

Когда это бывает? (Зимой)

-Тема нашего урока «Невидимые нити в зимнем лесу». Мы будем говорить о зиме, об изменениях в живой и неживой природе с наступлением зимы. Назовите зимние месяцы.

Дети:

-Декабрь, январь, февраль.

(Название месяцев проецируются на экране)

Учитель:

Запомните написание. А какие пословицы вы знаете о зимних месяцах?

Дети:

Декабрь- ветрозим. Декабрь год кончает- зиму начинает.

Январь- студень. Январь –году начало, зиме – середина.

Февраль- лютый, спрашивает, как обуты. Вьюги да метели под февраль прилетели.

Учитель:

-Дети, какие признаки зимы вы знаете?

Дети:

Понижается температура, день короче, а ночи длиннее, солнце светит, но не греет, выпадает снег.



Учитель:

-А какие из признаков относятся к неживой и живой природе?

Дети:

Неживая- снег, лёд.

Живая- опадает листва, птицы улетают в тёплые края, животные впадают в спячку, меняют окраску.

Учитель:

-Молодцы! А сегодня вы узнаете о других зимних явлениях в неживой природе.

( во время рассказа слова оттепель, гололедица, метель, изморозь, снегопад проецируются на экране с показом рисунков этих явлений)

Когда зимой пригревает солнышко, повышается температура, снег подтаивает, становится влажным и легко лепится- это называется оттепель.

Появившаяся во время оттепели вода ночью замерзает и образуется – гололедица.

Очень опасно транспорту и людям во время гололедицы. Нужно быть очень осторожным.

Интересно наблюдать за снегопадом. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно покрывая её.

Снегопад при сильном ветре называется – метелью.

Часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь.

Ребята обратите внимание на орфограммы в данных словах.

Обобщение.

Неживая природа зимой.

Учитель:

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение. Устанавливаются самые короткие дни и длинные ночи.

Замерзает почва и водоёмы. Приходят морозы.

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях .Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной.

Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несёт с собой зима есть свои прелести: чистый пушистый снег, особая лёгкость бодрящего воздуха и ко всему к этому – великий покой, разливавшийся в природе.

- Какие явления происходят в неживой природе зимой?

Дети:

Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель.

Учитель:

-Запомните, дети, эти явления.

Живая природа зимой ( звучит запись с голосами птиц)

Учитель:

- Ребята, что вы услышали?

Дети:

- Пение птиц.

Учитель:

- Дети, к какой природе живой или неживой относится то, что вы услышали?

Дети:

- Живой.

Учитель:

-А сейчас мы поговорим о том, какие изменения произошли в жизни растений, животных и птиц.

Дети послушайте замечательное стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.( Дети выходят к доске, во время чтения стихотворения на экране проецируется фото птицы, о которой идёт речь.)

Улетели птичьи стаи

Лес в сугробах до ветвей

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто так ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко

Разогнав лесную тишь

А на вырубках, на липках

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

-Дети, о каких птицах шла речь в этом стихотворении? Назовите птиц, которые круглый год находятся в наших краях?

Дети:

Сороки, вороны, воробьи.

Учитель:

Ребята, как зимуют деревья?

Дети:

Лиственные деревья сбросили листву, хвойные стоят зелёные.

Учитель:

Назовите лиственные деревья.

Дети:

Липа, клён, дуб, тополь, берёза…

Учитель:

-А хвойные деревья какие вы знаете?

Дети:

-Ель, сосна, пихта, лиственница.

Учитель:

Дети, что вы знаете о лиственнице?

Дети:

Лиственница сбрасывает листву, хотя относится к хвойным.

Учитель:

-Как зимуют кустарники и травы?

Дети:

-Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют.

Учитель:

Но не все травы желтеют. Есть травянистые растения – земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают?

Дети:

Снег защищает от морозов, чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.

Учитель:

-Здесь мы можем увидеть связь неживой и живой природы. Снег укрыл растения, а жизнь под снегом продолжается. Опавшую листву перерабатывают бактерии.

Н -----Ж

-Зима период покоя в жизни растений. Но зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит « дозревание» почек. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

Учитель:

- А как звери готовятся к зиме? Давайте послушаем сообщение детей. Отгадайте о ком пойдёт речь?

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. ( белка)

1-й ученик

Гнездо белка строит в дуплах деревьев. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные запасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Надкусит грибок- вкусен ли? Потом наколет на сучок- пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибов белка насушит за лето.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой ( медведь)

2-й ученик:

Прежде чем лечь в берлогу медведь путает свои следы. Берлогу- яму выкопанную где –нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. А на самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя

Промелькнула, пробежала

Нет ни дыма, не пожара. ( лиса)

3-й ученик:

Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей.

Учитель:

-Как зимуют рыбы, вы сейчас узнаете.

4-й ученик:

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине ,на речном дне спят рыбы . В самых глубоких местах лежит сом.

Сазаны находят мягкую ямку и спит в ней. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Весёлый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Зубастой щуке спится плохо. С хищными глазами и огромной пастью глотает щука сонную рыбу.

Учитель:

-Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжат вести активный образ жизни.

Зима- трудное время в жизни животных. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются в близи жилищ человека. Чтобы помочь животным человек подкармливает их.

Для зайцев ещё летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы от рябины, малины, тополя.

Для лосей подрубают молодые осины.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свёклу, репу.

Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала в неё кладут пучки соломы и присыпают снегом.

-А что вы можете сделать, чтобы помочь животным?

Дети:

-Сделать кормушки, подкармливать птиц.

( На доске схема « Как животные готовятся к зиме» )

Морозы--------------- тёплый мех



ЗИМА Нет корма----------- впадают в спячку; используют летние запасы.

Перебираются к жилью человека.

Снег------------------- смена окраски

Учитель:

-Обратите внимание на доску. О каком времени года мы сегодня говорим на уроке?

Дети:

- О зиме.

Учитель:

-Что происходит с приходом зимы?

(работа по схеме)

Подумайте, связаны ли между собой животные и растения? Как?

Дети:

-Да, связаны. Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.

Учитель:

- Сегодня мы рассмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. И в этом нам поможет рисунок, который находится в учебнике на странице 139.

Работа с учебником.

-Какая взаимосвязь между животными и елью?

Дети:

-Животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей, под ними;

-клесты строят на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов;

-заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Учитель:

-Давайте покажем связь животных и растений.

(ученик у доски составляет схему)

Р-------Ж

Учитель:

-Но существует также связь между животными- «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее брошенные клестами шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на дереве. Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд незаметны, связи в зимнем лесу.

Итак, мы на примере только одной ёлочки убедились, что она служит и укрытием для животных и обеспечивает их питанием.

Итог урока

Учитель:

-Что нового вы узнали на уроке?

Дети:

-О зимних явлениях, о связях живой и неживой природы, о связях животных и растений, о невидимых нитях в зимнем лесу.

Учитель:

-Вы сегодня на уроке хорошо работали. Спасибо вам, ребята, за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира "Невидимые нити в зимнем лесу"

Автор: Рослик Наталья Александровна

Дата: 01.05.2015

Номер свидетельства: 207431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) ""Невидимые нити в зимнем лесу" "
    ["seo_title"] => string(32) "nievidimyie-niti-v-zimniem-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "123716"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414528916"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему,, Невидимые нити в зимнем лесу.,,"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_i_priezientatsiia_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_nievidimyie"
    ["file_id"] => string(6) "384744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485584732"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тема урока: «Невидимые нити в зимнем лесу» "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-uroka-nievidimyie-niti-v-zimniem-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "179041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424939753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства