Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Невидимые нити в зимнем лесу" »
Урок окружающего мира в 4классе
Тема: Невидимые нити в зимнем лесу
Цели:- систематизировать и обогащать знания детей о природных связях; познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных связанных эти
деревом;
-развивать умение выделять существенные признаки изменений в природе
связи со сменой времени года
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
-картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных;
-гербарий;
-схема «зима»
-запись голосов птиц;
-ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Каждый день – всегда везде
На занятиях в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания
( Раздаётся стук в дверь)
Учитель: - Ребята, кто это может быть?
(Учитель открывает дверь, ему вручают большой конверт . Учитель показывает конверт детям и читает надпись на конверте: «Письмо от жителей города «Здоровей-ка». Конверт вскрывается и учитель читает письмо):
«Здравствуйте, наши дорогие ребята! Пишут вам жители города «Здоровей-ка». Огромное спасибо вам за то, что вы посетили наш город неделю назад.
Как приятно было пообщаться с такими весёлыми и любознательными
детьми!
Незнайка передаёт вам отдельный привет и благодарит за помощь которую вы ему оказали. Он уже повзрослел и ходит в школу. Мы очень надеемся, что вы не забыли правила сохранения здоровья о которых мы говорили с вами при встрече и используете их в жизни. А чтобы это проверить, предлагаем вам следующие вопросы и задания.
(Учитель достаёт из конверта карточки. По карточкам работают 3 ученика).
Карточка №1
1.Назовите помощников в сохранении здоровья: ( режим дня, личная гигиена, правильное питание)
2. Что такое режим? (режим – это распорядок дел в течении дня).
3. Составь режим дня.( подъём ,зарядка, утренний туалет, завтрак, занятия в школе. Возвращение домой, обед, отдых, прогулка. Приготовление уроков, ужин, игры и подготовка ко сну).
Карточка№2
Закончи правила:
-Чистить зубы надо (2раза в день утром и вечером)
-Перед едой нужно обязательно (мыть руки)
-Во время еды нельзя (разговаривать с набитым ртом)
Дети: Не ходи с мокрыми ногами, в мокрой одежде. Держись дальше от того кто кашляет и чихает.
3. Что вызывает грипп?
Дети: Эту болезнь вызывают вирусы гриппа. Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди. Это эпидемия гриппа.
4.Перечислите признаки гриппа и какие правила надо выполнять, если заболеешь гриппом?
Дети: Высокая температура, боль в мышцах, насморк, кашель, головная боль. Не вставать с постели, принимать лекарства, пить побольше воды, соков.
(Собрать карточки)
Учитель: Чтобы укрепить здоровье, нам необходимо закаливание. О нём нам расскажет Шапошников Роман.
Сообщение:
Однажды зимой стояла на мосту толпа зрителей. Люди перегибались и смотрели вниз.
Там, посреди замёрзшей реки, была прорубь. В ней плавали несколько юношей и девушек.
Они плыли не торопясь и весело перекликались. Среди пловцов было несколько школьников. Ребята настолько закалились, купаясь в холодной воде, что не простужаются, даже окунаясь в прорубь.
Учитель:
-Почему эти люди могли плавать в ледяной воде в зимнее время?
Дети:
-Они закалённые.
Учитель:
-Каждый из вас смог бы окунуться в ледяную воду без последствий для здоровья?
Дети:
-Нет.
Учитель:
-Какие мероприятия по закаливанию организма вы можете назвать?
(дети отвечают поочерёдно цепочкой)
Дети:
1.Привыкай не бояться холода. Летом и зимой делай зарядку.
2.Зимой, если нет сильного мороза, зря не кутай шею тёплым шарфом, не надевайте под куртку лишних свитеров.
3.Чем меньше ты будешь опасаться морозов, тем быстрее закалишься.
Учитель:
-Важно, чтобы закаливание проводилось систематически изо дня в день. Организовать своё время и время для закаливания поможет режим дня. Помните: солнце, воздух и вода- самые верные наши друзья.
-В какое время года люди чаще болеют гриппом?
Дети: Зимой.
Сообщение темы и целей урока
Учитель
-О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:
Снег на полях
Лёд на реках
Вьюги гуляют
Когда это бывает? (Зимой)
-Тема нашего урока «Невидимые нити в зимнем лесу». Мы будем говорить о зиме, об изменениях в живой и неживой природе с наступлением зимы. Назовите зимние месяцы.
Дети:
-Декабрь, январь, февраль.
(Название месяцев проецируются на экране)
Учитель:
Запомните написание. А какие пословицы вы знаете о зимних месяцах?
Дети:
Декабрь- ветрозим. Декабрь год кончает- зиму начинает.
Февраль- лютый, спрашивает, как обуты. Вьюги да метели под февраль прилетели.
Учитель:
-Дети, какие признаки зимы вы знаете?
Дети:
Понижается температура, день короче, а ночи длиннее, солнце светит, но не греет, выпадает снег.
Учитель:
-А какие из признаков относятся к неживой и живой природе?
Дети:
Неживая- снег, лёд.
Живая- опадает листва, птицы улетают в тёплые края, животные впадают в спячку, меняют окраску.
Учитель:
-Молодцы! А сегодня вы узнаете о других зимних явлениях в неживой природе.
( во время рассказа слова оттепель, гололедица, метель, изморозь, снегопад проецируются на экране с показом рисунков этих явлений)
Когда зимой пригревает солнышко, повышается температура, снег подтаивает, становится влажным и легко лепится- это называется оттепель.
Появившаяся во время оттепели вода ночью замерзает и образуется – гололедица.
Очень опасно транспорту и людям во время гололедицы. Нужно быть очень осторожным.
Интересно наблюдать за снегопадом. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно покрывая её.
Снегопад при сильном ветре называется – метелью.
Часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь.
Ребята обратите внимание на орфограммы в данных словах.
Обобщение.
Неживая природа зимой.
Учитель:
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение. Устанавливаются самые короткие дни и длинные ночи.
Замерзает почва и водоёмы. Приходят морозы.
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях .Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной.
Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несёт с собой зима есть свои прелести: чистый пушистый снег, особая лёгкость бодрящего воздуха и ко всему к этому – великий покой, разливавшийся в природе.
- Какие явления происходят в неживой природе зимой?
Дети:
Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель.
Учитель:
-Запомните, дети, эти явления.
Живая природа зимой ( звучит запись с голосами птиц)
Учитель:
- Ребята, что вы услышали?
Дети:
- Пение птиц.
Учитель:
- Дети, к какой природе живой или неживой относится то, что вы услышали?
Дети:
- Живой.
Учитель:
-А сейчас мы поговорим о том, какие изменения произошли в жизни растений, животных и птиц.
Дети послушайте замечательное стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.( Дети выходят к доске, во время чтения стихотворения на экране проецируется фото птицы, о которой идёт речь.)
Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто так ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь
А на вырубках, на липках
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
-Дети, о каких птицах шла речь в этом стихотворении? Назовите птиц, которые круглый год находятся в наших краях?
Лиственница сбрасывает листву, хотя относится к хвойным.
Учитель:
-Как зимуют кустарники и травы?
Дети:
-Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют.
Учитель:
Но не все травы желтеют. Есть травянистые растения – земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают?
Дети:
Снег защищает от морозов, чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.
Учитель:
-Здесь мы можем увидеть связь неживой и живой природы. Снег укрыл растения, а жизнь под снегом продолжается. Опавшую листву перерабатывают бактерии.
Н -----Ж
-Зима период покоя в жизни растений. Но зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит « дозревание» почек. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
Учитель:
- А как звери готовятся к зиме? Давайте послушаем сообщение детей. Отгадайте о ком пойдёт речь?
Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. ( белка)
1-й ученик
Гнездо белка строит в дуплах деревьев. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные запасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Надкусит грибок- вкусен ли? Потом наколет на сучок- пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибов белка насушит за лето.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой ( медведь)
2-й ученик:
Прежде чем лечь в берлогу медведь путает свои следы. Берлогу- яму выкопанную где –нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. А на самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, не пожара. ( лиса)
3-й ученик:
Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей.
Учитель:
-Как зимуют рыбы, вы сейчас узнаете.
4-й ученик:
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине ,на речном дне спят рыбы . В самых глубоких местах лежит сом.
Сазаны находят мягкую ямку и спит в ней. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Весёлый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Зубастой щуке спится плохо. С хищными глазами и огромной пастью глотает щука сонную рыбу.
Учитель:
-Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжат вести активный образ жизни.
Зима- трудное время в жизни животных. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются в близи жилищ человека. Чтобы помочь животным человек подкармливает их.
Для зайцев ещё летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы от рябины, малины, тополя.
Для лосей подрубают молодые осины.
Для кабанов оставляют корнеплоды: свёклу, репу.
Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала в неё кладут пучки соломы и присыпают снегом.
-А что вы можете сделать, чтобы помочь животным?
Дети:
-Сделать кормушки, подкармливать птиц.
( На доске схема « Как животные готовятся к зиме» )
Морозы--------------- тёплый мех
ЗИМА Нет корма----------- впадают в спячку; используют летние запасы.
Перебираются к жилью человека.
Снег------------------- смена окраски
Учитель:
-Обратите внимание на доску. О каком времени года мы сегодня говорим на уроке?
Дети:
- О зиме.
Учитель:
-Что происходит с приходом зимы?
(работа по схеме)
Подумайте, связаны ли между собой животные и растения? Как?
Дети:
-Да, связаны. Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.
Учитель:
- Сегодня мы рассмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. И в этом нам поможет рисунок, который находится в учебнике на странице 139.
Работа с учебником.
-Какая взаимосвязь между животными и елью?
Дети:
-Животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей, под ними;
-клесты строят на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов;
-заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.
Учитель:
-Давайте покажем связь животных и растений.
(ученик у доски составляет схему)
Р-------Ж
Учитель:
-Но существует также связь между животными- «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее брошенные клестами шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на дереве. Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд незаметны, связи в зимнем лесу.
Итак, мы на примере только одной ёлочки убедились, что она служит и укрытием для животных и обеспечивает их питанием.
Итог урока
Учитель:
-Что нового вы узнали на уроке?
Дети:
-О зимних явлениях, о связях живой и неживой природы, о связях животных и растений, о невидимых нитях в зимнем лесу.
Учитель:
-Вы сегодня на уроке хорошо работали. Спасибо вам, ребята, за урок.