kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира на тему "Наши реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира. Наши реки самые красивые.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира на тему "Наши реки"»

 Актуализация знаний и умений 

Предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

-Назовите формы земной поверхности.

-Какие равнины вы знаете? (показ на физической карте)

-Назовите горы (показ на физической карте)

-В чём схожесть горы и холма? (показ по таблице)

-Какое место занимает Россия по добыче полезных ископаемых?

-Как нужно использовать полезные ископаемые?

3. Целеполагание.

-Для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, предлагаю отгадать загадку:

Прожить не могут без нее не звери, не букашки

И без нее не расцветут ни розы, ни ромашки.

Леса засохнут и поля, нет жизни человеку,

Не может без нее Земля, запомните навеки! 

- Как вы думаете, без чего же не может обойтись все живое?

Правильно, без воды!

- Вы уже знаете, что на карте присутствуют разные цвета, обозначающие сушу и воду.

- Каким цветом обозначена вода на карте?

- Правильно. Тема нашего урока: Наши реки.

-Чтобы вы хотели узнать на уроке?

Работа над новым материалом.

-Как вы думаете, почему рядом с каждым населённым пунктом обязательно есть река?

Ответы учащихся: Ловят рыбу. Купаются. Загорают. Строят санатории. По рекам путешествуют. Перевозят грузы и пассажиров на судах. На ГЭС вода крутит турбину и даёт электричество.

Работа по учебнику: Прочитайте первый и второй абзацы материала учебника, чтобы убедиться в правильности ваших выводов (с. 62—63)

Как вы думаете, какие бывают реки?

Большие и маленькие. Узкие и широкие. Полноводные. Мелкие, быстрые, шумные горные, равнинные.

Слайд №5-6

-С давних времён люди разных стран путешествовали по воде рек и морей, они плавали друг к другу в гости, продать свои товары, купить новые. Вдоль речных берегов много сёл и городов, и даже около небольшого городка есть пристани.

Многие наши реки имеют большую протяжённость. Если посчитать все реки длиннее 10 км, то их окажется 120 тысяч.

-Какие реки вы знаете?

3) -Богата Россия реками, а значит и питьевой водой.

- Как вы думаете, откуда может начинаться река?

Отгадайте загадки:

Он без рук, без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной,

Поит ледяной водой. (Родник) Слайд 7


Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги. (Болото) Слайд 8


Мой исток не у ручья -

С ледника сбегаю я.

Очень-очень быстрая,

Свежая и чистая. (Горная речка) Слайд 9


Слайд №10 (на слайде схема)

Вопросы по закреплению материала:

- Так что же такое река?

Река – это естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле. Уточняет значение слова «русло».

-Как называется начало реки?

Исток, начало реки, откуда ее воды «истекают».

-Что может быть истоком реки?

Истоком может быть ручей из родника, болото, вершина горы.

-Так откуда может брать начало река?

-Как завершает свой путь река?

Впадает в море, или другую реку или озеро.

-Как называется это место?

Устье – место впадения реки в море, или другую реку или озеро.

-Как определить, какой берег левый, а какой правый?

Если встать по направлению течения реки лицом к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа.

- А что же такое приток?

Притоки – маленькие реки, которые вливаются в большую.

-Как будут называться притоки левого берега? Левые.

-Как будут называться притоки правого берега? Правые.


6) -Из великого множества рек самой крупной в европейской части России является Волга.

Слайд №11 (Дети находят и отмечают на контурной карте в рабочей тетради с.28)

Её длина составляет 3531 км. Берёт начало в Тверской области. Недалеко от озера Селигер, а впадает в Каспийское море.

Многие художники воспевают красоту и величие Волги-матушки.

(Звучит песня о Волге)

Слайд №12

У неё много притоков. По Волге и её судоходным притокам во время навигации перевозят различные грузы. Два самых крупных притока: левый-Кама

( четвёртая по длине река в Европе). На ней находится крупный город Пермь. И правый приток - Ока, при впадении Оки в Волгу стоит город Нижний Новгород. (Дети находят и отмечают на контурной карте в рабочей тетради с.28)

Слайд № 13

Реки двух столиц (на реке Неве г. Санкт-Петербург-северная столица, на Москва-реке столица нашей родины – Москва)

(Дети находят и отмечают на контурной карте в Рабочей тетради с.28)

Слайд № 14 -15

Россия – страна великих рек. Самыми большими реками Западно -Сибирской равнины являются Обь, Енисей и Иртыш. Самая длинная река Азии – Лена (её протяжённость 4400 км). Она как и Обь, и Енисей несёт свои воды по просторам Сибири в Северный Ледовитый океан. Главная река Дальнего Востока - пограничная река Амур - находится на границе России с Китаем. Впадает в воды Охотского моря. (Дети находят и отмечают на контурной карте в Рабочей тетради с.28)

-На этих реках люди построили много замечательных городов (карта)

(Дети отмечают города на контурной карте в Рабочей тетради с.28)

5Систематизация и обобщение знаний. 

-Чем важны реки для людей?

Все верно, а самое важное это то, что реки дают людям питьевую воду. А еще в них живут разные животные и растения. Поэтому очень важно сохранить их чистоту.

- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у реки?

К сожалению, часто бывает, люди приходят отдыхать на берег реки, а уходя, оставляют после себя груды мусора, наверное, они привыкли, что за них кто-то другой должен убираться. Но никаким мусорщикам это не под силу. И если люди сами не научатся убирать за собой, а еще лучше не мусорить, то природе от этого будет очень плохо. Ведь пластиковые и стеклянные бутылки, пивные банки и полиэтиленовые пакеты могут валяться на земле и плавать в воде очень-очень долго, иногда даже 1000 лет и больше.

А еще есть большие города и заводы, которые постоянно сбрасывают в реки отработанные воды. Чистота этих вод зависит от состояния очистных сооружений.

Скажите мне, пожалуйста, вам бы хотелось купаться в грязной реке или пить из нее воду?

Вам нравится, когда вокруг вас валяется мусор?

Тогда давайте будем беречь наш мир, который так прекрасен, когда в нем порядок!

-Во всём мире существуют экологические проблемы, давайте назовём их.

(показ слайдов)

- Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

6.Подведение итогов урока

-Так почему у многих населённых пунктов имеется река? Какое значение в природе имеет река?

- Чтобы река и другие водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?

Выставление оценок.

Рефлексия

7.Домашнее задание: проработать теоретический материал на с. 62—65 учебника, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»; выполнение проекта «Наши реки»




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира на тему "Наши реки"

Автор: Сексяева Лидия Евгеньевна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kak-otkryvali-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "165036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729404"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "121169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413900846"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Реки и озёра" УМК "Школа 2100" под редакцией Вахрушева А. А."
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-rieki-i-oziora-umk-shkola-2100-pod-riedaktsiiei-vakhrushieva-a-a"
    ["file_id"] => string(6) "264180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449668015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Какие бывают животные» урок окружающего мира в 1 классе."
    ["seo_title"] => string(58) "kakiiebyvaiutzhivotnyieurokokruzhaiushchieghomirav1klassie"
    ["file_id"] => string(6) "316731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460148474"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства