Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира на тему "Наши реки"»
Актуализация знаний и умений
Предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
-Назовите формы земной поверхности.
-Какие равнины вы знаете? (показ на физической карте)
-Назовите горы (показ на физической карте)
-В чём схожесть горы и холма? (показ по таблице)
-Какое место занимает Россия по добыче полезных ископаемых?
-Как нужно использовать полезные ископаемые?
3. Целеполагание.
-Для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, предлагаю отгадать загадку:
Прожить не могут без нее не звери, не букашки
И без нее не расцветут ни розы, ни ромашки.
Леса засохнут и поля, нет жизни человеку,
Не может без нее Земля, запомните навеки!
- Как вы думаете, без чего же не может обойтись все живое?
Правильно, без воды!
- Вы уже знаете, что на карте присутствуют разные цвета, обозначающие сушу и воду.
- Каким цветом обозначена вода на карте?
- Правильно. Тема нашего урока: Наши реки.
-Чтобы вы хотели узнать на уроке?
Работа над новым материалом.
-Как вы думаете, почему рядом с каждым населённым пунктом обязательно есть река?
Ответы учащихся: Ловят рыбу. Купаются. Загорают. Строят санатории. По рекам путешествуют. Перевозят грузы и пассажиров на судах. На ГЭС вода крутит турбину и даёт электричество.
Работа по учебнику: Прочитайте первый и второй абзацы материала учебника, чтобы убедиться в правильности ваших выводов (с. 62—63)
Как вы думаете, какие бывают реки?
Большие и маленькие. Узкие и широкие. Полноводные. Мелкие, быстрые, шумные горные, равнинные.
Слайд №5-6
-С давних времён люди разных стран путешествовали по воде рек и морей, они плавали друг к другу в гости, продать свои товары, купить новые. Вдоль речных берегов много сёл и городов, и даже около небольшого городка есть пристани.
Многие наши реки имеют большую протяжённость. Если посчитать все реки длиннее 10 км, то их окажется 120 тысяч.
-Какие реки вы знаете?
3) -Богата Россия реками, а значит и питьевой водой.
- Как вы думаете, откуда может начинаться река?
Отгадайте загадки:
Он без рук, без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом в самый зной,
Поит ледяной водой. (Родник) Слайд 7
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (Болото) Слайд 8
Мой исток не у ручья -
С ледника сбегаю я.
Очень-очень быстрая,
Свежая и чистая. (Горная речка) Слайд 9
Слайд №10 (на слайде схема)
Вопросы по закреплению материала:
- Так что же такое река?
Река – это естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле. Уточняет значение слова «русло».
-Как называется начало реки?
Исток, начало реки, откуда ее воды «истекают».
-Что может быть истоком реки?
Истоком может быть ручей из родника, болото, вершина горы.
-Так откуда может брать начало река?
-Как завершает свой путь река?
Впадает в море, или другую реку или озеро.
-Как называется это место?
Устье – место впадения реки в море, или другую реку или озеро.
-Как определить, какой берег левый, а какой правый?
Если встать по направлению течения реки лицом к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа.
- А что же такое приток?
Притоки – маленькие реки, которые вливаются в большую.
-Как будут называться притоки левого берега? Левые.
-Как будут называться притоки правого берега? Правые.
6) -Из великого множества рек самой крупной в европейской части России является Волга.
Слайд №11 (Дети находят и отмечают на контурной карте в рабочей тетради с.28)
Её длина составляет 3531 км. Берёт начало в Тверской области. Недалеко от озера Селигер, а впадает в Каспийское море.
Многие художники воспевают красоту и величие Волги-матушки.
(Звучит песня о Волге)
Слайд №12
У неё много притоков. По Волге и её судоходным притокам во время навигации перевозят различные грузы. Два самых крупных притока: левый-Кама
( четвёртая по длине река в Европе). На ней находится крупный город Пермь. И правый приток - Ока, при впадении Оки в Волгу стоит город Нижний Новгород. (Дети находят и отмечают на контурной карте в рабочей тетради с.28)
Слайд № 13
Реки двух столиц (на реке Неве г. Санкт-Петербург-северная столица, на Москва-реке столица нашей родины – Москва)
(Дети находят и отмечают на контурной карте в Рабочей тетради с.28)
Слайд № 14 -15
Россия – страна великих рек. Самыми большими реками Западно -Сибирской равнины являются Обь, Енисей и Иртыш. Самая длинная река Азии – Лена (её протяжённость 4400 км). Она как и Обь, и Енисей несёт свои воды по просторам Сибири в Северный Ледовитый океан. Главная река Дальнего Востока - пограничная река Амур - находится на границе России с Китаем. Впадает в воды Охотского моря. (Дети находят и отмечают на контурной карте в Рабочей тетради с.28)
-На этих реках люди построили много замечательных городов (карта)
(Дети отмечают города на контурной карте в Рабочей тетради с.28)
5. Систематизация и обобщение знаний.
-Чем важны реки для людей?
Все верно, а самое важное это то, что реки дают людям питьевую воду. А еще в них живут разные животные и растения. Поэтому очень важно сохранить их чистоту.
- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у реки?
К сожалению, часто бывает, люди приходят отдыхать на берег реки, а уходя, оставляют после себя груды мусора, наверное, они привыкли, что за них кто-то другой должен убираться. Но никаким мусорщикам это не под силу. И если люди сами не научатся убирать за собой, а еще лучше не мусорить, то природе от этого будет очень плохо. Ведь пластиковые и стеклянные бутылки, пивные банки и полиэтиленовые пакеты могут валяться на земле и плавать в воде очень-очень долго, иногда даже 1000 лет и больше.
А еще есть большие города и заводы, которые постоянно сбрасывают в реки отработанные воды. Чистота этих вод зависит от состояния очистных сооружений.
Скажите мне, пожалуйста, вам бы хотелось купаться в грязной реке или пить из нее воду?
Вам нравится, когда вокруг вас валяется мусор?
Тогда давайте будем беречь наш мир, который так прекрасен, когда в нем порядок!
-Во всём мире существуют экологические проблемы, давайте назовём их.
(показ слайдов)
- Как взрослые и дети должны охранять водоемы?
6.Подведение итогов урока
-Так почему у многих населённых пунктов имеется река? Какое значение в природе имеет река?
- Чтобы река и другие водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?
Выставление оценок.
Рефлексия
7.Домашнее задание: проработать теоретический материал на с. 62—65 учебника, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»; выполнение проекта «Наши реки»