«Формирование приёмов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира »
Цель мастер - класса: продемонстрировать опыт работы по исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Задачи:
• Знакомство участников мастер - класса с основными аспектами исследовательской деятельности учащихся;
• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;
Я представляю мастер-класс на тему «Формирование приёмов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира »
Эпиграфом к нему служат слова известного немецкого философа Э. Канта «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».
Эти слова созвучны моему пониманию учительского труда, тем более что «открытие мира» - главная задача учителя начальных классов.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения.
В детях есть врожденное стремление к постижению предметов, явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога – не погасить, а наоборот, развить эту искру живого интереса. Если ученик задает интересный для всего класса вопрос, я стараюсь исчерпывающе, на доступном уровне на него ответить, причем зачастую для этого требуется подобрать литературу, видеоматериалы, провести наблюдения и опыты, обсудить результаты, обобщить выводы. Таким образом, учащиеся не только получают новые знания об исследуемом явлении, но и приобретают практический опыт, занимаясь экспериментальной и исследовательской деятельностью.
Экспериментальная работа вызывает у учащихся интерес к исследованию природы, развивает их ум, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует формированию исследовательского типа мышления. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема.
Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно это поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Ведущая идея опыта: идея формированиясвободной творческой личности в процессе исследовательской деятельности младшего школьника.
В основе опыта - технология проблемного обучения. Ведущий метод, используемый в реализации опыта, проблемно – поисковый.
Именно систематическое применение данного метода в учебном процессе обеспечивает развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для учения, позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя.
Широкое распространение и внедрение в практику различных форм исследовательской деятельности позволяют строить процесс обучения на активной основе через целесообразную деятельность ученика.
Формы учебной исследовательской деятельности:
индивидуальная,парная, групповая, коллективная, объединение по интересам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 3 класс "Свойства воздуха"»
Мастер – класс
«Формирование приёмов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира »
Цель мастер - класса: продемонстрировать опыт работы по исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Задачи:
• Знакомство участников мастер - класса с основными аспектами исследовательской деятельности учащихся;
• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;
Я представляю мастер-класс на тему «Формирование приёмов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира »
Эпиграфом к нему служат слова известного немецкого философа Э. Канта «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».
Эти слова созвучны моему пониманию учительского труда, тем более что «открытие мира» - главная задача учителя начальных классов.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения.
В детях есть врожденное стремление к постижению предметов, явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога – не погасить, а наоборот, развить эту искру живого интереса. Если ученик задает интересный для всего класса вопрос, я стараюсь исчерпывающе, на доступном уровне на него ответить, причем зачастую для этого требуется подобрать литературу, видеоматериалы, провести наблюдения и опыты, обсудить результаты, обобщить выводы. Таким образом, учащиеся не только получают новые знания об исследуемом явлении, но и приобретают практический опыт, занимаясь экспериментальной и исследовательской деятельностью.
Экспериментальная работа вызывает у учащихся интерес к исследованию природы, развивает их ум, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует формированию исследовательского типа мышления. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема.
Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно это поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Ведущая идея опыта: идея формированиясвободной творческой личности в процессе исследовательской деятельности младшего школьника.
В основе опыта - технология проблемного обучения. Ведущий метод, используемый в реализации опыта, проблемно – поисковый.
Именно систематическое применение данного метода в учебном процессе обеспечивает развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для учения, позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя.
Широкое распространение и внедрение в практику различных форм исследовательской деятельности позволяют строить процесс обучения на активной основе через целесообразную деятельность ученика.
Формы учебной исследовательской деятельности:
индивидуальная ,парная, групповая, коллективная, объединение по интересам.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно. Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать на эту тему?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений.
По -возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента.
В основе исследовательской и проектной деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:
- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний.
- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; публично представлять результаты исследования.
- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и научное исследование неизбежно включает основные элементы:
- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
- выработку гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Маленькие исследования – дорога к открытию!
Урок-исследование по окружающему миру во 2 -м классе
по теме «Свойства воздуха»
Вид урока: урок-исследование.
Тип урока: получение новых знаний.
Цели: формирование знаний о свойствах и значении воздуха для представителей живой и неживой природы, развитие навыков анализа и синтеза.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Оборудование:
опорные сигналы, тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Для опытов: стаканы, медицинский шприц, свечка, спички, стакан.
Индивидуальные карточки для чтения.
Таблички для схемы.
Словарь С.И. Ожегова.
Геометрические фигуры.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.
тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.
стимулировать учебно-познавательную деятельность.
Личностные:
проявлять интерес к предмету, к заданиям учебной книги;
формировать культуру поведения в школе.
Метапредметные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности.
Методы обучения:
педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества);
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся ( проблемное обучение);
педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (групповые технологии).
Ход урока
Стадия Вызов.
- На столах у вас стоят два стаканчика: один из них с водой, другой ничем не наполнен, уберите со стола пустой стакан.
- А вы уверены, что он пустой? Послушайте, как с подобным заданием справился мальчик Миша.
Маша попросила Мишу убрать пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй- воздухом. -Как вы думаете, прав ли Миша? - Миша прав в своих рассуждениях. Сосуды, которые нам кажутся пустыми, на самом деле заполнены воздухом. -Итак, мы с вами можем выдвинуть две гипотезы( два предположения):
1.Одни считают, что стакан пуст.
2.А другие, что в стакане воздух.
- Чтобы узнать, кто из вас прав мы должны понимать, что такое воздух?
-Какое это вещество? Чем важен воздух всем обитателям Земли?
- А какой он, воздух, из чего состоит?
-Где человек может применить эти знания?
- Как бы вы определили тему урока? «Воздух и его свойства»
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
(Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого).
- Давайте попробуем наметить план работы на урок.
Свойства воздуха;
Состав воздуха;
Важность воздуха;
Сделать вывод.
Варианты ответов учащихся:
-Я думаю, что речь пойдёт о воздухе, потому что мы без него не можем жить.
- Возможно, на уроке мы будем говорить о воздухе, так как мы его не видим. Воздух через нос попадает к нам в лёгкие.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы превратимся в исследователей.
- Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?
Варианты ответов учащихся:
-Я думаю, что это учёные.
- Это человек, который занимается различными исследованиями, что-то изучает.
- Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова?
Варианты ответов учащихся:
- Можно использовать словарь.
- Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова
«Исследователь – это человек, который занимается научной работой». (из словаря С.И. Ожегова)
-Чтобы доказать эти гипотезы, мы с вами поработаем в группах.
Вспомним правила работы в группах:
1)Бережно относись ко всем приборам.
2)Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3)Опыт может проводить один ученик, остальные учащиеся наблюдают
4)Можно проводить опыт поэтапно. Приборы не передвигаются, переходит ученик.
5) Обсуждение ведется по очереди, тихо!
6)После проведения опытов, приведите рабочее место в порядок
3.Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.
Для одного из этих опытов необходимо длительное время, поэтому я проведу его в начале урока.
Тёплая вода, разливаем на два стакана. Одинаковая температура в стаканах, один из них мы накроем банкой и через 20 минут измерим температуру в этих стаканах.
Задания для групп.
1 группа.1 опыт.
1.Положите на стол несколько цветных бумажных кружков.
2. Обсудите в группе. Ваши предположения(гипотезы)….- Что произойдет, если взмахнуть над ними листом бумаги? (Цветные кружки останутся на месте или передвинутся на другое место?) 3.Проведите опыт. Подуйте или взмахните на кружки листом.
4. Сделайте вывод. Объясните.
5.Где человек может применить это?
6.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.
Вывод. Что за «невидимка» двигал кружки? Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу. В естественных условиях это движение воздуха называют – ветер. Где человек может применить это?
2 группа.1 опыт.
1. Возьмите стаканчик.
2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- Что произойдет, если опустить стаканчик дном вверх в ёмкость с водой? (Стаканчик заполнится водой или нет?)
3.Проведите опыт. Погрузи в миску с водой донышком вверх стакан. Что заметили?
4.А теперь медленно наклоните стаканчик. Что вы заметили?
5. Сделайте вывод. Объясните.
6. Где человек может применить это?
7.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.
- Мы предположили, что стакан пустой, откуда же появились пузырьки? Что за «невидимка» был в стакане? Что происходило с пузырьками воздуха? Они опустились на дно или поднялись вверх? Пузырьки воздуха поднялись вверх. Это значит, что воздух легче воды.Где человек может применить это? ( Надувные матрасы.)
Варианты ответов учащихся: - В стакане находился воздух.
3 группа.1 опыт.
1.На столе геометрические фигуры. В чём различие этих фигур?
2. Предположите, какой формы может быть воздух?
3.На столе предметы: банка, бутылка, чашка, ваза.
4.Какую форму примет воздух в каждом из этих предметов?
5. Сделайте вывод.
6.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.
Вывод. Воздух не имеет определённой формы и занимает всё свободное пространство.
-Правильно. Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, любое пространство заполнено воздухом. Но видим ли мы его?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что воздух увидеть нельзя.
- А я думаю, что воздух можно ощутить.
- У нас две версии. Кто из исследователей прав? В этом нам придется сейчас разобраться.
1 группа.2 опыт.
1.Возьмите лист бумаги
2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- Можете ли вы рассмотреть предметы вокруг, если поднести к глазам лист бумаги?
3.Проведите опыт. Что вы видите за листом бумаги? Что мешает рассмотреть предметы вокруг?
4.Уберите лист. Посмотри вокруг, что вы теперь видите? Какой воздух?
5.Какого цвета стены, мебель? Воздух похож на бумагу? Какого цвета воздух?
6.Сделайте вывод.
7.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.
Вывод. Воздух прозрачный и бесцветный.
2 группа.2 опыт.
1. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи.
2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- А чистый воздух имеет запах?
3. Проведите опыт. Откройте баночку с лимоном . Что изменилось?
4. Сделайте вывод.
5.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.
Вывод. Воздух не имеет запаха.
3 группа.2 опыт.
1.На столе медицинский шприц.
2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)…. Если закрыть отверстие для иглы пальцем и надавить на шприц, что произойдёт с воздухом внутри шприца?
3. Проведите опыт. Закройте отверстие для иглы пальцем и надавите на шприц, что произошло с воздухом внутри шприца?
4.Что произойдёт, если не сжимать шприц, а отпустить?
5. Сделайте вывод.
6.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.
7.Где человек может применить это?
Вывод. Воздух сжимается и снова расширяется.Это потому, что сжатый воздух обладает упругостью, так говорят про предметы, которые после прекращения сжатия принимают прежнюю форму, как пружинка.
- Ребята, где вы используете свойство воздуха сжиматься и быть упругим? (Благодаря тому, что в камерах автопокрышек машин находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.
2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- Что произойдет, если зажечь свечку и над ней на расстоянии расположить бумажную спираль?
3.Проведите опыт. Зажгите свечку и над ней на расстоянии расположите бумажную спираль? Почему бумага пришла в движение?
4. Сделайте вывод.
5.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.
6.Где человек может применить это?
Вывод. Воздух при нагревании поднимается вверх.
2 группа.3 опыт.
Вернёмся к опыту, который проводили вначале, измерим температуру в двух стаканах. В стакане, накрытом банкой, температура выше.
Вывод. Воздух плохо проводит тепло. Запишите в таблицу свойство воздуха. - - - Где человек может применить это? - Как это свойство помогает животным и растениям в холодное время года?
-Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упругий, легче воды, плохо проводит тепло, при нагревании расширяется и поднимается вверх )
Воздух-это смесь газов. Азот, кислород, углекислый газ.
Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)
VI Подведение итогов. Рефлексия. Приём « Синквейн»
- Заканчивая разговор о свойствах воздуха, я предлагаю вам написать синквейн.
- Синквейн - своеобразное высказывание из 5 строк.
1 строка- название темы ( имя существительное ) Воздух.
2 строка – описание темы в двух-трёх словах (прилагательные) Невидимый, бесцветный.
3 строка – описание характерных действий предмета ( глаголы ) Окружает, заполняет, пропускает.
4 строка – синоним, который повторяет суть темы.(состояние в котором находится) Газ.
5 строка – фраза из слов, показывающих отношение к теме.(призыв, как к нему относится ,важен ли он) Не загрязняйте воздух!!
Работа в группах.
Организация деятельности по применению новых знаний.(таблицы)
- Какова была тема нашего урока?
- Какую цель вы ставили перед собой?
- Достигли ли вы цели урока?
- Что нового вы узнали?
-Как мы узнавали о свойствах воздуха?
-Где дышится легче: в лесу или в городе? Почему?
-Зачем нужно беречь воздух?
-Что нужно делать, чтобы воздух был чище?
Приложение.
Свойства воздуха
Способы использования воздуха
Плохо проводит тепло
Автомобильные шины.
Упругость
Ветряная электростанция.
Расширяется при нагревании
Двойные рамы в домах.
Сила ветра
Полет на воздушных шарах,
заполненных горячим воздухом.
Свойства воздуха
Способы использования воздуха
Плохо проводит тепло
Футбольный мяч.
Упругость
Парусник.
Сила ветра
Шерстяной свитер.
Свойства воздуха
Способы использования воздуха
Плохо проводит тепло
Надувной матрас
Воздух легче воды
Ветряная мельница.
Расширяется при нагревании
Двойные рамы в домах.
Сила ветра
Полет на дирижабле.
Самоанализ мастер- класса по окружающему миру
Тема урока: «Воздух и его свойства»
Данный урок направлен на изучение нового материала и тесно взаимосвязан с предыдущими и последующими уроками.
Основной целью являлось знакомство с одним из богатством природы – воздухом и его свойствами.
В ходе проведения урока предполагалось решить следующие задачи:
1) изучить свойства воздуха, как объекта неживой природы;
2) формировать первоначальные представления о значении воздуха для представителей живой и неживой природы,
3) дать первое представление о способах получения знаний о природе (наблюдения, опыты, источники информации);
В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.
Так личностные УУД формировались во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы.
Познавательные УУД формировались в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией; при постановке проблемы), проведении опытов (определение свойств воздуха), подведении итогов исследования.
Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения при построении проекта выхода из затруднения:
на этих этапах урока учащиесяорганизовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;
Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.
Методы, используемые в ходе мастер-класса:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися,
наглядные ;
практические (проведение опыта).
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке использовались следующие современные педагогические технологии:
педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества);
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
( проблемное обучение);
педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (групповые технологии).
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом
(воздухом) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воздуха в жизни человека),
и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка(проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Структура урока - лабораторного исследования построена в концепции деятельностного подхода при активном применении информационно-коммуникативных технологий и наиболее рациональна для решения поставленных задач.
В начале урока учащиеся самостоятельно определили тему и образовательную цель с помощью проблемного вопроса.
Учебный материал не давался в готовом виде. Ученики добывали знания самостоятельно. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы.
Рассматривались такие свойства воздуха как бесцветность, прозрачность, упругость, расширение при нагревании.
Основываясь на исследованиях, во время опытов присутствующие учились видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования.
Из наблюдений во время проделанных опытов учащиеся сделали вывод, что воздух окружает нас везде, он приобретает форму любого предмета, человек научился использовать воздух для своих целей. Учащиеся сделали для себя очень важный вывод, что жизнь без воздуха невозможна, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха.
В течение всего урока учащиеся учились наблюдать за свойствами воздуха. Проделывая опыты, обобщали знания своих товарищей и учились делать соответствующие выводы.
Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к рефлексии как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки.
На протяжении всего урока учащиеся доказывали своё мнение, используя полные ответы.
В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении опытов, выполнении самостоятельных заданий.
На уроке был организован контроль усвоения знаний учащихся, полученных на уроке.
На уроке все учащиеся были активны. Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.
Считаю, что урок получился результативным. Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.
Вывод: считаю, что все методы, приёмы и формы обучения были применены на уроке успешно и продуктивно.