Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Что такое радуга"»
Учебный проект по окружающему миру «Что такое радуга?»
Выполнили учащиеся 4 класса
МОУ «Компрессорная СОШ» Ртищевский район Саратовская область
Руководитель проекта: учитель начальных классов Еремина Надежда Георгиевна Цель и задачи исследования
Изучить материал о радуге как чудесном явлении природы с одной стороны, и как раскрывается образ радуги в литературном творчестве с другой стороны. Задачи:
Познавательные:
формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Художественное творчество:
развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности.
Коммуникация:
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.
Социализация:
способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности;
Игровая деятельность:
формировать произвольность в поведении, проявлять активность и умение доводить начатое дело до конца.
Провести исследовательскую работу с использованием литературного материала, раскрывающего образ радуги и оформить исследование в виде научной работы по теме
«Что такое радуга? Радуга в литературном творчестве»
Развивать творческие способности. Предмет исследования
Предметом исследования является понятие «радуга» как природное явление.
Объект исследования Объектами исследования являются — литературные произведения разных детских писателей, в которых рассказывается о радуге.
Актуальность:
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реальных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетическое отношение ко всему живому. Введение ребёнка в мир природы, формирование реалистических представлений – знание о её объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Гипотеза:
Если мы будем изучать познавательную литературу, стихи, загадки, картины художников, то мы ещё больше будем знать о явлениях природы.
Чудесное явление природы
Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых. Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга. Иногда можно увидеть сразу две радуги. Вторая, как правило, значительно бледнее первой, а цвета в ней идут в обратном порядке по отношению к основной: внутри второй радуги – красный, а снаружи – фиолетовый. Между дугами небо значительно темнее, чем под нижней радугой. Если видна всего одна радуга, то под нею небо светлее, чем над нею.
Откуда появляется радуга?
В народе существует понятие «грибной дождь» — дождь с солнцем, который всегда рождает радугу. Первым, кто понял причину появления этого красочного феномена, был немецкий монах Теодорик, в 1304 году. Однако открытие Теодорика было забыто. В 17 веке знаменитый французский философ и математик Рене Декарт объяснил основные закономерности радуги.
Радуга дает уникальную возможность наблюдать в естественных условиях разложение белого света на спектр. Она обычно появляется после дождя, когда Солнце стоит довольно низко. В результате образуется цветная радуга (а на самом деле круг; целиком его можно увидеть с самолета). Иногда наблюдаются сразу две, реже – три разноцветные радуги.
Проводя своё исследование, мы узнали, что в 1948 году в Ленинграде (ныне в Санкт-Петербурге) среди туч над Невой появилось сразу четыре радуги. Вид радуги, яркость цветов зависит от размеров и количества водяных капель в воздухе.
Также народные приметы говорят нам о том, что яркая радуга бывает летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли. Такая радуга предвещает хорошую погоду. Радугу дает и Луна, но т.к. сама она светит слабо, (по сравнению с Солнцем), то и радуга от нее слабая и бледная. Сколько же цветов у радуги? Их семь. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Образ радуги в литературном творчестве
В ходе исследования мы нашли материал о радуге в разных литературных произведениях.
«Радуга» в стихах:
Самуил Яковлевич Маршак «Радуга – дуга»
Солнце вешнее с дождем строят радугу вдвоем – Семицветный полукруг из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя, А построили в два счета поднебесные ворота. Радужная арка засверкала ярко, Разукрасила траву, расцветила синеву. Блещет радуга – дуга, сквозь нее видны луга. А за самым дальним лугом поле, вспаханное плугом. А за полем сквозь туман только море – океан, Только море голубое с белой пеною прибоя… Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод, Выбегает из–под арки, всей земле несет подарки. И чего-чего здесь нет! Первый лист и первый цвет, Первый гриб и первый гром, Дождь, блеснувший серебром, Дни растущие, а ночи, что ни сутки, то короче. Эй, ребята, поскорей выбегай из дверей, По траве босиком, прямо в небо пешком. Ладушки! Ладушки! По радуге, по радужке, По цветной дуге, на одной ноге. Вниз по радуге верхом и на землю кувырком!
Елена Александровна Благинина Радуга
Я на радугу-дугу полюбуюсь побегу, Семицветную цветную на лугу подстерегу. Я на красную дугу наглядеться не могу, За оранжевой, за жёлтой, вижу новую дугу. Эта новая дуга зеленее, чем луга. А за нею голубая, точно мамина серьга. Я на синюю дугу насмотреться не могу, А за этой фиолетовой возьму да побегу. Солнце село за стога, где ты, радуга-дуга?
Стихотворение Романа Сефа «Радуга».
— С чем же автор сравнивает радугу? Я видел кота разноцветного В нем было семь разных цветов, И кончик хвоста семицветного Касался лиловых лесов. А спину свою разноцветную Над полем, он выгнул дугой, И лапы свои семицветные Поставил он в пруд золотой. Сверкали усы разноцветные Сияла на солнышке шерсть, И дети плясали под радугой Во вторник, без четверти шесть. — А мы, свою радугу сравнили с волшебной птицей. Наш классный проект назывался «И легла на берега, птица РАДУГА-ДУГА». Да, наша радуга – это птица, с большими разноцветными крыльями, какая она красивая
«Радуга» в песнях:
Здесь идут грибные дождики, Светят радуги цветные, Здесь простые подорожники С детства самые родные, С детства самые родные… Песня «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей И она к тебе не раз еще вернется…
Музыка О. Хромушина Песня «Раз, два – радуга!»
1. С конопатым солнышком дождь играет в прятки, В поле колокольчики звенят наперебой. Скачет день весенний быстрою лошадкой Под цветастой радугой, под яркою дугой! Раз, два – радуга! Раз, два – радуга! На небе дорожку расстелила нам; Раз, два – радуга! Раз, два – радуга! Побывать бы там! Побывать бы там! 2. Как ворота, радуга подпирает небо, Небо разноцветное у нас над головой… Словно на качелях, покататься мне бы Вот на этой радуге, на радуге цветной! 3. Солнечные зайчики прыгают по стёклам, Девочки и мальчики танцуют и поют, А посмотришь в небо, высоко-высоко, Как цветы волшебные, там радуги цветут!
«Радуга» в устном народном творчестве:
Разминка – закличка, сопровождающая движениями.
Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко – из-под облышка. или, Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко — колоколнышко.
Чтобы легко запомнить все цвета радуги по порядку придумали такую считалку:
Ещё во втором классе из учебника «Прекрасное рядом с тобой, мы узнали, что цвета, которые образуют радугу, называются цветами солнечного спектра.
Здесь мы отыскали такую считалку:
Красный – ягоды собрал, Жёлтый – листья разбросал, Мы оранжевый найдём – Лучик солнца принесём. За зелёным в лес пойдём, Голубику там найдём, Синий с красным подружился Цвет фиалки получился. В этой считалке перечислены все цвета радуги. Игра слов помогает нам определить цвет. Например: голубика – голубой цвет, фиалка – фиолетовый и т.д.
Ну и конечно, образ радуги есть и в загадках:
Цветное коромысло через реку повисло. «Радуга» в басне Константин Дмитриевич Ушинский«Солнце и радуга».
Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга - радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.
Народные приметы по радуге
Вечерняя радуга — к ясной погоде, утренняя — дождливой.
Высокая и круглая радуга — к ведру, пологая и низкая — к ненастью.
Высокая и крутая радуга — к хорошей погоде, низкая и пологая — к ненастью.
Если радуга видна к вечеру, то будет хорошая погода, а поутру — дождь.
Если радуга низка, а концами упирается в воду — в реки, озера или низины — к ненастью.
Если радуга появилась до дождя, дождь прекратится, а если позже, дождь будет продолжаться.
Если радуга появится — к дождю.
Радуга поперек реки — будет хорошая погода, радуга вдоль реки — будет сильный дождь.
Чем зеленее радуга, тем больше будет дождь.
Загадки про радугу
Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти.
***
На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. ***
Что за чудо-коромысло После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветны ворота Что зовутся...
***
Над лесами, над рекой Семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост - Я б достал рукой до звёзд!
Пословицы и поговорки о радуге
Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.
Радуга ушат воды выпила.
Радуга-дуга, не пей нашу воду.
Радуга-дуга, перебей дождя.
Радуга пьет воду, чтобы избавить землю от потопа.
Вывод: В результате исследовательской работы мы выяснили, что слово радуга сочетается с понятием «радость». Во всех рассмотренных литературных произведениях радуга приносит нам именно радость, хорошее настроение.