«Радуга мироощущений»
Методы и формы обучения: наглядные, коммуникационные.
Формы работы: индивидуальная, групповая или парная по выбору участника, фронтальная.
Основные понятия: проект, «язык цвета», индивидуальность, здоровье, коллектив.
Планируемые результаты: знакомство с особенностью» языка цвета»- как средством выражения эмоционального состояния; овладение умением наблюдать и сравнивать; выстраивать свои предположения; умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать, контролировать действия в соответствии с поставленной задачей, проблемой и условиями ее реализации; активно использовать в речи новые понятия, свободно выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации и стилю общения; аргументировать свою т. зрения и оценку событий выполнять работу в сотрудничестве.
Материалы: презентация, музыкальное сопровождение, мяч, бумага, цветные карандаши, ручки, памятка,
Время:40-50 минут.
Участники: учащиеся 5-го класса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Радуга- радуга, лета разноцветная!
Семь цветов у радуги, все цвета заметные!
Ты всегда нарядная, звонкая, как песенка.
Хорошо по радуге прокатиться вместе весело!
Н.Комовская
1.Организационный момент. Создание позитивного настроения. (визуализация под музыку)
Упражнение «Сотвори вокруг себя пространство любви и добра»- Все участники садятся поудобнее, закрывают глаза. И представляют себя солнышком и мысленно направляют от себя в разные стороны лучики света-любви, добра, мира, счастья, взаимопонимания, проникаясь постепенно этим состоянием.
2. «Вхождение в тему». Вступительное слово психолога. Зачитывается отрывок из сказки Андерсена «Оле –Лукойе».
-Когда дети заснут, он присаживается ним на постель. Одет он чудесно, кафтан отливает то голубым, то зеленым, то красным…Под мышками у него по зонтику: один цветной он раскрывает над хорошими детьми, им снятся волшебные сказки; другой чистый-над нехорошими детьми.,поутру ровно ничего они не видели во сне!»
-Ребята, из какой сказки эти строки? (из сказки Оле-Лукойе Андерсена). Вам снятся волшебные сны? Вспомните, какой зонтик Оле-Лукойе раскрывает над хорошими детьми? (разноцветный, красочный, веселый.) Среди вас есть такие дети? Поднимите руку. Значит в нашей группе ребята…(послушные, доброжелательные, воспитанные…) Молодцы!
-Ребята! Сказочный зонтик, что вам может напомнить? (радугу, цвета, настроение…) Знает ли кто – то из вас из каких цветов состоит радуга? Вспомните «волшебную фразу» о радуге, ее знают и взрослые, и дети. (На доске, слайд эпиграф)
-Сегодня мы с вами пришли в гости к этим волшебным цветам! И я хочу вас пригласить в «МИР цветных сказок и цветных снов», ведь все мы живем среди людей, «сказочного мира» общения и волшебства.
3.Актуализация знаний о «языке» цвета (на основе актуализации раннее полученных знаний, подвести к раскрытию темы и цели занятия)
-Вы знаете, что человек давно заметил об особом действии цвета на свое состояние. Цвет, напомню, вам обладает живительной и целительной силой. Ребята, перечислите, пожалуйста, наиболее благоприятные для нас цвета - (зеленый, желтый, желто-зеленый, голубой…) Почему? (дают отдых глазам, успокаивают, т.к. эти цвета природы, растений, солнца,неба и воды).
Беседа-опрос «Н.П.»-желтый цвет вызывает (веселое, радостное настроение-это солнышко, тепло.)
голубой мы воспринимаем как…(легкий, небесный цвет…)
зеленый кажется нам (травкой, покой, спокойствие…)
красный-это (энергия, движение, мужество, действие…)
белый цвет-это чистота души…Спасибо ребята! Пребывая в сказочном мире, реальности каждый из нас подбирает для себя комфортную цветовую гамму в одежде, интерьере… невольно выражая свойства своей натуры.
Игра «Мой внутренний мир»
Участники перекидывают мяч друг другу, называя цвет, которым окрашен сегодня их «внутренний мир». Комментируя свое состояние.
Спасибо! Каждый из нас не может существовать один. Человек находится в системе взаимоотношений с другими людьми, природой…
Мы одно целое в этом удивительном мире. Но каждый из нас – индивидуальность, личность. А значит, мы можем меняться, «окрашиваться» цветом, если вовремя сумеем заглянуть в себя и увидеть «свой цветной мир».
4.Создание проблемной ситуации
Ребятам предлагается выбрать цвет, соответствующий актуальному внутреннему состоянию, настроению и объединиться в микрогруппы для дальнейшей работы.
-Очень часто нам приходится общаться в команде. Важно ли уметь работать командой? (важны все участники) Какие основные правила общения в команде вы знаете? (умения договариваться, уступать, искать компромиссы, поддерживать друг друга…)
Минута отдыха
-Давайте теперь снимем напряжение «волшебством» (звуками): для этого все глубоко вдохнем и резко выдохнем(2/3 раза) красный - «а-а», зеленый - «о-о», желтый – «и-и».
-Теперь надо придумать правила, которые будут вам помогать в командной работе. Задача: за 3 минуты написать 3 основных правила, которые нужны для того, чтобы действовать командой. Эти правила должны устраивать всех членов группы. (Упр. выполняется под музыку о дружбе, обсуждение важности правил, когда работаешь в группе)
5. « Сказочная галерея» (под музыкальное сопровождение)
-А теперь посмотрим, как работают ваши правила, когда нужно решить общую задачу. Сейчас каждая из групп (команд) погрузится в « сказочный мир» и станет волшебником. Ребята, постарайтесь придумать сказку о вашем цвете (сообща, учитывая правила и мнения одногруппников). На занятие используется Памятка, с которой дети знакомятся перед началом работы.
Памятка (раздается каждой группе)
- Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
- Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
- Когда вы получите рекомендации, организуйте:
а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
б) распределение обязанностей;
в) выполнение заданий;
г) обсуждение подготовленных материалов;
д) презентацию проектов. - Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
- Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
- Когда вы получите рекомендации, организуйте:
а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
б) распределение обязанностей;
в) выполнение заданий;
г) обсуждение подготовленных материалов;
д) презентацию проектов.
6.Презентация сказок. Каждая группа защищает свою творческую работу.
7.Рефлексия. Завершение занятия. Самооценка деятельности воспитанников
-Наша встреча подходит к концу. Сегодня мы «читали сказки, но не простые, а радужные. Поэтому, предлагаю вам, расшифровав каждую букву слова «радуга», оценить свою деятельность в соответствии с моими комментариями:
-Радужные сказки меня…
-А если в руках у тебя «цветной карандаш»…
-Дружба (друг) помогла мне …
-Узнал сегодня я…
-Где ты применишь полученные знания?
-А наш успех сегодня был…
(представители команд берут конверты с листами для рефлексии)
-Кто хочет озвучить свои варианты ответов? Что вы могли бы пожелать себе, своим одногруппникам?
-Обратите внимание: мы все сидим в кругу. На что похож наш круг? Правильно на солнышко. А лучики – это наши руки! Человек словно солнце. Все доброе, что есть в нем, греет окружающих. И чем больше тепла, тем больше друзей у него. Давайте перенесем тепло нашего солнышка на нашу радугу! Совместно с детьми зачитывается еще раз эпиграф. Спасибо! До новых встреч! (музыка)