kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-исследовательский проект "Радуга" 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательский проект "Радуга"выполнен учеником 1 класса. Цель данной работы-исследовать природное явление-радуга.Методы исследования-изучение литературных источников,интернет-сайтов по вопросу возникновения радуги, проведение опытов,что такое радуга,как она появляется.В результате выполнения данной работы было определено какая существует связь между дождем,солнцем и появлением радуги,как можно получить радугу в домашних условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательский проект "Радуга" 1 класс.»

Учебно-исследовательская конференция школьников «Эврика ЮНИОР»  Малой академии наук учащихся Кубани   Тема проекта :  РАДУГА Автор: Малышев Михаил ученик 1 класса МОУ-СОШ №10 г.Геленджик   Руководитель: Куриленко Лилия   Рудольфовна учитель начальных классов МОУ-СОШ №10 г.Геленджик г.Геленджик 2011г.

Учебно-исследовательская конференция школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани

Тема проекта : РАДУГА

Автор: Малышев Михаил

ученик 1 класса

МОУ-СОШ №10 г.Геленджик

 

Руководитель: Куриленко Лилия Рудольфовна

учитель начальных классов

МОУ-СОШ №10 г.Геленджик

г.Геленджик 2011г.

Учебно-исследовательский проект на тему: «РАДУГА»  АННОТАЦИЯ  Цель работы:  Исследовать природное явление – радуга.  Исследовать природное явление – радуга.   Методы исследования:  Изучение литературных источников, интернет-сайтов по вопросу возникновения радуги, её изучения;  Проведение опытов, которые показывают, что такое радуга и как она появляется;  Проведение анализа полученных результатов.  Изучение литературных источников, интернет-сайтов по вопросу возникновения радуги, её изучения;  Проведение опытов, которые показывают, что такое радуга и как она появляется;  Проведение анализа полученных результатов.   Общие выводы:

Учебно-исследовательский проект на тему: «РАДУГА»

АННОТАЦИЯ

Цель работы:

  • Исследовать природное явление – радуга.
  • Исследовать природное явление – радуга.

Методы исследования:

  • Изучение литературных источников, интернет-сайтов по вопросу возникновения радуги, её изучения; Проведение опытов, которые показывают, что такое радуга и как она появляется; Проведение анализа полученных результатов.
  • Изучение литературных источников, интернет-сайтов по вопросу возникновения радуги, её изучения;
  • Проведение опытов, которые показывают, что такое радуга и как она появляется;
  • Проведение анализа полученных результатов.

Общие выводы:

  • Осуществление данного проекта позволило развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований; Во время работы над проектом узнал из дополнительной литературы о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная; Определил, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги; Нашел ответ на вопрос «Почему радугу так назвали?»; Познакомился со способом получения радуги в «домашних условиях».
  • Осуществление данного проекта позволило развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований;
  • Во время работы над проектом узнал из дополнительной литературы о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная;
  • Определил, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги;
  • Нашел ответ на вопрос «Почему радугу так назвали?»;
  • Познакомился со способом получения радуги в «домашних условиях».
ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Введение …………………………………………………………… 4 2.Основная часть …………………………………………………… ..5 2.1.Как появляется радуга ……………………………………… .. … ..5 2.2.Получение радуги в домашних условиях ………………… .. … ..6 3.Заключение ……………………………………………………… .....7 6.Список использованной литературы и источников … . ………… ..8

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение …………………………………………………………… 4

2.Основная часть …………………………………………………… ..5

2.1.Как появляется радуга ……………………………………… .. … ..5

2.2.Получение радуги в домашних условиях ………………… .. … ..6

3.Заключение ……………………………………………………… .....7

6.Список использованной литературы и источников … . ………… ..8

1. ВВЕДЕНИЕ

Зимой в этом году мы с семьёй отдыхали в Лаго-Наки. Катаясь на санках с горы, я вдруг заметил на небе радугу (рис.1). Мне захотелось узнать, как появляется радуга и почему она разноцветная. А еще мне стало интересно: можно ли получить радугу в домашних условиях?

Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе, её можно наблюдать только перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. Причину ее возникновения пытались разгадать и древние люди, и древние ученые. Древнегреческий философ Аристотель ¹ тоже не раз пытался найти объяснение этому явлению. Древние греки думали, что радуга - это улыбка богини Ириды ² .

Появление радуги в небе означало, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. В старинных русских летописях радугу называют « РАЙСКОЙ ДУГОЙ » или сокращённо, « РАЙДУГОЙ » . Её появление для людей означало « радужные » перспективы на будущее.

Рис.1. Плато Лаго-Наки.

_______________________________________________________________________________________

¹ Аристотель (Aristot é l ç s) (384 322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. Ученик Платона.

² Ирида (др.-греч. Ίρις) в древнегреческой мифологии первоначально олицетворение и богиня радуги, дочь Тавманта и Электры, сестра Гарпий. Жена Зефира. По версии, родила от Зефира Эроса.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Как появляется радуга?

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос я искал в энциклопедиях и интернете. Вот, что я узнал. Увидеть радугу можно, только если солнце и дождевая завеса расположены на противоположных частях неба, а вы стоите спиной к солнцу. Явление подобное радуге можно наблюдать в брызгах фонтанов, водопадов. Дело в том, что обычный солнечный свет, который мы видим как белый или бесцветный, на самом деле является сочетанием разных цветов. Это в 1666 году доказал Исаак Ньютон ³ . На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный (рис.2).

Рис.2. Преломление луча через призму

Но ведь на небе нет никаких призм! Как же тогда появляется радуга? Ничего странного здесь нет. Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя.

Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но когда на их пути встречается дождевая капля, и солнечный свет проходит через неё, составляющие его разноцветные лучи изменяют свое направление, отклоняются на неодинаковые углы - расходятся в виде веера. Причем каждый цвет преломляется по-разному - меньше всего отклоняется от своего первоначального направления красный, а больше всего - фиолетовый. Именно поэтому

_________________________________________________________________________

³ Исаак Ньютон (Newton) Исаак (4.1.1643, Вулсторп, около Граптема, — 31.3.1727, Кенсингтон), английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения.

наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый.

Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность всегда одинакова - у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: « Каждый (Красный) Охотник (Оранжевый) Желает (Желтый) Знать (Зеленый), Где (Голубой) Сидит (Синий) Фазан (Фиолетовый). » . В этой фразе первая буква каждого слова - такая же. как и первая буква названия цвета

Рис.3. Радуга

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

А бывает ли радуга без дождя? Ведь я сам видел её зимой в ясную погоду? Оказывается, в зимнее время года в воздухе « плавают » кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.

Радуга, которая возникает после дождя или в брызгах фонтанов – это первичная радуга. Иногда можно наблюдать побочную радугу, которая расположена над первой и имеет обратное чередование цветов (рис.4, 5). Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

Рис.4. Рис.5.

Когда солнце закрыто легкими облаками, первая радуга кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода. Такую радугу называют белой. Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (оно должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером. 2.2. Получение радуги в домашних условиях Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, я провел два опыта. Опыт первый Оборудование : шланг с водой, источник света – солнце. Шлангом распыляли воду, делая «искусственный дождь». Встали между солнцем и каплями воды так, чтобы солнце, глаза и радуга были на одной прямой линии (рис.6). Радуга получилась бледной, так как капли воды были мелкие. Рис.6 . Опыт №1.

Когда солнце закрыто легкими облаками, первая радуга кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода. Такую радугу называют белой. Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (оно должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером.

2.2. Получение радуги в домашних условиях

Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, я провел два опыта.

Опыт первый

Оборудование : шланг с водой, источник света – солнце.

Шлангом распыляли воду, делая «искусственный дождь». Встали между солнцем и каплями воды так, чтобы солнце, глаза и радуга были на одной прямой линии (рис.6). Радуга получилась бледной, так как капли воды были мелкие.

Рис.6 . Опыт №1.

Опыт второй. Оборудование : миска, наполненная водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; лист белого картона; источник света (солнце или настольная лампа). В солнечный день поставил миску с водой и опустили в него зеркало. Зеркальцем « поймал » луч света, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на белом картоне появились все цвета радуги (рис.7). Рис.7. Опыт №2

Опыт второй.

Оборудование : миска, наполненная водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; лист белого картона; источник света (солнце или настольная лампа).

В солнечный день поставил миску с водой и опустили в него зеркало. Зеркальцем « поймал » луч света, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на белом картоне появились все цвета радуги (рис.7).

Рис.7. Опыт №2

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работая над данной темой, я изучил литературу, провел эксперименты. В результате проделанной работы я убедился, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Выяснил, что капли дождя могут служить той же призмой и разделить белый цвет на семь цветов, поэтому мы можем наблюдать радугу на небе. Возникает вопрос: как мы можем использовать полученные в ходе работы знания и умения? Подрастают младшие братья и сёстры, мы поможем им узнать тайну солнечного луча, поможем разгадать и объяснить природное явление радугу.  Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром.  Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь я знаю, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “ домашнюю ” радугу. Это можно сделать в любое время.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над данной темой, я изучил литературу, провел эксперименты. В результате проделанной работы я убедился, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Выяснил, что капли дождя могут служить той же призмой и разделить белый цвет на семь цветов, поэтому мы можем наблюдать радугу на небе. Возникает вопрос: как мы можем использовать полученные в ходе работы знания и умения? Подрастают младшие братья и сёстры, мы поможем им узнать тайну солнечного луча, поможем разгадать и объяснить природное явление радугу.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь я знаю, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “ домашнюю ” радугу. Это можно сделать в любое время.

Список использованной литературы и источников

Список использованной литературы и источников

  • Большая энциклопедия дошкольника / Пер. с англ. Е.А. Дорониной и О.Ю. Пановой. – М.:Эксмо, 2008. – 308с.
  • Монович А.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. – М.:ООО Фирма Издательство АСТ, 1998. – 480 с.
  • Первая книга знаний для школьника / Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.: Эксмо, 2010. – 160с.
  • Петрянов И.В. Детская энциклопедия: В 12 томах. Том 3. Вещество и энергия. – М.: Педагогика, 1973.
  • www.bibigon.ru
  • www.liveinternet.ru
  • www.po4emu4ka.ru
  • www.yugzone.ru
  • http :// fiz .1 september . ru
  • http:// zelenb . com


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-исследовательский проект "Радуга" 1 класс.

Автор: Куриленко Лилия Рудольфовна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254103


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства