kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление о преобразованиях в стране после революции 1917 года. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»


Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах


Технологическая карта урока музыки

Тема: «Фольклор народов России»

Класс: 3«А»

МБОУ «СОШ №1» г. Астрахань


Студент: Трофимова Д.Н.

_____(подпись)

Учитель: Колючкина Е.В.

_____(подпись)

Методист: Комарова О.А.

_____(подпись)

(Оценка за урок)______










Астрахань, 2025


Предмет. Музыка.

Класс. 3 а

Тема.Фольклор народов России

Цель.формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

  1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

  2. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;

  3. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

  4. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты:

  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;

  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (музыкально-ритмических движениях, пении); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Художественный материал: русская народная песня «Калинка-малинка», песня «Матушка земля», «Туган як» «Ойся ты ойся»

Материально-техническая база: ноутбук, экран, колонки.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Здравстуйте, красны девицы и добры молодцы! Меня зовут Диана Николаевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Присаживайтесь рядком да поговорим ладком.

Приветствуют учителя

Регулятивные: организация рабочего места Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

2.Актуализация знаний

Ребята, как думаете, почему поздоровалась с вами необычно? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

А что такое народная музыка, фольклор?

 Верно, народные песни слагал народ, сочиняли и передавали друг другу по памя­ти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению.

К
огда мы слышим слово «Фольклор», мы вспоминаем русские народные песни, но народов в Российской Федерации около 150. Взгляните на карту

Здесь живут русские, здесь – татары, здесь – башкиры, здесь – народы Кавказа и Дальнего Востока. У каждого из них свой язык, свои обычаи, своя история. Как вы думаете, все эти народы поют одинаково?


Как вы думаете, какая тема нашего урока?


Какая цель?

Наверное, будем слушать и исполнять русские народные песни.






















Нет, они говорят на разных языках, у них разная музыка

Фолькор народов России


Познакомиться с народной музыкой некоторых народов России

Познавательные: извлечение информации из прошлого опыта ·

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

3.Работа по новой теме

Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные песни, и устное творчество, и всеми любимые народные праздники

Фольклор представлен такими жанрами:

1) Эпические жанры

Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, преданиями, легендами, притчами, небылицами, пословицами и поговорками.

2) Лирические жанры

Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, пасхальными и купальскими песнями.

Кроме этого, существует отдельный блок - «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

4) Лиро-эпические жанры

Некоторые произведения содержат черты лирического и эпического жанра, поэтому выделяют смешанный жанр – лиро-эпический, который подразделяется в свою очередь на:

- произведения с героическими персонажами: былина, дума, историческая песня;

- негероические произведения: баллада, песня-хроника.

5) Детский фольклор: колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка.

Народная песня – это небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое отражает национальный характер народа, его обычаи, какие-либо исторические события. Народная песня своеобразна по жанровой структуре и языку.

А вот какие же жанры русской народной песни бывают, мы узнаем, посмотрев на лучи нашего необычного «солнышка»:

ЛИРИЧЕСКИЕ

ТРУДОВЫЕ

ОБРЯДОВЫЕ

ШУТОЧНЫЕ

ПЛЯСОВЫЕ

СОЛДАТСКИЕ

КАЛЕНДАРНЫЕ

ИГРОВЫЕ

ХОРОВОДНЫЕ

- Давайте хором назовем все жанры-лучики.

Сколько лучиков-жанров получилось у нашего «фольклорного солнышка»?

С некоторыми из них мы познакомимся сегодня поближе.

Как думаете, может ли народная песня выразить настроение человека, его мысли, характер? Почему?




Ребята, а давайте на секунду представим, что мы на большом празднике. Звучит веселая музыка. Но что её создаёт? Конечно, музыкальные инструменты! У каждого народа России есть свои особенные инструменты. Давайте познакомимся с ними поближе.

Ч
то вы видите на экране?

Какой у него весёлый, «бренчащий» звук! А почему у неё такой треугольной формы? Говорят, чтобы было удобно прижимать к себе, когда танцуешь!

Давайте послушаем как он звучит


А
теперь перенесёмся мысленно на Кавказ, в высокие горы. Слышите этот громкий, праздничный звук? Это — ЗУРНА! Без неё не обходится ни одна кавказская свадьба. Зурна такая громкая, что её звук слышно далеко-далеко в горах, и все знают — где-то идёт большой праздник!




А это что за длинная-длинная дудочка? Это — КУРАЙ. Его делают из растения, которое тоже называется курай. Звук у него очень нежный и певучий. Представьте себе бескрайнюю степь, тихий ветер... Под звуки курая татарские и башкирские джигиты пели песни о своей родине.


П
осмотрите на этот инструмент. Это гитара. Но для цыган она стала не просто инструментом, а настоящим другом. Под неё не просто играли — под неё пели самые задушевные песни и танцевали самые страстные танцы!

Фольклор народов России — это устное народное творчество, отражающее жизнь, воззрение, идеалы и принципы народа. Он включает в себя произведения, передающие основные представления народа о главных жизненных ценностях (О каких ценностях идет речь?): о труде, семье, любви, общественном долге, родине.

Сегодня мы познакомимся с народными песнями только некоторых народов России, тех, кого в нашей стране больше. Какие это народы? 

Русские народные песни – это выражение души и характера народа. Поэтому появилось так много жанров народных песен: чтобы убаюкать деточек – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы хорошо работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни помогают защищать Родину, выражают любовь к родной земле и близким людям, радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство русской души. У русской народной песни есть отличительная черта – её распевность, то есть свободность и плавность. Давайте послушаем всем нам известную песню «Калинка - малинка»

«Прослушивание отрывок песни»

О чём эта песня? О чём в ней поётся?






Какое настроение у этой песни? Она грустная, весёлая или быстрая?




Как обычно исполняют "Калинку"? Только поют, или ещё что-то делают? Под эту песню часто танцуют.

Ребята, а сейчас мы перенесемся в Татарстан — край зеленых лугов, полноводной реки Волги и древних городов. Здесь живёт народ — татары. У них очень богатая культура: красивые национальные костюмы, вкуснейшая выпечка эчпочмак и, конечно, замечательные песни. Татары очень добрые, гостеприимные и трепетно относятся к своей семье и своему дому. И у них есть особая песня, которую знает и любит каждый татарин, где бы он ни жил.

(отрывок песни туган як)



Эта песня называется «Туган як», что в переводе означает «Родной край». Это песня-воспоминание, песня-тоска по дому, по тому месту, где ты родился.

Какое настроение у этой музыки? Она грустная или радостная?

Ребята, а сейчас мы познакомимся с удивительными людьми — казаками. Это не отдельный народ, а вольные русские люди, которые селились на границах нашей страны и защищали её от врагов. Они были отличными наездниками, смелыми воинами и верными друзьями. Сейчас мы прослушаем отрывок песни

(Ойся ты Ойся)

Какое настроениее у этой песни?




































Слушают учителя



























8



Потому, что музыка бывает разной - медленной, серьезной, лирической, печальной и наоборот, веселой, быстрой, шуточной. Тоже и в народных песнях.





Музыкальные инструменты










Балалайка




































































А это русские, татары, якуты, дагестанцы, чуваши, башкиры.














В песне поётся о ягодах (калине и малине), о красоте природы ("в саду ягода малинка"), о любви ("полюбилася девица") и о грусти ("ай, люли, люли, полюбилася").

Настроение меняется. Запев обычно плавный, немного грустный и лиричный, а припев ("Ай, люли, люли, ай, люли, люли") — очень быстрый, задорный и плясовой


танцуют





















грустная, спокойная, задумчивая










Весёлое,зажигательное

Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: сотрудничество в группе Личностные: проявление уважения к культуре других народов

Физминутка

Зайцы встали по порядку

Зайцы делают зарядку

Саша тоже не ленись

На зарядку становись

Прыг-скок руки вверх

Прыг-скок руки вниз

А теперь давай дружок

Потянись тянись тянись

Рядом ёжик Травку топчет

Заниматься с нами хочет

Будем с ёжиков шагать

Ножки выше поднимать

Топ-топ шаг вперёд

Топ-топ шаг назад

А теперь в ладошки хлоп

Ножки стали и стоят

Повторяют за учителем


Продолжение работы по теме урока

Ребята, посмотрите на эти высокие, покрытые снегом горы. Это — Кавказ. Здесь живут очень гордые, храбрые и гостеприимные народы: грузины, армяне, азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, осетины и многие другие. Их культура — одна из самых древних в мире! знаменитый танец «Лезгинка» А теперь послушайте музыку для лезгинки! Слышите? Она очень ритмичная, быстрая и зажигательная! Главные инструменты — это зурна

(звучит лезгинка)


Ребята, а сейчас мы познакомимся с одним из самых загадочных и ярких народов — цыганами. Их часто называют «детьми ветра», потому что долгое время они вели кочевой образ жизни — постоянно переезжали с места на место в своих красивых кибитках, запряжённых лошадьми. Цыгане — очень древний народ, их предки пришли из далёкой Индии, поэтому их музыка, культура и язык такие непохожие на другие. (На доске появляется картинка цыганского табора: кибитки, костёр, люди в ярких одеждах).

(Мохнатый шмель Никита Михалков)

Слушают учителя

Регулятивные: планирование своих действий Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: сравнение и анализ

Работа над песней

Давайте прослушаем песню «Матушка земля» и споем ее

[Куплет 1]
Полевых цветов веночек, в утренней росе цветок
Соловья запев свисточек, сок берёзовый глоток
Тишины послушать волю, по тропинке в лес густой
Поболтать с берёзкой вдоволь про него и про любовь

[Припев]
Матушка-земля, белая берёзонька
Для меня — Святая Русь, для других — занозонька
Матушка-земля, ой, белая берёзонька
Для меня — Святая Русь, для других — занозонька

[Куплет 2]
Сколько мне ещё годочков у кукушки поспрошать
Про любовь свою девичью на ромашке погадать?
Ключевой воды студёной, в сотах свежего медку
В чистом поле тёмной ночью, в небе звёздном утону

[Припев]
Матушка-земля, белая берёзонька
Для меня — Святая Русь, для других — занозонька
Матушка-земля, ой, белая берёзонька
Для меня — Святая Русь, для других — занозонька[

Бридж]

Матушка-земля, для меня — Святая Русь
Матушка-земля, белая берёзонька
Для меня — Святая Русь, для других — занозонька

[Припев]
Матушка-земля, белая берёзонька
Для меня — Святая Русь, для других — занозонька
Матушка-земля, ой, белая берёзонька
Для меня — Святая Русь, для других — занозонька

Аутро]
Матушка-земля
Матушка-земля
Для других — занозонька.

Какое настроение у этой песни?



Как ты думаешь, почему героиня так ласково называет землю — «Матушка земля»? Как мы должны относиться к нашей «матушке-земле»?





Какова главная мысль этой песни? О чём она?

Слушают



















































нежное, светлое, задумчивое, мечтательное


Потому что земля нас кормит, поит и даёт нам жизнь, как родная мать. Мы должны относиться к ней с любовью и заботой: не мусорить, беречь растения, воду и животных.

Потому что земля нас кормит, поит и даёт нам жизнь, как родная мать. Мы должны относиться к ней с любовью и заботой: не мусорить, беречь растения, воду и животных.


Рефлексия

О чем мы сегодня говорили?

Добились цели урока?

С какими народами мы познакомились?


Ответы детей

Личностные: самооценка Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: оценка результатов деятельности



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока по окружающему миру

Автор: Осипова Лариса Валентиновна, Трофимова Диана Николаевна

Дата: 19.12.2025

Номер свидетельства: 679434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Сельское хозяйство» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-siel-skoie-khoziaistvo-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "116883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412622273"
  }
}
object(ArrayObject)#897 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Природные богатства» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-prirodnyie-boghatstva-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "131479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416157236"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику  «Окружающий мир  2 класс». Тема  "Грибы". Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива». "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-uchiebniku-okruzhaiushchii-mir-2-klass-tiema-griby-avtory-a-a-plieshakov-m-iu-novitskaia-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "151485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420714066"
  }
}
object(ArrayObject)#897 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто что ест" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kto-chto-iest"
    ["file_id"] => string(6) "135456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416924990"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Твердые тела, жидкости и газы» "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-tvierdyie-tiela-zhidkosti-i-ghazy"
    ["file_id"] => string(6) "147677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419443765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства