kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема век без и побед

Цель

Формировать представление о преобразованиях в стране после революции 1917 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально педагогический колледж»









Технологическая карта пробного урока окружающего мира

Тема: «Век бед и побед»

Класс: 4 «А»

МБОУ «СОШ №1» г. Астрахань





Студент: Перова Д. В.

__________ (подпись)

Учитель: Логинова Ю. А.

__________ (подпись)

Методист: Осипова Л.В.

__________ (подпись)

(Оценка за урок) _______________

Астрахань, 2025

Тема урока

«Век бед и побед»

Цель

Формировать представление о преобразованиях в стране после революции 1917 года.

Задачи

Образовательные:

- Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

- Формировать представления о выдающихся исторических личностях (В.И. Мухина)

Развивающие:

- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность.

- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, плакатами, дополнительной литературой.

- Развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений.

- Развивать наблюдательность, воображение, эстетическую восприимчивость, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, в паре.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные:

- Учащиеся узнают, чем был 20 век для России.

- Учащиеся узнают о "Всемирной выставке" в Париже, узнают, что хотели показать скульпторы павильонов Германии и СССР.

- Учащиеся научатся характеризовать особенности развития страны, объяснять символическое значение скульптуры «Рабочий и колхозница»

Личностные УУД:

- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

- Умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредметные УУД:

- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Тип урока

Комбинированный

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник «окружающий мир» УМК Перспектива, раздаточный материал

Учебное оборудование, материалы для учителя

Технологическая карта урока, презентация.

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран

Дата проведения

14.03.2025













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

УУД

1.Организационный момент

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Викторовна, сегодня у вас урок окружающего мира проведу я. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Передайте тепло, доброжелательность и хорошее настроение. Садитесь.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах должен лежать учебник по окружающему миру, ручка.

- Если у вас всё готово, покажите свою готовность, сядьте правильно, поднимите на меня свои глазки. Молодцы!

Приветствуют учителя

Садятся









Проверяют принадлежности

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Перед началом новой темы вспомним прошлую, выполнив тест. Сейчас я вам их раздам.

1. Тест

А 1. Кто был последним русским царём?

1) Иван IV                       3) Николай II

2) Александр II               4) Пётр I

А 2. Какой царь отменил крепостное право?

1) Иван IV                       3) Николай I

2) Александр II            4) Пётр

А 3. Какое определение подходит к слову «революция»?

1) решительные действия с целью глубоких изменений в обществе

2) группа людей, которая выдвигает свою программу развития общества

3) военные действия против захватчиков

4) война между гражданами одной страны

А 4. Что такое гражданская война?

1) решительные действия с целью глубоких изменений в обществе

2) война между гражданами одной страны

3) война граждан за своё отечество

4) военные действия против царя

В 1. Когда русский царь отрёкся от престола?

1) в 1917 г.                     3) в 1914 г.

2) в 1918 г.                     4) в 1922 г.

В 2. Почему война 1914 г. называется мировой?

1) Россия воевала со всем миром

2) в войну вступили многие государства мира

3) Россия попросила мира

4) весь мир был вовлечён в эту войну

С 1. Как называлась власть после отречения от престола императора?

1) Советы рабочих и солдатских депутатов

2) Сенат

3) Временное правительство

4) Синод

С 2. Кто воевал во время Гражданской войны?

1) белые              3) чёрные

2) красные           4) зелёные


Выполняют

Познавательные: развитие мышления.

Регулятивные: овладевать умением прогнозирования.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

3. Самоопределение к деятельности

- После революции и Гражданской войны наша страна вступила на неведомый путь. Таким путем не шло ни одно государство мира. Страной теперь правил не царь, а Советы народных депутатов. Страна стала республикой. Необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, доказать всему миру, что страна живет и развивается в новых условиях.

- Ребята, а до республики кто был во главе нашей страны?

- Чем отличается монархия от республики?

- Да, ребята. До этих событий наша страна была монархией, и правили в ней монархи. Правил монарх до тех пор, пока оставался жив. Власть передавалась от наследника к наследнику. А теперь людям дали возможность выбрать своего правителя на определенный срок путем голосования. Поэтому такое правление стали называть республикой.

- Скажите: все ли у вас получается сразу, когда вы начинаете заниматься новым делом?

- Откройте учебник на с. 72, прочтите, как называется тема урока.

- Что вы хотите сегодня узнать?

- Это и будет нашей целью.

Дети слушают









Монарх/император


Ответы детей










Нет


Век бед и побед


Ответы детей



Познавательные: ориентироваться в системе знаний.

Регулятивные: умение формулировать определения понятия; различать технологические определения.

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли;

4. Работа по теме урока

- На пути строительства нового общества нашу страну ждали беды и победы, взлеты и падения, успехи и разочарования, открытия и ошибки.

- Наше государство теперь называется Союз Советских Социалистических Республик. Основной целью тогда было создание коммунистического общества. Что же это значит? Представьте, что все люди живут в большой-большой семье. В этой семье все работают вместе, чтобы создать всё, что нужно для жизни. И все эти вещи, например, дома, машины, еда, одежда, принадлежат не отдельным людям, а всему обществу.

Главная идея коммунизма – чтобы никто не был голодным, бедным или одиноким. Все должны быть равны и помогать друг другу.

- Рассмотрите новый герб нашей страны. Слайд

- Как вы думаете, что символизирует серп и молот в центре герба? Колосья хлеба?

- Над страной восходит солнце. Что это может символизировать? Отличительным знаком новой страны стала пятиконечная звезда.

(Серп и молот - орудия труда рабочих и крестьян – олицетворяли их союз. Лучи солнца – зарю новой власти. Колосья хлеба символизировали нас, как хлебную страну. Переплетенные ленты – символы 15 национальных республик. Красная звезда – символ революции, а красная она, как цвет крови)

- Ребята, а чтобы лучше узнать, что происходило в России 20 века, откройте свои учебники на с. 72.

- Кто хочет прочитать первый абзац? Прочитай.

- Так как начался 20 век для России?

Рассмотрите иллюстрации после абзаца.

- Прочитайте второй абзац.

- Что происходило в стране 20 века?

Слайд

- Кто понял, что такое колхоз? Кто может объяснить своими словами.

- Колхоз - производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства. (из сокращения слов: коллективное хозяйство)

- Прочитайте третий абзац?

- Что вы узнали из него?

Слайд





- Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы познакомились с человеком, который внес немалый вклад в развитие нашей страны в тот период и мало кто знает из вас, что это за знаменитая личность.

- Предлагаю вам отправится в путешествие в тот период и узнать об этой выдающейся исторической личности, чем она занималась, что ей нравилось, как она жила, какие цели ставила перед собой.

- Сейчас мы с вами поработаем в парах, каждая пара получит текст биографии, вам нужно изучить биографию, и в группе ответить на поставленные вопросы, которые даны после текста.

Вопросы:

1) Расскажите о детстве Веры Игнатьевны Мухиной? Было ли ее детство легким? Обоснуйте свою точку зрения?

2) Чем увлекалась Вера Мухина? Где она училась? Какой она была ученицей?

3) Какая трагедия приключилась с Верой Мухиной?

4) В каких видах деятельности прославилась Вера Мухина?

5) Как создавалась скульптурная группа «Рабочий и колхозница»?

- Изучив биографию, какое у вас сложилось общее впечатление о Вере Мухиной?

- Молодцы, вы замечательно поработали.

- Через двадцать лет после революционных преобразований, в 1937 году, Россия приняла участие во всемирной выставке в Париже. Первая после окончания Первой мировой войны выставка проходила под девизом "Искусство и техника в современной жизни". Слайд

Для Советского Союза это было первое выступление на международном смотре такого уровня, что, с одной стороны, вызвало огромный интерес всего мирового сообщества и, в частности, приглашающей стороны: на открытии павильона СССР присутствовали первые лица Франции. С другой стороны, сам Иосиф Сталин придавал этому событию не менее важное значение.

Это был смотр достижения всех стран мира. Советский павильон, созданный по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана, отражал идею торжества творческих способностей человека.

Слайд

- Это была почти 25- метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница".

- Вы можете посмотреть её в учебнике на с. 74 справа.

- Архитектор Иофан писал: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее... энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи... Эту направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза... Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как...-крылатая победа... Очень скоро родился образ скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот».

- Справа от Эйфелевой башни, расположенный Павильон СССР "Рабочий и колхозница", пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ.

- Как вы думаете, почему рабочий и колхозница держат в руках серп и молот?

- Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. Автором статуи как раз и была Вера Игнатьевна Мухина, гениальный скульптор и великая труженица.

Слайд

- А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии.

Орел против серпа с молотом. Германия против СССР. Именно между этими 2 государствами была борьба за главный приз.

В результате огромный герб нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Через четыре года символическое противостояние на выставке в истории обернётся самой кровопролитной войной в истории человечества.

- Но вы об этом узнаете на следующих занятиях.



































Рассматривают герб СССР.































Открывают учебники









Россия вступила на новый, неведомый путь.



Строились заводы, фабрики, электростанции

Предположения детей













Все хотели быть образованны, поэтому даже взрослые люди сели за парты. Для этого создавались различные учебные заведения





















Дети работают с текстом









Отвечают на вопросы













































































































































Это рабочие люди и их инструменты










































Познавательные: ориентироваться в материале; определять умение, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

5. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать(потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Выполняют физминутку

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

6. Продолжение работы над новой темой

- Ребята, откройте стр. 74-75. Прочитайте текст со строчек «Павильон был удостоен золотой медали…» про себя.

- Что еще особенно привлекало внимание людей в нашем павильоне?





- Что представляла собой эта панорама?

- Из чего она состояла?



- Что панорама символизировала?

- Давайте поближе рассмотрим панораму.

Слайд

- Ребята, кроме нашей страны, участие приняли еще 46 стран. Давайте взглянем на павильоны других стран участниц.

Франция

Знаменитую Эйфелеву башню в Париже построили в 1889 году как раз для одной из Всемирных выставок — она служила входной аркой. Кстати, в том году кроме самой башни посетители изумлялись первым автомобилям Даймлера и Бенца. Изначально творение инженера Гюстава Эйфеля планировали разобрать через двадцать лет, но потом передумали, а со временем башня стала символом Парижа.

Испания

Испания сделала акцент на связи с культурными традициями и искусством старой Испании. В павильоне звучала классическая музыка, танцоры представляли танец фламенко – национальный, зажигательный танец испанцев, знаменитый по всей стране. Для Испании выставка стала возможностью донести свои достижения до широкой публики. В этом была проблема. Выставка проходила во время гражданской войны в Испании. С одной стороны, испанцы хотели показать себя сильной республикой, с другой — поведать миру о гражданской войне и проблемах внутри страны.

Италия

Художественную идею итальянского отдела можно емко определить фразой, которая была воспроизведена на одной из стен павильона - «Рим - столица мира, и этот факт никогда не может быть забыт». В павильоне нашел свое выражение классический итальянский стиль. Шестиэтажный прямоугольный павильон с символическими скульптурными элементами вызывал ассоциации с римским Колизеем.

Прибалтика

Эстонская выставка стала наиболее крупной зарубежной выставкой для Эстонии не только по размаху, но и по затратам, поэтому было принято решение представлять достижения страны в Балтийском павильоне совместно с Латвией и Литвой.

Показываю павильоны США, Бельгии и др стран.

Читают текст


Панорама «Провод ледоколом «Красин» каравана судов сквозь льды Арктики»

Огромную карту

Из 9 тысяч поделочных камней и самоцветов

Величие и мощь страны










7. Закрепление изученного материала

- Ребята, давайте проверим, как вы запомнили. Сейчас я покажу вам павильоны, а вы назовете страну.

Показываю павильоны СССР, Германии, Италии и Франции.

- А сейчас я предлагаю вам поработать с советскими агитационными плакатами 20-30 годов прошлого века. Я буду показывать определенный плакат. Ваша задача: определить, к чему он призывает.

Слайды




Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

8. Подведение итогов

- Назовите тему нашего урока.

- Как начался 20 век для России?

- Как назывались объединения рабочих крестьян?

- Как развивалась наша страна? Что вы запомнили?

- Продолжите фразы:

Я узнал

Мне понравилось

Мне было не понятно

- Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

«Век бед и побед»

Тяжело, с разрухи

Колхозы


Строились заводы, фабрики, открывались учебные заведения

Предлагают




Да


Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать других, высказывать свою точку зрения.

9. Рефлексия

- Что было для вас легко, что сложно?

- Ребята, оцените свою работу на уроке: поднимите палец вверх те, у кого все получилось сегодня и палец вниз – у кого возникли какие-то трудности.

Надеюсь, что в следующий раз вы не столкнётесь с ними. Спасибо за урок, до свидания!

Делятся своими ответами


Оценивают свою работу


Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать других, высказывать свою точку зрения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по окружающему миру

Автор: Перова дарья викторовна

Дата: 10.12.2025

Номер свидетельства: 678708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Сельское хозяйство» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-siel-skoie-khoziaistvo-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "116883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412622273"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Природные богатства» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-prirodnyie-boghatstva-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "131479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416157236"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику  «Окружающий мир  2 класс». Тема  "Грибы". Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива». "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-uchiebniku-okruzhaiushchii-mir-2-klass-tiema-griby-avtory-a-a-plieshakov-m-iu-novitskaia-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "151485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420714066"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто что ест" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kto-chto-iest"
    ["file_id"] => string(6) "135456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416924990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Твердые тела, жидкости и газы» "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-tvierdyie-tiela-zhidkosti-i-ghazy"
    ["file_id"] => string(6) "147677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419443765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства