| - На пути строительства нового общества нашу страну ждали беды и победы, взлеты и падения, успехи и разочарования, открытия и ошибки. - Наше государство теперь называется Союз Советских Социалистических Республик. Основной целью тогда было создание коммунистического общества. Что же это значит? Представьте, что все люди живут в большой-большой семье. В этой семье все работают вместе, чтобы создать всё, что нужно для жизни. И все эти вещи, например, дома, машины, еда, одежда, принадлежат не отдельным людям, а всему обществу. Главная идея коммунизма – чтобы никто не был голодным, бедным или одиноким. Все должны быть равны и помогать друг другу. - Рассмотрите новый герб нашей страны. Слайд - Как вы думаете, что символизирует серп и молот в центре герба? Колосья хлеба? - Над страной восходит солнце. Что это может символизировать? Отличительным знаком новой страны стала пятиконечная звезда. (Серп и молот - орудия труда рабочих и крестьян – олицетворяли их союз. Лучи солнца – зарю новой власти. Колосья хлеба символизировали нас, как хлебную страну. Переплетенные ленты – символы 15 национальных республик. Красная звезда – символ революции, а красная она, как цвет крови) - Ребята, а чтобы лучше узнать, что происходило в России 20 века, откройте свои учебники на с. 72. - Кто хочет прочитать первый абзац? Прочитай. - Так как начался 20 век для России? Рассмотрите иллюстрации после абзаца. - Прочитайте второй абзац. - Что происходило в стране 20 века? Слайд - Кто понял, что такое колхоз? Кто может объяснить своими словами. - Колхоз - производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства. (из сокращения слов: коллективное хозяйство) - Прочитайте третий абзац? - Что вы узнали из него? Слайд - Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы познакомились с человеком, который внес немалый вклад в развитие нашей страны в тот период и мало кто знает из вас, что это за знаменитая личность. - Предлагаю вам отправится в путешествие в тот период и узнать об этой выдающейся исторической личности, чем она занималась, что ей нравилось, как она жила, какие цели ставила перед собой. - Сейчас мы с вами поработаем в парах, каждая пара получит текст биографии, вам нужно изучить биографию, и в группе ответить на поставленные вопросы, которые даны после текста. Вопросы: 1) Расскажите о детстве Веры Игнатьевны Мухиной? Было ли ее детство легким? Обоснуйте свою точку зрения? 2) Чем увлекалась Вера Мухина? Где она училась? Какой она была ученицей? 3) Какая трагедия приключилась с Верой Мухиной? 4) В каких видах деятельности прославилась Вера Мухина? 5) Как создавалась скульптурная группа «Рабочий и колхозница»? - Изучив биографию, какое у вас сложилось общее впечатление о Вере Мухиной? - Молодцы, вы замечательно поработали. - Через двадцать лет после революционных преобразований, в 1937 году, Россия приняла участие во всемирной выставке в Париже. Первая после окончания Первой мировой войны выставка проходила под девизом "Искусство и техника в современной жизни". Слайд Для Советского Союза это было первое выступление на международном смотре такого уровня, что, с одной стороны, вызвало огромный интерес всего мирового сообщества и, в частности, приглашающей стороны: на открытии павильона СССР присутствовали первые лица Франции. С другой стороны, сам Иосиф Сталин придавал этому событию не менее важное значение. Это был смотр достижения всех стран мира. Советский павильон, созданный по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана, отражал идею торжества творческих способностей человека. Слайд - Это была почти 25- метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". - Вы можете посмотреть её в учебнике на с. 74 справа. - Архитектор Иофан писал: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее... энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи... Эту направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза... Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как...-крылатая победа... Очень скоро родился образ скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот». - Справа от Эйфелевой башни, расположенный Павильон СССР "Рабочий и колхозница", пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. - Как вы думаете, почему рабочий и колхозница держат в руках серп и молот? - Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. Автором статуи как раз и была Вера Игнатьевна Мухина, гениальный скульптор и великая труженица. Слайд - А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии. Орел против серпа с молотом. Германия против СССР. Именно между этими 2 государствами была борьба за главный приз. В результате огромный герб нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Через четыре года символическое противостояние на выставке в истории обернётся самой кровопролитной войной в истории человечества. - Но вы об этом узнаете на следующих занятиях. |