Технологическая карта – вид методического инструментария учителя начальных классов, возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
2) план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока);
3) проект учебного процесса, в котором представлено описание урока (системы уроков) или занятия (системы занятий) от цели до результата с использованием необходимых ресурсов и технологий.
Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в настоящее время, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и учащегося на уроке.
- полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации действий учителя и учащихся.
1. Цель определяется:
- формируется как триединая (образовательная, воспитательная, развивающая компоненты).
2. Цель обычно начинается со слов «создание условий для…», следует избегать глагольных форм.
3. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что надо сделать, чтобы достичь цели урока?». Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
4. В ходе проектирования УУД урока (этапов урока) следует ориентироваться на классификацию УУД А. Асмолова.
5. Структура урока зависит от его места в разделе программы и типа, рассматриваемого в контексте реализуемого УМК/ образовательной системы.
6. При использовании материалов с официальных сайтов издательств и образовательных систем, необходимо помнить, что каждая представленная на сайте разработка является предельно общим конструктом, содержащим вариативное содержание для разработки содержания урока. Для подготовки конкретного урока следует отобрать необходимую часть представленного на сайте содержания, соотнести его с целями, задачами, планируемыми результатами проектируемого вами урока.
Тема урока | Животноводство |
Место урока в разделе | Второй урок в разделе «Сельское хозяйство» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока | Ознакомление с отраслями животноводства, с особенностями разведения и содержания домашних животных, значением животноводства в жизни людей |
Задачи урока | Образовательная: формировать представления об отрасли сельского хозяйства – животноводстве; разведении животных, значении данной отрасли; формировать представления о профессиях животноводов. Развивающая: учить анализировать информацию, сравнивать информацию из разных источников; развивать речь учащихся, обогащать словарного запаса, расширять кругозор; Воспитывающая: воспитывать уважение к людям разных профессий, ценностного отношения к животным. |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащийся научится: различать виды животных, определять значение каждого вида животного для человека; получат возможность познакомиться с профессиями людей, занятых животноводством. | Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: и сформулируют познавательную цель; осуществят смысловое чтение; Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: выполнят задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; спланировать свою деятельность и поработают в соответствии с планом, найдут необходимую информацию в учебнике; Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: сотрудничать, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координировать и принимать позицию партнёра во взаимодействии. | Учащийся получит возможность формирования: ответственность за выполнение своей части работы при работе в паре. |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник по окружающему миру 3 класс, УМК «Школа России», рабочая тетрадь по окружающему миру. | Карточка самооценки деятельности учащихся, иллюстрации животных, рыб, насекомых. | Мультимедийная презентация, видеофрагмент про животноводство в России. |
Межпредметные связи | На уроке присутствуют привлечение жизненного опыта учащихся. |
Организация пространства | Урок проходит в классе. Наличие простой классной доски. Расстановка парт в классе стандартная. На учебной доске прописана дата и классная работа. Наличие проектора и интерактивной доски. Интерактивная доска должна быть подготовлена к началу урока. Наличие слайд презентации. У каждого ученика на партах - учебник, рабочая тетрадь, карточка самооценки. |
Этапы урока |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, создается эмоциональный настрой. | Проявляют готовность к началу урока. Проверяют готовность рабочего места. | | Регулятивные: умение организовать свое рабочее место |
Мотивационный этап | Учитель предлагает загадки для определения темы урока. | Учащиеся отгадывают загадки и определяют тему урока. | | Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выслушивать других; умение излагать свои мысли в устной форме, построение простого речевого высказывания |
Актуализация знаний и выявление затруднения, поиск противоречий | Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Учащиеся отвечают на вопросы. | Вспоминают: определение сельского хозяйства, отрасли сельского хозяйства, информацию о растениеводстве. | Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выслушивать других; умение излагать свои мысли в устной форме, построение простого речевого высказывания Познавательная: ориентируются в своей системе знаний |
Постановка цели и задач урока
| Учитель совместно с учащимися организовывает работу над созданием простого плана. | Учащиеся составляют простой план урока. Организуется поиск информации в учебнике. После плана учащиеся называют цель и задачи урока. | | Коммуникативные: умение излагать свои мысли в устной форме, построение простого речевого высказывания; общение, монологические высказывания Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации |
Реализация проекта | Учитель организует работу с учебниками. Комментируется информация по новому материалу. Организует ее обсуждения с учащимися. Организуется работа с иллюстрациями в учебнике. Ведется обсуждение каждой иллюстрации и делаются выводы. Учителем организуется и проводится дидактическая игра. Знакомит со слайдами презентации. | Организуется поиск необходимой информации в учебнике. Работа с иллюстрациями учебника. Рассматривают иллюстрации, делают выводы и делятся своими знаниями о животных сельского хозяйства. По очереди учащиеся выходят к доске и определяют животных в группы. Затем рассказывают, что они знают о том животном, которое они отнесли к группе. В это время все остальные выполняют данную работу в индивидуальных карточках | Учащиеся учатся различать разные виды животных, определять значение каждого вида животного для человека. | Коммуникативные: умение излагать свои мысли в устной форме, построение простого речевого высказывания; общение, монологические высказывания; владение диалогической речью, умение выслушивать других Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации |
Первичное закрепление | Организуется фронтальная работа с классом, направленная на воспроизведение полученных знаний | Устно отвечают на вопросы учителя. | Обучающиеся получат возможность познакомиться с профессиями людей занятые животноводстве. | Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выслушивать других |
Самостоятельная работа | Организуется самостоятельная работа с рабочей тетрадью. | На основе сделанных выводов, выполняют задание в рабочей тетради. | Учащиеся научатся различать разные виды животных, определять значение каждого вида животного для человека. | Познавательные: информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации |
Рефлексия | Создается ситуация для осмысления всей работы на уроке. Организации деятельности учащихся . - Оцените себя словесно по следующим критериям: 1. Я знаю материал и могу рассказать другому. 2. Я знаю материал, но в некоторых вопросах сомневаюсь. 3. Я не уверен, что знаю этот материал. | Учащиеся индивидуально оценивают свою работу на уроке | | Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выслушивать других |