1.Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; | -Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь! - Ребята, а теперь давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наш урок принесёт вам радость общения друг с другом. Каждый урок несёт нам частичку знаний. - Вот и сегодня вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов. (проговаривают) | Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоционально – психологический настрой на урок. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. Произносят слова для создания эмоционального настроя. - Мы умные, мы дружные. Мы внимательные, мы старательные. Мы в первом классе учимся И всё у нас получится! | Фронтальная форма | | Регулятивные (контроль, нацеливание на успешную деятельность, создание ситуации доверия.) Личностные (нравств. аспект поведения, формирование положительного отношения к процессу познания ) |
2.Актуализация знаний. Цели: -актуализировать знания учащихся об одежде; - способствовать возникновению понимания учащимися недостаточности знаний в этой области. | -Я предлагаю вам вспомнить, какие темы мы изучали на предыдущем уроке и на какой вопрос искали ответы. То есть мы искали ответ на вопрос «когда?» (вывешивается на доску карточка со словом когда) -И сегодня это слово будет ключевым в нашей работе. -Чтобы узнать второе слово, отгадаем загадки: 1. Дождик льётся не на шутку, Надевают дети…(куртку) 2. Если мёрзнут даже зубы, Значит, надевайте…(шубы) 3. Мы зимою по привычке Надеваем…(рукавички) -Как назвать одним словом эти предметы? (На доске появляется карточка со словом одежда) -Это второе слово, которое поможет определить тему нашего урока. -Кто догадался, как будет звучать тема урока? (вывешивается слово: появилась) | Организует беседу. | Когда жили динозавры? Активно включаются в познавательную деятельность, используя имеющиеся знания. Анализируют, сравнивают, делают выводы. Одежда Когда появилась одежда | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Вспомнят имеющиеся знания об одежде человека. | Познавательные (общеучебные: осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению новым знаниям логические: формирование умения устанавливать связи между понятиями, обобщать, систематизировать) Регулятивные (прогнозирование) Регулятивные (оценка и контроль) |
4. Открытие нового знания. Цели: - организовать работу для восприятия, усвоения и поиска информации на уроке; | -Ребята, а что такое одежда? -Где мы можем посмотреть точное значение слова? (в словаре) -Давайте послушаем, как в словаре дается толкование этого слова. (подготовленный ученик читает) - Совсем недавно вы были совсем маленькие. Закройте глаза и представьте, что вы только что родились. Вы крошечные малыши. Какая же на вас будет одежда? - Через некоторое время вы стали подрастать. Какая теперь нужна одежда? - Но малыши растут не по дням, а по часам! Какая одежда совсем скоро понадобится? - Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Знакомство с историей одежды - Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды. Откройте свои учебники на странице 20. (работа по учебнику) - Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду? Правильно, это одежда из прошлого. - Что это за человек слева? - А что на нем надето? – Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега. Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад, когда на Земле наступило похолодание. Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, позже научились их сшивать. -Шло время… Прошло много лет, прежде чем люди научились делать ткани изо льна и хлопка, научились скручивать шерсть животных в длинные нити и делать шерстяные ткани. Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? -Сейчас мы узнаем тайну тканей! -Поработаем в парах: -Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите их с помощью нашего помощника лупы. -Какой секрет у всех тканей? (Слайд 3) -Кто же их переплел? -Правильно, специальный станок! А называется он ткацкий станок (Слайд 4) на слайде фото ткацкого станка) -Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными нитями с помощью заостренной палки. -Посмотрите, как выглядит эта палка. (демонстрация предмета) -Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. -Ребята, мы узнали, что ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берут? Сейчас узнаем. - Каждый возьмите кусочек ваты и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. - А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением! -Давным давно наши предки изобрели предмет, с помощью которого пряли пряжу. Я принесла специально для вас этот предмет на урок. (демонстрация веретена) -Кто знает, что у меня в руках? - Итак, из далёкой древности мы продвинулись вперёд. Человек из шкур переоделся в ткань! -Рассмотрите в учебнике остальные фигуры людей. -Как выглядела одежда женщин в прошлые времена? -Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. - Посмотрите, а во что одет Муравьишка? - Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою? - Из чего делали такую одежду? - Почему? -Рассмотрите в учебнике фигуру девушки в правом нижнем углу. -Во что она одета? -Как бы вы сказали, какая на ней одежда? -Как вы думаете, где она могла в жить? -А только ли русские жили на Руси? – У каждого народа есть своя национальная одежда. Наше село многонациональное, но большую часть людей составляют эрзяне. А что вы знаете про эрзянскую одежду? Мордовский народный костюм отличался разнообразием и красочностью. (слайд 7) -Внимательно разглядите женский и мужской костюмы. В них много деталей. Главная из них – полотняная рубаха. Она богато украшалась вышивкой на груди, вдоль рукава и на подоле. Для женщин - эрзянок типичны были высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками.(слайд 8) На ноги обували в праздники кожаные сапоги, а в будни - лапти.(слайд 9) Большое внимание девушки и женщины уделяли украшениям, которые изготавливали сами.(слайд 10) | Создаёт условия для восприятия и усвоения информации. Организует беседу с элементами сообщений и наглядной демонстрацией. Создаёт условия для поиска решения проблемы. Организует исследовательскую практическую работу. Создаёт условия для восприятия и усвоения информации. Организует беседу с целью выдвижения предположений и их осуждения. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Включаются в деятельность по восприятию, усвоению и поиску информации. Пеленка Ползунки и распашонка Это первобытный человек Шкура животного Первобытный человек Выполняют практическую работу в парах- рассматривают через увеличительное стекло образцы ткани. Формулируют выводы и наблюдения. - Ткани состоят из нитей. Все нити у тканей крепко держатся друг за друга. Они переплетены станок Выполняют практическую работу. Растягивают и скручивают кусочек ваты. Формулируют выводы наблюдения. Веретено Пышные платья с широкими юбками, на голове прическа, украшенная цветами и бусинами. В доспехи рыцаря Богатырь Из металла Для защиты В сарафан и кокошник Русская На Руси Нет, татары, чуваши, ненцы, украинцы, белорусы и т.д. | Фронтальная работа Презентация Слайд 2 Индивидуальная практическаяисследовательская работа. Презентация Слайд 3 Презентация Слайд 4 Фронтальная работа. Презентация Слайд 5 Презентация Слайд 6. Презентация Слайд 7. Презентация Слайд 8. Презентация Слайд 9. Презентация Слайд 10 | Научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды. Осознают принцип производства тканей – основы для пошива одежды. Научатся отличать национальную одежду своего народа. | Познавательные (общеучебные: умение извлекать информацию и делать логические выводы) Коммуникативные (формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные (общеучебные, логические: формирование умения наблюдать и делать самостоятельные простые выводы) Познавательные (общеучебные, логические: формирование умения наблюдать и делать самостоятельные простые выводы) Познавательные (логические) Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать учителя, высказывать свою точку зрения. Познавательные (логические) Личностные (формирование патриотических чувств) |
6.Открытия нового знания (продолжение) Цель: - организовать работу для восприятия, усвоения и поиска информации на уроке; | -Вот мы добрались до нашего времени. Современная одежда очень разнообразна. Но всю её можно разделить на несколько видов. (делятся на группы: 1 группа: Соня, Илья, Алсу, Алина) 2группа: Алена, Кирилл, Лера, , Артем.) (слайд 11) (на экране) Правила работы в группе. 1)Общайся тихо, не мешай остальным; 2)Умей выслушать товарища; 3)Своё мнение должен высказать каждый; 4)Закончив дело, помоги другу; 5)Работай тихо, чтобы не мешать другим; 6)Рабочее место содержи в порядке. ( Раздаю на 1 группу: задание + вопросы, на листе картинки с людьми разных профессий, в конверте названия профессий, клей ) (На листе напечатано: Задание 1.Рассмотрите картинки с изображением людей, определите по тому, как они одеты, их профессию, наклейте под картинками слова-названия профессий 2. Подготовь ответы на вопросы: Люди каких профессий изображены на ваших картинках? Отличается ли одежда людей разных профессий? Можно ли по одежде человека узнать его профессию? ( Раздаю на 2 группу: задание+ вопросы, на листе картинки с людьми в костюмах разных видов спорта, в конверте названия профессий, клей) (На листе напечатано: Задание 1.Рассмотрите картинки с изображение м людей и узнайте по костюму, каким видом спорта занимается каждый из них, наклейте под картинками слова. 2.Подготовьте ответы на вопросы: Что относится к спортивной одежде? Какой должна быть спортивная одежда? (Отчеты групп) (Листы вывешиваются на доску) -Рассмотрите рисунки на стр 21.. Прочитайте, какая еще бывает одежда, в каких случаях ее используют? (Деловая, рабочая, одежда для дома). -Приведите примеры. -Как вы считаете, как нужно относиться к одежде? (Бережно, аккуратно, чтобы не было стыдно за свой внешний вид) | Предлагает работу в группах для расширения знаний по теме. Осуществляет контроль и оказывает помощь. | Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта. Рассаживаются по группам. Вспоминают правила работы в группе. Знакомятся с инструкцией. Выполняют задания. Выступают с ответом у доски | Фронтальная работа. Работа в группах. Презентация Слайд 11 | Научатся подбирать подходящую для конкретного случая одежду. | Познавательные (общеучебные, логические) Регулятивные (контроль, оценка, работа по плану, самооценка) Коммуникативные (взаимодействие со сверстниками) |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | -Поработаем в тетради. Работа в тетради (стр.15 №1) - Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание. - В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке? - Почему вы так решили? - Что вы скажете о других картинках? (стр. 16 №2) - Подумайте, кто хозяин этих костюмов. Соедините линиями рисунки и названия профессий. (Если останется время, задание стр 16 № 3) | Организует деятельность по применению новых знаний. Контролирует выполнение работы. | | Парная работа. Рабочая тетрадь | Научатся разделять и классифицировать одежду по различным признакам, вспомнят правила ухода за одеждой. | Познавательные (логические) Коммуникативные (взаимодействие со сверстниками) Регулятивные (контроль, коррекция, работа по плану, оценка) |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности в академическом, личностном и эмоциональном плане. | -Ребята, у вас на столах есть цветные кружочки. Выберете тот, который отражает вашу работу на уроке. -Кто для себя сделал открытие?(Синий) --Кто про себя может сказать «Я активно работал на уроке» ! (Зеленый) -Кому на уроке было неинтересно? (Красный) Молодцы, ребята! Мне было очень приятно сегодня с вами взаимодействовать. Спасибо за работу! (слайд 12) | Предлагает сопоставить задачи с уровнем своих достижений. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Индивидуальная работа. Презентация Слайд 12 | | Регулятивные (контроль, самооценка, формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |