1.Организационный момент. Этап целеполагания. Задачи: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. - Ребята, я хочу начать наш урок со стихотворения И.Сурикова: «Бежит тропинка через луг, Ныряем влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов На нем разбросаны букеты». 2.Этап актуализации знаний. Создание проблемной ситуации. Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения. а) составление плана работы совместно с детьми. б) работа учащихся по группам. 3.Физкультминутка. 4.Этап проверки понимания изученного. Задачи: закрепление новых знаний и умений. 5. Этап закрепления нового материала. Задачи: обобщить полученные на уроке сведения. 6.Инструктаж по выполнению домашнего задания. Задачи: заинтересовать детей на выполнение интересного задания. 7.Итог урока. Задачи: учить детей адекватно оценивать свою работу. | -Долгожданный дан звонок, начинается урок. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать. Я хочу вам пожелать громко, четко отвечать, Удачи в учении, улыбок и хорошего настроения! - Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение? - Определите тему нашего урока. Слайд 1 «Луг – природное сообщество». - Как вы думаете, какие вопросы будем изучать на уроке? - Что для этого будем делать? - Для чего нужны эти знания? - А как мы построим нашу работу? ( составим план) План работы вывешиваем на магнитной доске по пунктам. 1. Какие растения растут на лугу? 2.Какие организмы населяют сообщество? 3.Как связаны между собой организмы в сообществе? 4.Значение сообщества для человека. 5.Влияние человека на сообщество. 6.Охрана сообщества. - Чтобы нам интереснее было работать и понимать новый материал, мы разделимся на три группы: ботаники, зоологи, экологи. Обсудите, кто будет старшим в вашей группе. - Сейчас каждая группа получит карточку – задание и дополнительный текст, в котором нужно вставить пропущенные слова. В работе вам поможет учебник. «Ботаники» - стр.111 – 115 «Зоологи» - стр.116 – 123 «Экологи» - стр. 123 -124. Материал для группы «Ботаники». Карточка – задание: -Какие растения растут на лугу? -Что объединяет эти растения? -Назовите цветковые растения. -Назовите кормовые растения. Дополнительный текст: «На лугу растут только….растения. Они по размеру… Растут на ….. местности. Большинство растений - ….. Материал для группы «Зоологи». Карточка – задание: -Назовите насекомых луга. Почему их так много? -Назовите птиц, которые питаются этими насекомыми. -Расскажите о животных – санитарах луга. - Как связаны между собой обитатели луга? Дополнительный текст: « Все обитатели луга … между собой. Насекомые …. растения. Птицы регулируют количество насекомых и гусениц, иначе они ….. растения. Жуки – навозники и могильщики поддерживают в образцовой … Поэтому , луг и называют природным… Материал для группы « Экологи». Карточка – задание: -Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу. - Почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на лугу? - Что нужно сделать, чтобы сохранить ценные кормовые травы на лугу? - Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? Дополнительный текст: « Человек издавна использует луга как … и … На них косят…., заготавливают ….., которым зимой кормят животных. Чтобы луга давали много трав, человек должен …. относиться к …. человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное …., ведь в конечном итоге он пострадает сам. Прилетела стрекоза, как горошины глаза, А сама ,как вертолет, влево, вправо, взад, вперед. Улетела стрекоза, как горошины глаза. А сама ,как вертолет, влево, вправо, взад, вперед. Спал цветок, и вдруг проснулся! Больше спать не захотел! Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. - Вам надо выбрать своего товарища, который сможет грамотно и доступно дать отчет по вашей совместной работе. ( отчет каждой группы по вопросам, сопровождается показом слайдов). - Как вы построили работу в своей группе? - Чем вы пользовались при выборе ответов на вопросы? (учебником, дополнительными текстами, знаниями каждого участника группы). - Мы изучили новый материал, что теперь нужно сделать, как вы думаете? (надо потренироваться применять знания). - Правильно, для этого выполним задания в рабочей тетради на стр. 37 №32,33. - Для чего выполняем задания дома? Задания по выбору: 1 – составить памятку не словами, а условными обозначениями «Как вести себя на лугу». 2 – сделать книжку – малышку с картинками « Кто живет на лугу?» 3 – « Что растет на лугу?»( книжка – малышка) -Подумайте, какое вы сможете выполнить задание? -Какая была у нас сегодня тема урока? -Какие задачи мы ставили? Удалось ли нам их достичь? - Что полезного вы узнали для себя? -Чему научились? - Все ли удалось выполнить? -Попробуем оценить себя. - У вас на столах лежат кружочки: зеленый – положительный ответ желтый – сомнение красный – отрицание. - Я сегодня был в учебной деятельности. В самостоятельной работе у меня все получилось. Я знаю, что луг – природное сообщество. Я доволен своей работой на уроке. | Л. понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться. Р. формулируют и удерживают учебную задачу. Л. осознают свои возможности в учении. К. рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение. Р.формулируют и удерживают учебную задачу. Л. осознают свои возможности в учении. К. рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение. П. выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта. К. рассуждают, высказывают свое мнение. Р. действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнера, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт. Р. осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителя. Л. решают житейские ситуации, требующие знаний. К. используют речь для регуляции своих действий и действий партнера, формулируют собственную позицию и мнение. Р. осуществляют пошаговый контроль своих действий. П. прививать интерес к предмету. Л.развивать умения работать с дополнительной литературой, способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор. К.учить общению, позитивному отношению к окружающим. К.формулируют собственную позицию и мнение. Л. решают житейские задачи, требующие знаний. Р.самооценка своей деятельности на уроке. Л. осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта. |