Ребята, объединитесь в группы орнитологов по четыре человека. Обсудите(Слайд 6.)По какому отличительному признаку можно безошибочно узнать птиц? При выступлениях представителей групп их ответы учитель сопровождает слайдами и возможными рассуждениями типа: -Рассмотрим строение одной из птиц Слайд 5. Слайд 7.-форма клюва -Птичий нос - не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные. Почему? Потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. - Что ещё делают клювом птицы? С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Слайд 8.Самый большой нос у пеликана. А самый маленький –у ласточки. Без носа птица – как мы без рук. Вывод: Слайд 9.-мы назвали первый важный признак принадлежности животных к птицам-наличие клюва. Слайд 10.- ноги птицы Дети читают интересные факты о страусах.-Сколько ног у птиц? Слайд 11. У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, у таких как утка (см.чучело утки) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами. Вывод: Слайд 12.-мы назвали второй важный признак принадлежности животных к птицам-наличие 2 ног . Слайд 13.-форма тела -А форма тела вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолет. Люди подсмотрели у птиц форму летательного аппарата- самолёта. Вытянутая обтекаемая форма тела позволяет птицам быстро летать. Слайд14.- крылья птицы -форма крыльев Крылья позволяют парить в воздухе и не падать вниз. -Почему мы взлететь не можем? -Почему птица не замерзает? Слайд15.(пингвин) -Чем покрыто тело птиц? Ответ: Слайд 16. Есть ли другие животные ,у которых имеется оперение? Вывод: Слайд 17.-Мы назвали третий и самый важный признак принадлежности животных к птицам-НАЛИЧИЕ ОПЕРЕНИЯ . Что мы сейчас перечислили? (ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПТИЦ) -Так чем эти птицы отличаются от остальных животных? (наличием клюва, двух лап и оперением) Какой из признаков главный? (оперение) Так кто такие птицы? (Птицы – это животные которые имеют оперение) Прочитаем и запомним основной признак в учебнике стр.37. Попробуем себя в роли орнитологов -исследователей .Работать будем в паре с товарищем по парте. Слайд18. Откройте коробочки. Что мы будем исследовать ? Перья. Слайд19. Какую цель для исследования мы поставим? Что такое перо, какие бывают перья, из чего они состоят и зачем оперение нужно птицам. Чем они различаются? (цветом, формой, размером – они все разные ) Почему? Значит у каждого вида пера – своё назначение. Выясним какое, с помощью опытов. Практическая работа : 1)Попробуйте сломать перо. (не ломается, значит прочное) 2)Обмакните перо в стакан. (оно осталось сухим)Что это даёт птице?. - Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой-перо не впитывает воду) 3)Рассмотрим под лупой , из чего они состоят. (Рассматривают под лупой: стержень, бородки, очин, опахало) 4)Разрежьте перо .Что вы видите внутри.(Ничего, внутри пусто- перо полое .) 5)Подбросьте перо.(плавно летит-лёгкое ) (слайд 11) 3) Рассмотрите внимательно перья. Так почему они такие разные? (Разное назначение: маховые перья, покровные перья, пуховые перья.) - Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду) Каждый вид пера помогает чем- то птице. Чем? 3.Вывод по практической работе: Слайд20 . - Итак, мы выяснили, что тело покрывают разные перья. Перо имеет очин, стержень, опахало, бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело, помогают маскироваться в природе, придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу. Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперенье птицы чистят и укладывают. Но все равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые перья и отращивают новые. 4.Работа в тетради (стр. 25, задание №1 ) – Нарисовать перо птицы в соответствии с его строением. 5.Использование пера человеком. Слайд21. -Как человек использует перья птиц?( Шьёт пуховики, одеяла, подушки.) -Почему человек использует перо? (Оно легкое, мягкое, удерживает тепло) -Кто из вас знает ,как люди использовали признак прочности стержня перьев крупных птиц в своих целях? (Раньше писали гусиным пером) Слайд с чернильницей и изделиями с использованием птичьего пуха. -Давайте вернёмся с вами к нашему плануСлайд22. и посмотрим, Какую цель ставили в начале урока. -На какие вопросы уже нашли ответы ? |