Цельзанятия: познакомить с видами следов, их особенностями.
Материалы к занятию: рисунок с различными следами животных, тексты, иллюстрации.
Планируемый результат
Дети учатся:
- различать следы разных лесных животных;
- составлять устный рассказ по картинке о жизни животных в лесу зимой;
- ориентироваться в лесу в зимнее время года;
- сопоставлять след, оставленный животным на снегу, с особенностями строения его конечностей и способом передвижения.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- распознавать по характерному рисунку следов, какому животному они принадлежат;
- устанавливать связь между особенностями строения конечностей животного, способом его передвижения и рисунком следов этого животного.
Ход занятия
1.Оргмомент.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно и послушайте фрагмент музыкального произведения.( звучит произведение Чайковского «Времена года «Зима»).
- Какое у вас настроение? Выразите свое настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале занятия отличное, но давайте проведем наше занятие так, чтобы в конце занятия у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
2..Мотивация.
- Ребята, сегодня мы будем исследователями – натуралистами.. А работать без друзей нельзя. Поэтому повернитесь к своим одноклассникам и улыбнитесь им и пригласите их собой.
Ребята, послушайте рассказ: «Белым ровным слоем снега покрыта вся земля. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то». Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь- белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Значит, были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?» (По В.Бианки)
Далее демонстрируется ( слайд со следами)( приложение 1)
- Что здесь? (следы)
-Где животные оставили следы? ( на снегу)
- Эта картинка сказочная (вымышленная) или реальная? Соответствует она действительности или нет? Есть здесь ошибки или всё правильно? Поясните свою точку зрения.
(Записать на отдельных листах предложения, высказанные детьми и разместить их на доске)
- Итак, посмотрите, как разошлись мнения. Мы не можем понять, что это за картинка: она вымышленная или реальная?Для того чтобы выяснить это, нам необходимо исследовать, чьи это следы, кто здесь был и что делал..
Выделенные вопросы записываются на бумажном вопросительном знаке и размещаются на доске.
- для того чтобы узнать чьи это следы, нам нужно провести исследование в группах.
Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы, чтобы решить вымышленная эта картина или нет. (есть на ней ошибки или нет)
3. Исследование в малых группах.
Каждой группе предлагается текстовый материал с описанием и изображением следов того или иного животного( приложение 2 )
Листы бумаги для записи фактов ( ребята зарисовывают след, указывают его характерные особенности.
4. Обмен информацией.
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Каждой группе необходимо соотнести описание следов в тексте со следами на картинке. Было ли описанное животное на поляне. Если было – подписать его название и разместить.
5. Формулирование вывода.
- в ходе исследования мы собрали много интересной информации о следах животных. Можно ли по следу определить, какое животное его оставило?
Обобщение занятия: каждое животное оставляет свой неповторимый след, связанный с особенностями его строения и передвижения. По следу можно определить. Кто и что делал зимой в лесу.
6. Подведение итогов урока.
- Можем ли мы теперь определить, реальную картинку нарисовал художник или сказочную ( допустил ошибки)? Кто здесь был и что делал? ( Дети под руководством учителя составляют рассказ)
- ребята, а где (в каких ситуациях) может пригодиться знание звериных следов? Для чего нужно знать, кто какой след может оставить?
Вывод. Очень важно уметь наблюдать и ориентироваться в природе.
- Благодарю вас за ваше стремление общаться, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу.
Если вам было интересно, похлопайте в ладоши, если вам было скучно, слегка потопайте ногами.
Приложение 2
Белка.
Интересно прочитать беличьи следы на снегу. Передвигается зверёк прыжками, причём длинные задние ноги ставит впереди передних. След получается такой: два вытянутых, растопыренных, больших отпечатка впереди, два поменьше (от передних лапок ) – сзади.
Если белка спешила, следы эти подальше друг от друга ( прыжки длинные), если шла медленно-ближе. Иногда пушистый хвост оставит позади полоску.
Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Чтобы насытиться, зверёк должен за день опустошить 28 еловых шишек или 380 сосновых! Конечно, только в годы, урожайные на шишки, белка получает корм в достатке. Обычно же перебивается разным: то выручат летние и осенние припасы, то разыщет под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, ещёосенью обронённую клестом.
Волк.
Волк- сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось.
Волки ходят зимой не в одиночку, а стаей. Стая состоит из родителей и потомства этого рода. Вся стая на бегу ступает след в след, поддерживая строй. Старые волки, опытные и хитрые, всегда держат молодых под присмотром: один волк ведёт стаю, а другой её замыкает. Волки могут долго и упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.
Следы волка похожи на собачьи: у молодого их размер, как у крупной собаки, у старого волка длина следа сантиметров 14, а ширина – 8. У собаки след разлапистый. У волка же след в пальцах узкий, потому что они у него плотно сжаты – в комок, как говорят охотники.
Лиса.
Лисьи следы похожи на следы небольшой собаки. Но собаки ходят как бы вразвалку, так что следы их расположены по ломаной линии. У лисы отпечатки лап в стороны один от другого не расставлены, а тянутся по прямой линии один за другим, как бусины. Нанизанные на невидимую нить. Лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы.
Если пройти немного по следу лисы, можно увидеть на снегу ямки и следы от прыжков – здесь она ловила мышей. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Где- нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не 100 метров- такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег. Размётывая кругом белую снежную пыль. Так добывает лиса полёвок и мышей.