kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Зона арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представений о природных зонах. научатся определять положение природной зоны на картах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Зона арктических пустынь"»

Тема урока: Зона Арктических пустынь
Цели урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь, учить находить и показывать ее на карте полушарий.
Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использование.
Развивать умение анализировать с опорой на ранее изученный материал. Воспитывать познавательную активность учащихся и бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и Энциклопедиями.

Оборудование: Карта «Природные зоны России»; слайды, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал.

Ход урока
1) Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
— Где-то на белом свете Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось.
Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря. Трутся об ось медведи — Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда, Где царство холода, снега и льда!
2 ) Проверка знаний и умений
Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.
Тест «Моря, озера и реки России» 1. Самое большое по площади озеро России это
а) Онежское; б) Байкал; в) Каспийское.
2. Река, впадающая в Каспийское море, это а) Дон; б) Волга; в) Кама. 3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, это
а) Енисей; б) Обь; в) Лена. 4. Самая длинная река России это а) Волга; б) Лена; в) Обь; г) Енисей.
5. Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?
а) Аральское и Каспийское моря; б) Ладожское и Онежское озера.
6. В Список Всемирного наследия внесено

а) Белое море; б) озеро Байкал.
Индивидуальный опрос:
— Покажите на карте и расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.
— Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.
3) Вступительное слово учителя
На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика — на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабые и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты — Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику — центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями Материков.
(Учитель демонстрирует на карте область Арктики, охватывающую Исландию и приполярные районы Скандинавских стран, России, США и Канады.)
Арктика — это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце — продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели. Севера.
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи — близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.
Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях. Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведя — самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.’
На скалистых берегах — птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.
Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.
Растения, которые появляются летом, — основной источник питания многих животных.
4) Фронтальный опрос
— Как вы представляете себе Арктику?
— Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?
— Где находится Арктика? Покажите на карте ее границы.
— Нанесите границы Арктики на свои контурные карты.
— Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?
— Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
— Как вы думаете, почему они возникают? (Северное сияние.)
— Какие растения могут расти в полярных районах? Почему?
— Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?

5) Физкультминутка Топай, Мишка, Хлопай, Мишка, Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.

6) Продолжение новой темы
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (показ слайда). Проложен Северный морской путь (показ слайда), так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой (показ слайда). Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

— Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет наш одноклассник. Рассказ ученика:
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллёльно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу — розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики — овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля — единственное место, где гнездятся белые гуси.

7) Закрепление изученного материала

— Давайте определим, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце? Объясните свое решение.
— Выберите и прикрепите картинки с теми животными, которые обитают в Арктике.
— Расскажите коротко о том, как приспособились эти животные к условиям Арктики.
— Выберите и прикрепите картинки с теми птицами, которые обитают в Арктике.
— Расскажите коротко о том, как приспособились к условиям Арктики эти птицы.
— Прикрепите к карте картинки с изображением растений, живущих в Арктике.
— Почему в Арктике живут только эти растения?
— Назовите обитателей моря Арктической зоны. Нанесите их на карту.

8) Подведение итогов

Работа с картой:
— Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.
— Как вы представляете себе Арктику?

— О каких животных вам бы хотелось рассказать друзьям?
Домашнее задание








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Зона арктических пустынь"

Автор: Пашкова Елена Владимировна

Дата: 04.12.2018

Номер свидетельства: 488902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_zona_arktichieskikh_pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "370787"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482057042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Урок изучения нового материала. Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.  Природные комплексы нашей местности» "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-izuchieniia-novogho-matieriala-tiema-prirodnyie-komplieksy-sushi-i-okieana-prirodnaia-zonal-nost-prirodnyie-komplieksy-nashiei-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "132016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Разработка урока по теме: "Природные зоны Северной Америки" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-po-tiemie-prirodnyie-zony-sieviernoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "159843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421949668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_zona_smeshannykh_i_shirokolistven"
    ["file_id"] => string(6) "558733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601382728"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Арктика и её обитатели"
    ["seo_title"] => string(25) "arktika-i-ieio-obitatieli"
    ["file_id"] => string(6) "295771"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455874773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства