Разработка урока по теме: "Природные зоны Северной Америки"
Разработка урока по теме: "Природные зоны Северной Америки"
Тема урока: Природные зоны Северной Америки
Цели и задачи урока : Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки; познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.
Учебно-наглядный комплекс: набор картинок с видами животных и растений Северной Америки, физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, учебные принадлежности.
Тип урока: урок изучение нового материала
Ход урока.
1. Организация класса.
Вводная часть. Подготовка к основному этапу урока.
Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.
География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок мы начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.
2. Опрос домашнего задания
№1Визитная карточка
№2 Соотнеси правильно
№3 Распредели названия в группы
3.
Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона
Учащиеся: дают определение понятию природная зона –широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.
Природные зоны- территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( климат, почвы, растительность, животные)
Вертикальная поясность- постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.
Откройте тетради и запишите тему урока : «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»
Объяснение нового материала:
Вследствие большой протяженности материка с севера на юг его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны наиболее характерное животное североамериканских прерий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Природные зоны Северной Америки" »
ГУ«Новонежинская средняя школа имени Б.Кенжетаева отдела
образования акимата Аулиекольского района»
Оn-line урок на уровне района
Тема: Природные зоны Северной Америки 7 класс
Учитель географии Таушева Галина Валерьевна
2013/2014 учебный год
Тема урока: Природные зоны Северной Америки
Цели и задачи урока : Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки; познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.
Учебно-наглядный комплекс: набор картинок с видами животных и растений Северной Америки, физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, учебные принадлежности.
Тип урока: урок изучение нового материала
Ход урока.
1. Организация класса.
Вводная часть. Подготовка к основному этапу урока.
Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.
География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок мы начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.
2. Опрос домашнего задания
№1Визитная карточка
№2 Соотнеси правильно
№3 Распредели названия в группы
3.
Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона
Учащиеся: дают определение понятию природная зона –широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.
Природные зоны- территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( климат, почвы, растительность, животные)
Вертикальная поясность- постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.
Откройте тетради и запишите тему урока : «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»
Объяснение нового материала:
Вследствие большой протяженности материка с севера на юг его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны наиболее характерное животное североамериканских прерий.
В отличие от уже известных нам южных материков в Северной Америке смена природных зон особым образом. В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.
Сопоставьте карты « Климатические пояса и области», « Климатическую карту Северной Америки» и карту «Природные зоны» стр. 35 атласа. Какой вывод напрашивается ?
ВЫВОД: Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическомпоясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мир представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи ).
Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима ( работа с климатической картой ), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами ( голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями ( карликовая береза, ива, сосна ). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях (Приложение 1.)
При движении на юг количество солнечного тепла возрастает . Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – тайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растутхвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк,хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя « Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т.
В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен.
При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются лесостепями и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями, которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной.
Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь . Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром По ходу объяснения нового материала учащиеся работают с контурной картой. ( Подписывают название природных зон, почв и ярких представителей растительного и животного мира. )
Игра на закрепление нового материала
« Узнай по описанию природную зону »
Перед глазами встают громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, матлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают вилорогиеантилопы. Кайоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны.Грызунов же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны. ( степь – прерии )
Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков. А сколько ягод- морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок. ( тундра )
«Определи природную зону»
Изменение природных зон в результате хозяйственной деятельности человека
Анализ комплексной карты стр.37 атлас.
-В какой природной зоне материка находится наибольшее количество национальных памятников и заповедников?
- Как вы думаете, почем именно эти природные зоны являются наиболее ранимые.
Домашнее задание
Прочитать параграф 55. В рабочей тетради Сиротина выполнить задание № 4. Подготовить рассказ о природной зоне ( по выбору уч-ся) по плану на стр. 312 учебника.