kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока по окружающему миру для учащихся 4 класса по программе А.А. Плешакова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь"»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Зона арктических пустынь.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие «Арктика», ознакомить с особенностями природы (условиями живой и неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Формируемые УУД: познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки различными видами одежды, карточки с названиями групп, раздаточный материал, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? Зачеркните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чём причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца

2. Работа в парах

Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 38 рабочей тетради. (Взаимопроверка. Объяснение друг другу причины смены природных зон в нашей стране.)

А какие вопросы вы записали в задании 5? (Ученики читают классу свои вопросы)

3. Самоопределение к деятельности

Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнём, догадайтесь. Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. Чертог это дворец.

Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах.

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой снежной залы находилось замёрзшее озеро.

-В какой природной зоне жила героиня этого произведения? (В арктической зоне)

-Кто узнал героиню произведения? (Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».)

-Прочитаем название темы. (Зона арктических пустынь.)

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Что вы уже знаете об этой зоне?

-Что вы хотите узнать? (Учитель записывает вопросы на доске).

- Что может быть источником дополнительной информации по теме?

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!

4. Открытие нового знания

1. Знакомство с планом изучения природных зон

-Познакомимся с планом изучения природной зоны на с.71 учебника («Окружающий мир» 4 класс автор Плешаков А.А.) (Ученики читают план. Учитель записывает его на доске).

Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в Арктику и поработать в 4 группах. У каждой группы будет своя роль:

1) географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны;

2) синоптики будут изучать климат;

3) зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера;

4) ботаники будут искать информацию о растительном мире.

- Посмотрите на все вопросы, записанные на доске, и определите, какие из них можно задать ботаникам, зоологам, синоптикам, а какие - географам.

2. Работа в группах.

-Мы знаем, что отправляемся в царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции? (Каждая группа получает карточки с различными видами одежды. Дети выбирают меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо. Далее каждая группа получает раздаточный материал – вопросы и текст с пропущенными словами на карточках.)

-Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1) Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

2) Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3) К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

Арктика – это район Земли, примыкающий к … (Северному полюсу). Это огромное пространство … (Северного Ледовитого) океана, с …(морями) и …(островами). На карте Арктика обозначена … цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена … (к северу) от нашего края.

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте.)

Синоптики, пользуясь картинами «Северное сияние» и «Ледяная пустыня», учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1) Почему здесь царство снега и льда?

2) Погодные условия зимой.

3) Погодные условия летом.

4) Почему здесь такие суровые условия?

Солнце направляет на эту зону … (косые) лучи. Оно … (светит), но не … (греет). Зимой в Арктике … (полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и … (северное сияние). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (-60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но …(тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения). Температура лишь на … (несколько градусов) выше … (нуля).

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом картин.)

-Ботаники, используя гербарий, учебник, атлас-определитель, карточки с изображением растений (мхи, лишайник, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли)), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1) Какие растения прижились в Арктике?

2) Почему живут только эти растения?

3) Как они приспособились к таким условиям?

4) Каково значение растений данной зоны?

На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (планктонных растений – водорослей).

(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений). -Зоологи, используя учебник, атлас-определитель, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке

1) Какие животные обитают в арктической зоне?

2) Чем они питаются?

3) Как приспособлены к таким суровым условиям?

4) Что такое птичьи базары?

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими - … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики). Все звери – прекрасные … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени), На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом картин.)

5. Первичное закрепление

Сообщения учащихся. (Учитель дополняет сообщения групп).

Отчёт синоптиков

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.

Отчёт ботаников

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды.

Отчёт зоологов

Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря – перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв.

Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и потому не скатываются со скал.

Но на птичьем базаре, у кайр, тупиков есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки – длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу: он преследует свою жертву, пока птица не бросит добычу, и подхватывает её на лету! За это прозвали поморника разбойником.

Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает.

-Послушайте рассказ и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду. (Рассказывает подготовленный ученик).

Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинную шею, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему при охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2 *С.

-Так что же заставляет белого медведя погружаться в воду? (Охота и лютый мороз).

-Итак, все научные группы мы заслушали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем непусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей).

-Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в проруби, называют моржами? (Мнения детей). Чтобы стать моржом, нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаляться.

6. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь. (Шаги на месте).

С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши).

Подойдёт ко мне мороз. (Присесть).

Тронет руку, тронет нос. (Показать руку, нос).

Значит, надо не зевать. (Хлопки в ладоши).

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте).


7. Включение нового знания в систему знаний.

1) Выполнение заданий в рабочей тетради.

-Выполним задание 3 в тетради на странице 40. Следует составить схему цепи питания, характерную для Арктики.

Водоросли - рачки – рыбы – птицы

Водоросли – рачки – рыбы – тюлени

(Взаимопроверка).


2) Работа по учебнику (с.81-82) («Окружающий мир» 4 класс автор Плешаков А.А.)

-Чем занимаются люди в Арктике? (Ответы детей)

-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (Высказывания детей).

-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника. (Ученики читают текст).

Что вас удивило?

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь. По нему идут караваны судов. Люди занимаются охотой, рыболовством. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, - они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет ваш одноклассник.


3. Сообщения учащихся

Заповедник «Остров Врангеля». Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был создан в 1976 году. На остров прилетает огромное количество птиц для гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирождённые кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезённый в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

(Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.)

-Если вас заинтересовал этот необычный заповедник и вы хотите знать о нём больше, материал можете найти в книге «Заповедными тропами».


4.Выполнение заданий в рабочей тетради.

-Выполним задание 4 на странице 40. О каких экологических проблемах говорят эти знаки-рисунки? (1) С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор. 2) Хищнический отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3) Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими видами, занесёнными в Красную книгу.)


5. Кроссворд. (Работа в группах)

-Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «… - царство льда и снега».


1






2






3





4







5











6



7






1) Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары. Их можно увидеть около реки и в нашей местности. (Чайка) 2) Близкий родственник тюленя. (Морж) 3) Птицы, откладывающие яйца на голых камнях. (Кайры.) 4)Это животное бывает добычей белого медведя. (Тюлень.) 5)Растения полярной зоны. (Лишайники.) 6)Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.) 7) Пища рыб северных морей (Рачки.) (Ключевое слово в выделенных клетках: Арктика.)

6. Работа с CD (Просмотр презентации)

8. Подведение итогов урока

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли интересующую вас информацию?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 82 учебника.)

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?


9.Рефлексия

(Оценивание работы группы)

-Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

-Что помогло?

-Что помешало?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь"

Автор: Макарова Зоя Дмитриевна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по окружающему миру"Зона арктических пустынь" для 4 класса, УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruzonaarktichieskikhpustyndlia4klassaumkshkolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "289574"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454840497"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Зона арктических пустынь""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_po_teme_zona_arkticheskikh_pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "571519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1611679076"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "«Природная зона Арктическая пустыня» "
    ["seo_title"] => string(39) "prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "246977"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446480373"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Природная зона арктическая пустыня" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "158365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737724"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру "Арктические пустыни"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruarktichieskiiepustyni"
    ["file_id"] => string(6) "266651"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450198536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства