kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока окружающего мира "Жизнь леса. Лес – природное сообщество" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающего мира УМК "Школа России" по теме "Жизнь леса"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира "Жизнь леса. Лес – природное сообщество" для 4 класса»

Полехина Любовь Семёновна

МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 1 Новосибирской области

Учитель начальных классов

УМК «Школа России»

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва «Просвещение» 2020

Тема Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Цель: знакомство с природным сообществом смешанного леса.

Задачи урока:

Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

1. Организационный момент.

Погружение в путешествие

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он не похож ни на один из предыдущих уроков. Но что это будет за урок – я вам расскажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».

2. Проверка домашнего задания

1. Заполните схему: (за каждый ответ – жетон команде (листик, шишку, грибок и т.д.)

2. Найдите ошибки в тексте: (по очереди каждой команде. За правильный ответ – жетон (листик, шишку, грибок и т.д.)

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

3. Выбери правильное утверждение: (показать номер правильного цифрой)

-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

3. Целеполагание.

Итак, мы с вами отправляемся в лес.

Сегодняшний наш урок – путешествие и начать его я предлагаю по-особенному.

Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами начнём наше путешествие, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.

( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:

- В лесу, возле ручья…

- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Учащиеся:

- Щебет птиц, журчание ручья

- Сформулируйте тему и цели урока.

Здравствуй, вольная природа

Лес - великая страна!

Удивительным народом

Та страна населена.

4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов.

- Как вы понимаете слово «Сообщество»?

Учащиеся:

- Сообща что–то, вместе…

- Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Сообщество - группа растительных или животных организмов, живущих вместе (толковый словарь Ожегова)

- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

- А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде)

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.) (дополнительный жетон)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. ( Деревья, кустарники, травы.)

-Посмотрите в Вашей тетради на с. 4 таблица:

-Работу выполняем в группе. Кому нужна помощь – помогаем.

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)

- В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)

- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)

- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? (Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза).

Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений.

Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место.

5. Физкультминутка

6. Животный мир лесов

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

- А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так «Всё связано со всем»

- Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)

- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)

- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

-У вас на партах выдержка из научной статьи «Животные НСО».

Животный мир НСО

Фауна Новосибирской области в целом напоминает фауну Средней и Северной Европы, однако есть и существенные отличия. На территории области таежная и степная зоны находятся всего лишь в двухстах километрах друг от друга, поэтому здесь, отделенные сравнительно небольшим пространством, встречаются как чисто северные, таежные виды, так и вполне южные.

На севере, в лесных районах, обитают медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай. В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен. В лесах области обитают около 300 видов птиц. Распространены рябчик, тетерев, глухарь.

На территории Новосибирской области обитает около 80 видов млекопитающих. Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты. В почве так же живут разного рода жуки, черви.

Самый крупный хищник Южной Сибири бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. В пределах области медведи встречаются в северных лесах и лесах Салаирского кряжа. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку.

Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.

Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:

- Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)

- А какие обитают в почве? (2 команда)

- Назовите самого крупного хищника, населяющего леса НСО и единственную дикую кошку, живущую в наших лесах (3 команда)

- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(Грибы.)

Если есть возможность, можно показать муляжи грибов.

- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

7. Проверочный тест.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-».

Тест.

1.Растения в лесу растут ярусами.

2.Животные делят ярусы между собой.

3.На деревьях обитают кроты и землеройки.

4.Грибы помогают расти деревьям.

5.Лось – хищник.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.

- Назовите неверные утверждения.

8. Лес и человек

«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

- Так ли это? Кто может уничтожить лес?

(Дети приходят к выводу, что человек).

- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

-О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы.

К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса!

9. Рефлексия

Вы очень хорошо работали! И в награду я расскажу Вам сказку.

--Послушайте сказку Ю.Дмитриева «Что такое лес) ?»

- Понравилась вам сказка?

- Что вы из нее узнали о лесе?

- Почему называют лес – природным сообществом?

- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

- Как нужно обращаться и вести себя в природе?

Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно то, что растения растут ярусами, которые делят между собой все животные леса, наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.

Дети поют песню.

Мир не прост, совсем не прост.

Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.

В нём есть деревья, и есть цветы,

Есть ещё, есть ещё ты…

Есть в нём совы, есть соловей.

Есть в нём и бабочка, и муравей.

И есть медведи, есть кроты,

Есть ещё, есть ещё ты!

Всё, что в этом мире живёт,

Всё, что дышит, любит, поёт,

Всё, что мы природой зовём,

Пусть живёт, пусть живёт

В сердце твоём. – 2 раза.

10. Домашнее задание

- Выберите себе то домашнее задание, которое вы бы хотели выполнить:

1. Нарисовать рисунок по теме «Лес – природное сообщество».

2. Приготовить презентацию о лесе, бережном отношении к нему.

3. Подобрать пословицы и поговорки о лесе.

Информационные источники:

  1. Ю.Дмитриев «Рассказы старичка-лесовичка», издательство «Детская литература», 1987 год

  2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, М.: Азбуковник, 1999.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока окружающего мира "Жизнь леса. Лес – природное сообщество" для 4 класса

Автор: Полехина Любовь Семеновна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570536

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация урока  окружающего мира 4 класс "Лес-природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "157096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421528843"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока"Декор русской избы города Пензы""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokadiekorrusskoiizbyghorodapienzy"
    ["file_id"] => string(6) "282708"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453728423"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Социально-значимый проект  «Бумажный бум»  (в рамках внеурочной деятельности по биологии) "
    ["seo_title"] => string(94) "sotsial-no-znachimyi-proiekt-bumazhnyi-bum-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "226867"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440509514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства