Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира "Жизнь леса. Лес – природное сообщество" для 4 класса»
Полехина Любовь Семёновна
МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 1 Новосибирской области
Учитель начальных классов
УМК «Школа России»
Учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва «Просвещение» 2020
Тема Жизнь леса. Лес – природное сообщество
Цель: знакомство с природным сообществом смешанного леса.
Задачи урока:
Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор
1. Организационный момент.
Погружение в путешествие
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он не похож ни на один из предыдущих уроков. Но что это будет за урок – я вам расскажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».
2. Проверка домашнего задания
1. Заполните схему: (за каждый ответ – жетон команде (листик, шишку, грибок и т.д.)
2. Найдите ошибки в тексте: (по очереди каждой команде. За правильный ответ – жетон (листик, шишку, грибок и т.д.)
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
3. Выбери правильное утверждение: (показать номер правильного цифрой)
-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
3. Целеполагание.
Итак, мы с вами отправляемся в лес.
Сегодняшний наш урок – путешествие и начать его я предлагаю по-особенному.
Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами начнём наше путешествие, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.
( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).
- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
Учащиеся:
- В лесу, возле ручья…
- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
Учащиеся:
- Щебет птиц, журчание ручья
- Сформулируйте тему и цели урока.
Здравствуй, вольная природа
Лес - великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов.
- Как вы понимаете слово «Сообщество»?
Учащиеся:
- Сообща что–то, вместе…
- Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
Сообщество - группа растительных или животных организмов, живущих вместе (толковый словарь Ожегова)
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде)
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.) (дополнительный жетон)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. ( Деревья, кустарники, травы.)
-Посмотрите в Вашей тетради на с. 4 таблица:
-Работу выполняем в группе. Кому нужна помощь – помогаем.
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)
- В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)
- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)
- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? (Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза).
Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений.
Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место.
5. Физкультминутка
6. Животный мир лесов
- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
- А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так «Всё связано со всем»
- Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)
- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)
- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
-У вас на партах выдержка из научной статьи «Животные НСО».
Животный мир НСО
Фауна Новосибирской области в целом напоминает фауну Средней и Северной Европы, однако есть и существенные отличия. На территории области таежная и степная зоны находятся всего лишь в двухстах километрах друг от друга, поэтому здесь, отделенные сравнительно небольшим пространством, встречаются как чисто северные, таежные виды, так и вполне южные.
На севере, в лесных районах, обитают медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай. В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен. В лесах области обитают около 300 видов птиц. Распространены рябчик, тетерев, глухарь.
На территории Новосибирской области обитает около 80 видов млекопитающих. Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты. В почве так же живут разного рода жуки, черви.
Самый крупный хищник Южной Сибири бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. В пределах области медведи встречаются в северных лесах и лесах Салаирского кряжа. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку.
Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.
Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:
- Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)
- А какие обитают в почве? (2 команда)
- Назовите самого крупного хищника, населяющего леса НСО и единственную дикую кошку, живущую в наших лесах (3 команда)
- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы.)
Если есть возможность, можно показать муляжи грибов.
- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
7. Проверочный тест.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-».
Тест.
1.Растения в лесу растут ярусами.
2.Животные делят ярусы между собой.
3.На деревьях обитают кроты и землеройки.
4.Грибы помогают расти деревьям.
5.Лось – хищник.
6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.
7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.
- Назовите неверные утверждения.
8. Лес и человек
«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
- Так ли это? Кто может уничтожить лес?
(Дети приходят к выводу, что человек).
- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?
-О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы.
К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса!
9. Рефлексия
Вы очень хорошо работали! И в награду я расскажу Вам сказку.
--Послушайте сказку Ю.Дмитриева «Что такое лес) ?»
- Понравилась вам сказка?
- Что вы из нее узнали о лесе?
- Почему называют лес – природным сообществом?
- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?
- Как нужно обращаться и вести себя в природе?
Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно то, что растения растут ярусами, которые делят между собой все животные леса, наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.
Дети поют песню.
Мир не прост, совсем не прост.
Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.
В нём есть деревья, и есть цветы,
Есть ещё, есть ещё ты…
Есть в нём совы, есть соловей.
Есть в нём и бабочка, и муравей.
И есть медведи, есть кроты,
Есть ещё, есть ещё ты!
Всё, что в этом мире живёт,
Всё, что дышит, любит, поёт,
Всё, что мы природой зовём,
Пусть живёт, пусть живёт
В сердце твоём. – 2 раза.
10. Домашнее задание
- Выберите себе то домашнее задание, которое вы бы хотели выполнить:
1. Нарисовать рисунок по теме «Лес – природное сообщество».
2. Приготовить презентацию о лесе, бережном отношении к нему.
3. Подобрать пословицы и поговорки о лесе.
Информационные источники:
Ю.Дмитриев «Рассказы старичка-лесовичка», издательство «Детская литература», 1987 год
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, М.: Азбуковник, 1999.