Россия богата памятниками, отразившими вехи её многовековой истории. Наше культурно-историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции.
Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции – своеобразный мостик между нашим прошлым- настоящим -будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа. Традиции народа отражены не только в песнях, сказаниях, верованиях и обычаях. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.
Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Изначально любое сооружение для жилья являлось материальным отражением инстинкта самосохранения человека и предназначалось для защиты его от враждебного окружения. В нем выражены стремления человека к переустройству окружающей среды, желание повысить комфортабельность своего существования; оно защищает человека от воздействия ветра и холода. Впоследствии само жилище и связанные с ним постройки становятся основным элементом материальной и духовной культуры человека. Дом связывал человека с миром, упорядочивал личное пространство, создавал гармонию в жизни.
Ярко и самобытно описывает русскую деревянную избу крестьянина с ее узорами, орнаментами русский поэт С. Есенин в статье «Ключи Марии» (Мария на языке хлыстов шелапутского толка означает душу - из прим. С. Есенина). «Избяной литургией», называя язык символов, коими были всегда полны деревянные дома, начиная от резных полотенец, ставень, до внешнего украшения дома.
«…Первое, что внесли нам западные славяне, это есть письменность. Они передали нам знаки для выражения звука. Но заслуга их в этом небольшая. Через некоторое время мы нашли бы их сами, ибо у нас уже были найдены самые главные ключи к человеческому разуму, это — знаки выражения духа, те самые знаки, из которых простолюдин составил свою избяную литургию.
Данная методическая разработка связана с культурой и традициями нашего города и продолжает тему урока «Декор русской избы» по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс. Разработана с учетом требований ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока"Декор русской избы города Пензы"»
Конспект урока «Декор русской избы города Пензы»
Тип урока: Комбинированный (урок закрепления знаний + урок-путешествие)
Цель:
Образовательная:
Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно –
декоративной композицией.
Знакомство с архитектурными особенностями русской избы,
Знакомство с деревянным зодчеством
Развивающая:
Развитие кругозора по деревянному зодчеству,
Интерес и познание прекрасного,
Наблюдение и воспроизведение увиденного,
Воспитывающая:
Любовь к миру красоты,
Интерес к резьбе по дереву.
Оборудование для учителя – методическая таблица с изображением элементов русской избы, таблицы-шифры символов и знаков с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Деревянное кружево Пензы», кроссворд «Русская изба»;
Оборудование для учащихся раздаточные карточки с фотографиями деревянных домов города Пензы; лист А4, ручка
Литературный ряд: (стихотворение «Пензенские узоры» Людмила Сретенская)
Музыкальный ряд: лирические старинные русские народные песни Пензенской области, исполняемые ансамблем «Реченька»
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Н.А. Горяева, О.В. Островская. ( Для 5 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2001)
Ход урока
Учитель
-Здравствуйте ребята! Тема нашего урока будет сегодня связана с нашим городом. Мы совершим путешествие по Пензе в поисках подлинного старинного сокровища. У него есть одна особенность: его все видят, но не все знают, что это ценное богатство. Ему уже больше 100 лет и если его не беречь, оно может исчезнуть. Это богатство оставлено нам в наследство нашими предками. Поэтому наша цель найти и познакомиться с этим богатством, а в дальнейшем рассказать о нем другим людям.
- правильно. Сегодня мы с Вами увидим, какое богатство оставили нам в наследство наши предки. И называется оно Деревянное кружево.
Какое удовольствие неторопливо пройтись по старым улочкам нашего города, рассматривая резные карнизы домов, наличники окон, украшенные замысловатыми узорами ворота. Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам предки! Деревянные узоры на домах как застывшая музыка, как песня любви родному дому, отчему краю…
Но как узнать, что обозначают эти узоры, чему посвятил мастер свое творчество. Для этого нам надо открыть вот этот ларец. В нем лежит шифр к рисункам, по которым делалась деревянная резьба. Ответив правильно на мои вопросы, вы сможете открыть ларец.
- Как назывался русский традиционный дом?
Дети:
- ИЗБА
- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
- ДЕРЕВО
Учитель:
- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели
ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Учитель:
- Как назывались резные доски, которые обрамляли окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Учитель:
- Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите
ее?
Дети:
- ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
А причелины свисают
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо -…?
- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:
- ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
- Взгляните на крышу. Как называется бревно, которое венчает конек крыши?
Дети:
-ОХЛУПЕНЬ
Учитель:
- Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Учитель:
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Теперь мы можем открыть ларец и достать оттуда шифр. Это таблица, на которой изображены символы и их значения. С ее помощью мы разгадаем, какое значение имеет деревянная резьба на фасадах домов.
Наверняка ребята вы не раз, гуляя по центру нашего города, видели эти дома. Просто не обращали на них внимание.
Присмотритесь к ним. Вот дом по улице Ключевского, 58 .Украшен он богатым резным орнаментом из геометрических фигур, растительных мотивов. Что хотел сказать мастер, сочиняя такие узоры.
В древности свои понятия о мире человек выражал условными знаками, образами, приписывая изображениям магическое значение. Украшая предметы быта и своё жилище, крестьянин призывал силы природы, силы добра и света в помощь, а также чтобы защититься от злых духов.
Посмотрите на фасад дома, те его части, которые соприкасаются с внешним миром. Они особенно обшиты резьбой. Это свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. (таблица с изображением элементов русской избы;; Приложение 3)
Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. Крестьянин воспринимал свой дом как подобие природы и поэтому строил его в гармонии с природой. Крыша-фронтон напоминала небо над головой крестьянина, причелины символизировали небо. Первое-это безграничные запасы воды или тучи. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы.
«Хляби небесные» как называли их в старину. Кроме того могли быть изображены звёздчатые или треугольные знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии.
На следующем образце деревянного дома по улице Саранской мы видим изображение солнца-круга. Круг-это символ солнца в зените, полукруг-это изображение солнца на рассвете или на закате. Символы солнца называют еще солярными знаками.
Если крыша-это небо, то лобовая доска, наличники- голова и глаза человека. Посмотрите на конструкцию наличника деревянного дома по улице Ключевского35. В верхней части наличника изображались символы неба, так как этот элемент повторял крышу. Изображались они в виде ломаной или волнистой сплошной линии. Далее в середине или симметрично шло изображение солнца. По бокам наличника или снизу шло изображение земли. Ромб или перевернутый квадрат с прорезью в середине символизировали поле, и землю,семя, урожай.
Если составить рассказ-описание, то он будет звучать так: «Если будет солнце, бог даст воду, крестьянин получит хороший урожай». Так как наши предки занимались земледелием, то и знаки были связаны с землей, с урожаем.
Учитель
Давайте теперь попробуем самостоятельно разгадать по фотографиям (приложение 6), которые лежат у Вас на парте, о чем хотел сказать крестьянин, когда украшал окно своей избы наличником. Присутствуют ли в изображении наличников символы земли, неба, солнца. Где-то можно увидеть только громовые тучи, где-то капли воды. На других изображениях будет –земля, пашня и ростки, появляющиеся из земли. На отдельном листе Вам надо написать название улицы и цифры, соответствующие данной фотографии. Напротив каждого цифры написать, что означает тот или иной узор. В помощь Вам дается таблицы-шифры символов (приложение4-5), по которой можно ориентироваться. Работать вы будете в паре. Вдвоем надо попробовать составить рассказ по полученным данным. Фотографии могут повторяться и мы будем иметь возможность обсудить и сравнить полученные варианты вашей работы у доски.
Вот мы Вами и совершили путешествие по Пензе в поисках сокровища под названием деревянное кружево. Теперь гуляя с родителями по нашему городу, вы сможете рассказать им, что можно прочитать по узорам деревянной резьбы. Ваше домашнее задание посмотреть, где в нашем городе можно еще встретить такие деревянные дома. Обязательно сфотографируйте сам фасад дома и запишите название улицы.