kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разнообразие животных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использован по учебному предмету "Окружающий мир"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие животных»

Тема. Разнообразие животных

Цели.

Сформировать представление о разнообразии животных на Земле; познакомить с группами животных: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, моллюски, иглокожие, земноводные, насекомые, черви, паукообразные, ракообразные, показать на основании каких признаков зоологи различают животных по группам, научить определять к какой группе относится определенное животное.

Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.

Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в классе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное отношение к животным.

Оборудование: иллюстрации по теме урока; конверт с письмом; карточки с названиями животных; карточки для самопроверки с ответами; материал для игры «Кто-кто в этом домике живёт?», «Копилка интересных фактов»

Ход урока

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И про всё узнать хотим.

Урок «Окружающий мир». Наш с урок будет проходить под девизом :

"Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги!"

  1. Изучение нового материала.

- Ребята, я тут провожала королеву Флору, которая приходила к нам на предыдущем уроке, и нашла конверт.

Кому:

учащимся 3 класса

От кого:

от королевы Зоологии.

Это нам. Сейчас я вскрою его, посмотрим, что там. Письмо, иллюстрации...

Я прочитаю письмо.

Здравствуйте, ребята 3 класса!

Меня зовут Зоология. Зоология – наука о животных. Посылаю вам иллюстрации животных. Хочу, чтобы вы познакомились с разнообразием животного мира, научились делить на группы царство животных, запомнили признаки каждой группы и ответственно, бережно относились к животным.

Желаю успехов!

- Давайте выполним просьбу Зоологии.

Закройте глаза.

Животные… кого вы представили себе, как только услышали это слово?

Может быть своего четвероногого друга – собаку, пушистую белочку или красавца – оленя? А кто- то представил себе пёстрых бабочек и мохнатых шмелей, летающих над лугом. Всё это замечательные представители царства животных. Откройте глаза.

Я тоже люблю животных. И мое любимое животное пришло сегодня со мной на урок. (Показать закрытую шкатулку с черепахой, ). Но кто это, вы угадаете сами, если старательно будете работать на уроке.

- Да, животный мир очень разнообразен.

-Живут животные и на суше, и в воде, и на скалах, и на болотах; в горячих пустынях и на ледяных просторах.

(Показать иллюстрации)

- (Перейти к схеме)

Животные

Одноклеточные многоклеточные

беспозвоночные позвоночные

( черви рыбы

моллюски земноводные

иглокожие пресмыкающиеся

ракообразные птицы

паукообразные млекопитающие)

насекомые

Нам не хватит даже всей жизни, чтобы их изучить. Учёные до сих пор не изучили все виды животных. Они от микроскопически малых простейших организмов (одноклеточных), до таких огромных, как слоны и киты. Всех животных объединили в группы, по существенным признакам.

Обратим своё внимание на многоклеточных животных, более привычных нашему глазу.

Многоклеточные животные в свою очередь бывают позвоночные и беспозвоночные.

Ребята, подумайте и постарайтесь объяснить, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным?

- Верно.

У более крупных животных скелет внутренний и его основу составляет позвоночник.

- Теперь я знаю, в какую группу мне помещать животное.

(Показываю иллюстрацию, рассказываю и прикрепляю название к схеме)

- Черви. На свете есть много разных червей, например, пиявки.

Пиявки - это кровососы, и при произнесении этого слова у многих людей возникает чувство отвращения. Но нужно помнить, что всё живое имеет право на существование, а среди пиявок есть медицинские, которые используются при лечении сердечнососудистых заболеваний.

Но всем нам хорошо известны дождевые или земляные черви. Эта группа червей, живущих в почве. Выползают на поверхность после сильных дождей. Отсюда и название. Дождевые черви рыхлят почву, способствуют насыщению почвы воздухом, увлажнению и таким образом повышают её плодородие.

- Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. Обитают в морях и на суше: улитки (ракушки), слизни, осьминоги, кальмары. Многие моллюски — пища рыб, птиц и млекопитающих; некоторые употребляются в пищу человеком (устрицы, мидии, кальмары, гребешки и др.).

- Иглокожие. Это морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Обитают на дне морей и океанов. Большинство морских звезд — хищники, питающиеся прежде всего двустворчатыми моллюсками, чьи створки они с легкостью раскрывают, используя присоски.

- Ракообразные - это раки, крабы, креветки. Эти животные обитают только в чистых водоёмах.

- На этих 2 картинках нет надписи. (Паук, муравей) Я не могу разобраться. Помогите мне. Откройте закладкой страницу 89, и прочитайте первые 2 абзаца.

- Так к какой группе животных относится это животное? Как вы определили?

- Паукообразные - это пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи. Все они имеют четыре пары ног. Их насчитывается несколько тысяч видов от огромных пауков - птицеедов, достигающих в размере 9см, до совсем маленьких скакунчиков - бродячих паучков размером 5-6мм, которые живут в наших краях на стволах деревьев, стенах домов и на окнах, заборах, где они охотятся за мухами. Пауки - самые лучшие истребители мух. А ведь мухи - основные переносчики многих болезней. Некоторые учёные считают, что пауки уничтожают мух больше, чем все остальные обитатели Земли вместе взятые.

- Интересно то, что самки – паучихи - очень заботливые мамы, и только что родившиеся паучата несколько недель живут на маминой спине и на землю спрыгивают только когда грозит опасность. Если две паучихи - мамаши начнут драться и та, которая посильнее невзначай съест более слабую, паучата - сироты, недолго думая, залезают на спину к победительнице. Та прекрасно отличает своих детей от чужих, но будет одинаково заботливо воспитывать и тех и других. Некоторые пауки доживают до 30 лет!

Так что удивительные пауки - наши друзья и помощники!

А это животное к какой группе относится? Как определили?

- Насекомые - это животные, у которых 3 пары ног. Это жуки, бабочки, пчёлы, муравьи, стрекозы и многие другие. Этот удивительный и прекрасный мир насекомых человек почти не ценит!

Скажите, кто на Земле сильнее всех?

(Муравей -он переносит тяжести в 10 раз превышающий его собственный вес!).

А кого можно назвать живыми цветами природы? (Бабочки)

И не прожить на земле человеку без насекомых. Но только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать их всех подряд или оберегать. Дружить и оберегать, конечно же, лучше.

Обратимся к таблице и больше не будем путать этих животных. (Открыть часть таблицы)

Насекомые - 6 ног

Паукообразные - 4 пары ног

Земноводные - 4 ноги, голая кожа

Пресмыкающиеся - 4 ноги, роговые чешуйки, панцирь

Остальные животные вам хорошо знакомы, их легко различать. Разместим их в схеме.

Земноводные:

В воду плюхнулась лягушка,

А за ней – еще подружка.

А потом еще одна –

Донырнули все до дна.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Слышим снова голоса,

Это, видно, два дружка

Голосят им с бережка.

Пусть они себе живут,

И концерты нам дают.

Польза есть от лягушат –

Мошек, комаров едят.

- О ком это стихотворение? Лягушки, жабы.

- Давайте подумаем, к какой группе животных мы их отнесем? Давайте попробуем определить по таблице.

- Давайте выделим основные признаки сами. Сколько ног? Какие кожные покровы?

- Где живут?

Животные, у которых кожа голая, нежная. Лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни проводят в воде, а часть на суше, за что и получили свое название.

Кожа у известной всем лягушки влажная и тонкая. Её часто надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть Жабы и лягушки очень необычные животные. Зимой они спят подо льдом и снегом, могут дышать кожей, даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта. Их выпученные глаза видят всё, что находится впереди, сзади одновременно.

Пресмыкающиеся, или рептилии - животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Всю жизнь эти животные ползают, пресмыкаются.

Отгадайте загадку:

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба)

Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй, передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр дышат кислородом, растворенным в воде.

Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

Млекопитающие – тело покрыто шерстью, детёнышей выкармливают молоком.

Теперь вы сможете по признакам догадаться, какое животное пришло со мной на урок. У этого животного 4 ноги и тело покрыто панцирем.

Посмотрим, угадали или нет.

Самые долголетние черепахи живут до двухсот лет. Сколько у черепахи бороздок на щитке, столько ей и лет. Сухопутные черепахи едят растения, а морские ещё и рыбу.

В какую группу нужно поместить черепаху?

- Вы назвали группы животных. Скажите, а есть ли среди них вредные и полезные животные? (Нет. Они могут быть вредными, например, по отношению к человеку, а по отношению к другим животным - полезными.)

- А как мы с вами можем охранять животных? (не убивать, не мучить, не брать домой, не разорять гнёзда ит.д.), изготавливать кормушки, скворечники)

Отдохнем.

Руки вытянули вперёд. Представили лужайку, ромашку, жука.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашкою дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь. (Потянулись.)

Ещё раз.

  1. Закрепление и первичная проверка знаний.

Работа с книгой: откройте закладкой учебник, прочитайте самостоятельно текст, с. 88-90

Вопросы и задания

Тест – самооценка.

1. Какая наука изучает жизнь животных?

а) ботаника б) зоология в) экология

2. К какой группе животных относятся морские звёзды?

а) моллюски б) ракообразные в) иглокожие

3. Отметь группу животных, к которой относятся шмель.

а) паукообразные б) черви в) насекомые

4. Животные, у которых 8 ног, относятся…

а) к паукообразным б) к ракообразным в) к насекомым

5. Обозначь название группы животных, тело которых покрыто чешуёй.

а) земноводные б) рыбы в) пресмыкающиеся

6. Назови группу животных, к которой относятся лягушки и тритоны.

а) земноводные б) рыбы в) пресмыкающиеся

7. Как называются животные, тело которых покрыто сухими чешуйками?

а) земноводные б) звери в) пресмыкающиеся



8. Отметь группу животных, у которых тело покрыто перьями.

а) птицы б) звери в) пресмыкающиеся

9. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

а) земноводные б) звери в) птицы

10. К какой группе животных относятся ластоногие?

а) земноводные б) птицы в) звери

Ответы.

1. б)

2. в)

3. в)

4. а)

5. б)

6. а)

7. в)

8. а)

9.б)

10.в)

Оценивание результатов:

каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу – 10 баллов.

10 баллов – отметка «5»;

7 - 9 баллов – отметка «4»;

6 - 5 баллов – отметка «3»;

4 и менее баллов – отметка «2».

Просигнальте зеленым цветом, у кого 5, желтым, - 4, красным – 3.

- Дальше нас ожидает «Копилка интересных фактов», игра «Кто – кто в домике живет?», выполнение заданий учебника.

  1. Обобщение знаний.

А) Игра «Кто- кто в этом домике живет?»

(В разных местах класса несколько коробок с названиями групп животных. У каждого карточка с названием животного из этих групп. По сигналу дети встают и находят свою группу животных, кладут в коробку карточку, садятся на место. Коллективная проверка).

Б) «Копилка интересных фактов»

(Дети из шкатулки достают карточки и читают сведения)

- У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы. Их яд для человека не опасен, но, может вызвать слабое жжение

- Жабы в отличие от лягушек, не имеют зубов.

- Когда пасмурно или идёт дождь трудяги-шмели в это время вовсю собирают нектар и опыляют своих «кормильцев». Встают на работу шмели очень рано, до рассвета, когда пчёлы ещё спят, а возвращаться могут поздно, уже в сумерках.

- Дельфины никогда, по-настоящему- не спят. У каждого дельфина есть своё имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются другие дельфины.



- Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. Защищаясь, заяц может разорвать живот и грудь хищника своими когтями. Известны случаи, когда хищники после такой самозащиты погибали.

- За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.

- Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом.

- Олени имеют рога. Поскольку количество отростков на рогах можно сказать, сколько оленю лет.

- Олени очень любят есть бананы.

Занимательный материал.

– Какое животное живет дольше всех? Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.

- А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия:

Бегемот – 41 год.

Носорог – 40 лет.

Медведь – 34 года.

Обезьяны – более 20 лет.

Кошки около 23 лет.

Собаки – 22 года.

Эти данные относятся к отдельным особям животных.

- К следующему уроку вы сами можете отыскать интересные факты, загадки о животных и добавить их в шкатулку.

В) Чтение с. 91 – 92

  1. Д.З. : прочитать с. 87-93.

Дополнительный материал к следующему уроку

За 1 минуту нужно ответить как можно на большее число вопросов.

1 Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

2 Слепыми или зрячими родятся зайцы?

3 Кто собирает яблоки спиной? (ёж)

4 Пингвин - птица или нет?

5 У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)

6 Какая птица выше всех летает? (орёл)

7 Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

8 Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)

9 Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает)

10 Кто бежит, выставляя ноги вперёд? (заяц)

11 Кровожадный хищник наших лесов? (волк)

12 Сколько ног у паука? (8)

13 Животное наших лесов, похожее на кошку? (рысь)

14 Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет, там холодно)

15 Где у кузнечика ухо? (на ноге)

16 Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (бабочка - адмирал)

17 Какая птица в мире самая большая? (страус)

18 Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)

19 Как называется гнездо белки? (гайно)

1. Животное, которое строит дом на реке? (бобр)

2. Наука о животных? (зоология)

3. Какое животное почти всё время проводит под землёй? (крот)

4. Самый быстрый зверь? (гепард)

5. Где раки зимуют? (под водой, под корягами)

6. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)

7. Прилёт каких птиц означает начало весны? (грачей)

8. Родилась в воде, живёт на земле? (лягушка)

9. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

10. Какую корову доят муравьи? ( тлю - коровку)

11. Сколько крыльев у жука? (4)

12. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

13. Самый чистоплотный зверёк? (барсук)

14. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

15. Кто охраняет лесную поляну от мух? (стрекоза)

16. Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец)

17. У какой птицы самый длинный язык? (дятла, до 15 см)

18. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (нет, только от боли)

19.Кто может пить ногой? (лягушка)

  1. Вывод по уроку

-- Итак, с чем же мы сегодня познакомились? (С классификацией животных, узнали, как разнообразен мир животных, поняли, что любое животное имеет право на существование, поэтому нельзя вредить природе.)

-Давайте проверим, выполнили мы с вами просьбу королевы Зоологии?

-Мы убедились, что животных существует огромное множество? Узнали, на какие группы они подразделяются? На какие?

-Перечислите основные признаки для каждой группы. (Таблица)

Оцените свои достижения на уроке при помощи фраз:

Я запомнил…

Я научился…

Я узнал…

Я удивился…












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разнообразие животных

Автор: Просол Валентина Антоновна

Дата: 08.11.2020

Номер свидетельства: 562842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "УМК «Перспективная начальная школа» Разнообразие животных  - урок во 2 классе."
    ["seo_title"] => string(72) "umkpierspiektivnaianachalnaiashkolaraznoobraziiezhivotnykhurokvo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "263388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449515309"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация открытого  урока по познанию мира "Разнообразие животных""
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiiaotkrytoghourokapopoznaniiumiraraznoobraziiezhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "298697"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456392235"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Разнообразие животных"" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-na-tiemu-raznoobraziie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "113303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409844099"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие животных"."
    ["seo_title"] => string(75) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-raznoobraziie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "287242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454440048"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок природоведения "Разнообразие животных""
    ["seo_title"] => string(44) "urokprirodoviedieniiaraznoobraziiezhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "292090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства