Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие природы родного края" ФГОС»
Квест – игра по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие природы родного края».
Цель мероприятия: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.
Задачи мероприятия:
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- Создать условия для двигательной и творческой активности детей, для формирования таких качеств, как ловкость, быстрота, взаимовыручка
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
(В игре принимают участие две команды по 7 человек в каждой).
Ход квеста:
1.Организационный момент.(Звучит песня о природе и учащиеся проходят в кабинет.)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Сегодня, когда я пришла на работу, мне почтальон принес это письмо (показывает конверт с письмом) и адресовано оно вам. Давайте я вам его прочитаю.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Матушка Природа. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб - « Знатоки природы». Хотите быть участниками моего клуба? Но для того, чтобы попасть в мой клуб, вы должны назвать кодовое слово, а чтобы его узнать, нужно пройти квест и за каждое пройденное испытание вы получите букву. Когда вы соберете все буквы, прочтете слово, то тогда сможете поступить в клуб «Знатоки природы», карта прилагается. - Матушка Природа.
Учитель: Ребята, вы готовы? Квест-игра «Знатоки природы» у нас будет не обыкновенная, мы будем путешествовать по станциям.
- Что же такое квест?
(Слово Quest переводится на русский язык как "поиск".
Мы с вами сегодня тоже будем искать. Искать информацию из предложенных источников, пути решения заданий, выуживать из закромов ваших знаний полезные факты и т.д.) - На каждой станции вам нужно будет выполнить задание, после успешного выполнения задания вам будет выдана буква. После того как вы пройдете все станции и выполните задания вы сможет поступить в клуб «Знатоки природы». А выполнить все задания нам поможет карта. Давайте посмотрим на карту и подумаем, куда же нам направляться. Чтобы найти правильное направление, нужно выполнить два условия: 1.Разделиться на две команды, 1 получает название «Зеленые спасатели», 2 команда «Экопатруль». Выберите командиров. Займите свои места и наденьте атрибуты вашей команды. 2. Рассказать стихотворение о природе. Кто расскажет?
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. - Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в лесу, на полянке, огороде. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов и Водяного. Вас ждут интересные вопросы, весёлые игры, встреча с интересными героями. В путь!
I. Первая станция. «Царство растений». Ведущий: Ребята, смотрите, а кто это нас поджидает на станции? (Лиса) Лиса: Здравствуйте, ребята, вы знаете, как меня зовут? Вы оказались на станции «Царство растений». Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Вы пришли полюбоваться природой? Помогите мне разобраться в этих растениях. А если вы поиграете со мной в игры, то я отдам вам конверт с буквой. 1 команда квест - Игра «Четвёртый лишний».Вычеркни лишнее растение. Объясни – ПОЧЕМУ?
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как … 2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как … 3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как … 4. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как … 5. Липа, осина, клён, яблоня. Так как … 6. Груша, слива, тополь, вишня. Так как … 7. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как … 2 команда – Загадки про деревья. 1. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна)
2. Словно ёжики на ветке,
Дружною семьёй,
Созревают там орехи,
В скорлупе одной! (Каштан) 3. Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен). 4. Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
5.Растут на ней иголки
Толстые и колкие,
И шишки смолистые,
Липкие, душистые.
Она под Новый год
В гости к нам придёт!
Стройная, пушистая
С огнями золотистыми. (Ель)
6. Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Дуб)
- А теперь квест – «С какого дерева листок и плод?»(Команда получает карточки, на которых изображены деревья. За одну минуту надо найти с какого дерева листочки и плоды, назвать это дерево).
(Быстро и правильно установить соответствие по картинкам).
3.Лист клёна – … кленовый 4. Лист дуба – …. дубовый 5. Лист сосны – … хвоинки 6. Лист рябины - …рябиновый Лиса: Молодцы, ребята, помогли мне очень. Вот за это вам конверт с буквой.
(Команды получают по букве) Дополнительные вопросыЗадачки- головоломки на сообразительность.
В вазе лежат фрукты: апельсин, яблоко, огурец. Сколько всего фруктов лежит в вазе?
На грядке выросли вишни и капуста. Сколько овощей выросло на грядке?
На берёзе три больших ветки. На каждой большой ветке висело по 1 яблоку. Сколько всего яблок?
Ведущий: Куда нам дальше идти?
II. Вторая станция. «Царство Животных». (Медведь) Ведущий. Отправляемся к следующей станции. Мне кажется, что мы заблудились.
Медведь:- Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы заблудились в лесу. Могу вам помочь. Куда вы путь держите? Чтобы узнать название следующей станции нужно поиграть в игру. Игра - «Узнай по объявлениям». Надо внимательно послушать объявления и отгадать, о ком говорится в объявлении.
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (улитка)
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне./ежик/
3. Хотите научиться ползать? Приходите ко мне, кусать не буду. Обещаю. /змея/
4. Помогу всем, у кого сломался будильник! /петух/
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. /медведь/
6. Хочу свить гнездо. Одолжите или подарите пух и перья. Своих маловато. /птица/
7. Что-то скучно одному стало выть мне на Луну. Кто составит мне компанию? /волк/
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! /ящерица/
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах? Раз в год обращайтесь к нам. /лось и олень/
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. /сова/
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести птенцов! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! /кукушка/
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! /лиса/
Медведь: Назовите свои ответы одним слово …это животные. Совершенно верно, вы на станции «Царство Животных». Ребята, помогите и вы мне, пройдите со мной квест.
2 команда проходит квест «Расшифруй ребус»,вам нужно расшифровать названия птиц.
(проверка в презентации или на листах)
1 команда квест - Игра «Зоологическая»- Ребята, вашей команде нужно отгадать загадки о животных.
1. Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке,
На спине огромный горб,
Ест траву, а так же ветки! (Зубр)
2.С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
3.У косого нет берлоги,
не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
а от голода — кора. (Заяц)
4.Не прядет, не ткет,
а людей одевает. (Овца)
5.Живет невидимкою крошка,
Ловко мешки прогрызает,
Очень не любит кошку,
А кошка ее обожает. (Мышка).
6.Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
7.У него нос пятачком, Хвостик маленький - крючком. Он любитель жёлудей, Корешков, грибов и змей. С двумя грозными клыками, С мощной шеей и ногами В ямы прячется в буран… Кто скажите он? ...(Кабан)
8.Роет норы он умело Знает, любит это дело. Потому кроту и друг, А зовут его …(Барсук)
9.Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами. (Еж)
10.Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)
11.Эта рыжая плутовка Ловит мышек в поле ловко. Хоть похожа на собаку, Никогда не лезет в драку. (Лиса)
12.Пятнистая хищница, леса гроза, На ушках по кисточке, злые глаза. Живёт она в тёмной чащобе лесной И лучше её обходить стороной.(Рысь)
13.На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк)
14.Как всевидящее Око, В небе кружит одиноко И отслеживает зорко Входы, выходы из норки. Чуть добыча отвлечётся — Хищник камнем к ней несётся. Ещё с детства приобрёл Эти навыки …(Орёл)
15.Ты на слово мне поверь, Это - очень хищный зверь. Он пушист, увёртлив, ловок, Он - охотник на полёвок. Слух отличный, острый глаз, В узкий он пролезет лаз, Рыжеватая окраска. А зовут зверушку ...(Ласка).
Медведь: Как вам известно, что птицы и звери питаются разной пищей, вам нужно разделить животных по способу питания. Перед вами три цвета: синий – это всеядные животные, красный – хищники и зеленый - травоядные. Каждый из вас берет по одной картинке животного и прикрепляет на нужное место. Докажите, что они хищники.(когти и клыки)
Медведь: Молодцы, ребята, помогли мне очень. Вот за это вам конверт с буквой.
Медведь: Молодцы, ребята, помогли мне очень. Вот за это вам конверт с буквой.
Дополнительные вопросы«Отгадай мой домик»
Где живет медведь? (берлога)
А где домик зайца? (под кустом)
А как называется жилище мыши? (норка)
Как называется жилище волка? (логово)
Как называется домик белки? (дупло)
(Команды получают по букве)
III. Третья станция. «Царство Грибов». (белка) Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт следующая станция. По дорожке, по тропинке В лес за ними мы идём. Если место попадётся, То лукошко наберём. (Грибы). Белка: Здравствуйте, ребята! Красота в моем лесу! Птички поют! Ёжики фыркают! Грибочки, Красотища! А чего это вы пожаловали, ребята? Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие. Вам нужна буква? Тогда сейчас отправляемся за грибами. 1 команда Квест - «Дешифровщик», нужно переставить местами буквы и назвать гриб.
Ж Р О Ы И К С Е - /СЫРОЕЖКИ/
Я М С А Л Т А - /МАСЛЯТА/
П Т О Я А - /ОПЯТА/
О В Б Р О К И - /БОРОВИК/
Ж И Ы Р К - /РЫЖИК/
Ч С И Л И К И - /ЛИСИЧКИ/
Х У М О Р М О - /МУХОМОР/
2 команда квест - «На лесной полянке». - Вы любите собирать грибы? На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные, поганка, навозник. сморчок). Сейчас вам нужно вспомнить правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать первый. Вот вам лукошко, собирайте грибочки, затем называйте название гриба и правила.
Дополнительное задание- «Собери пословицу». Участники команд получают конвертик с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу. («Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»). Белка: Молодцы, ребята, помогли мне очень. Вот за это вам конверт с буквой. (Вручить букву)
IV. Четвертая станция. «Царство Водяного». (Царевна – лягушка)
Ведущий. Двигаемся дальше. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт следующая станция.
В воде они живут.
Нет клюва, а клюют. (РЫБЫ)
Царевна-лягушка: - Совершенно верно, вы попали в царство Водяного. Посмотрите, во что мою родную реку превратила злая кикимора лесная!
Ведущая: Ой, сколько здесь рыб! (Картинки рыб)
Царевна-лягушка: - Ребята, а что вы знаете о рыбах? (Ответы детей)
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы легче было плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
- Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
Царевна-лягушка:- Назовите, из каких частей состоит тело рыбы?(Тело рыбы состоит из головы, жаберной крышки, туловища, хвоста и плавников.)
Царевна-лягушка: - А чем же покрыто тело рыб? (Тело рыбы покрыто чешуей.)
- Это отличительный признак рыбы. Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
-Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Царевна-лягушка: - Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)
Царевна-лягушка:- На какиедве группы делятся рыбы? (на: морских и речных).
И следующий квест - Игра «Найди дом для рыбки». ( Распределите рыб по цвету: 1 команда – речные - желтый , 2 команда - морские – синий).
карп
Сазан
Лещ
Щука
Ерш
Окунь
Карась
Красноперка
Пескарь
Сом
Толстолобик
Осетр
Сельдь
Скумбрия
Пиленгас
Бычки
Камбала
Кефаль
Барабуля
Ставрида
Треска
Тюлька
Царевна-лягушка: Молодцы, ребята, помогли мне очень. Вот за это вам конверт с буквой. (Команды получают по букве)
V. Пятая станция. «Квест - Веселый огород».(физминутка)
Ведущий. Двигаемся дальше. Что же это за станция?
Детей встречает Ежикс большой корзиной фруктов и овощей.
Ежик: Это станция«Веселый огород». Ребята, в моем огороде завелись похитители. Каждый день пропадают овощи, фрукты. Собрал все, что осталось в одну корзинку, и не помню где овощи, а где… фрукты.
Ведущий: Ребята, поможем Ежику?
Игра «Рассортируй овощи, фрукты». Перед каждой командой лежит обруч, кругом разбросаны овощи, фрукты. Одна команда собирает внутрь обруча фрукты, другая овощи. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее соберёт предметы.
Ежик: спасибо, ребята за помощь, держите букву. (Получают буквы)
VI. Шестая станция. «Царство Насекомых» (Мудрая сова)
Сова: Я приветствую Вас, ребята. Вы очутились на станции «Царство Насекомых» . Я потеряла свои очки и не могу внимательно рассмотреть и определить насекомое.Помогите мне определить названия насекомых.Сейчас я проведу турнир среди капитанов. За 2 минуты - капитанам необходимо внимательно рассмотреть насекомых и на листе записать, как можно большее количество их названий. Готовы получать букву? Начали..
Мудрая сова: Молодцы, ребята, помогли мне очень. Вот за это вам конверт с буквой. (Получают по букве)
VII. Седьмая станция. «Экологическая» (Заяц) Заяц:– Ребята, я очень рад вас видеть. А вы знаете, что такое «экология»? Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Мне кажется, что в этом мире все перепуталось. Помогите мне разобраться в этом. Я предлагаю 1 командеКвест «Как правильно поступить?» как вы поступите в той или иной ситуации.
1.– Нашёл Лёша гнездо с яичками дрозда в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А дрозд кружился над ними и кричал. Как правильно поступить Алёше?
Ответы детей.
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
2.– Два мальчика шли по тропинке к озеру. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
Ответы детей.
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не сможет,
Лучше лесу пусть поможет.
3.– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так нельзя делать. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!» Права ли Настя?
Ответы детей.
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
2 команде квест«Выбрать правильное поведение в лесу».
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2.В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много (правило сопровождается картинкой).
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
4.Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6.Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
7.Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
8.В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
Заяц: Молодцы, ребята, помогли мне очень. Вот за это вам конверт с буквой.
(Получают букву последнюю)
Дети выкладывают слово ПРИРОДА.
Учитель: Какое получилось слово?
Дети: Природа.
Звучит звук и выходит Матушка Природа.
Матушка Природа: Здравствуйте, ребята. Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в клуб «Знатоков природы». И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее.
Вручает всем детям медали (звучит звук).
Ведущий: Вот и подошла к концу наша квест - игра. Большое спасибо всем за участие! Подводя итоги нашей сегодняшней встречи, хочется сказать о том, что человек - разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Природа - дом всего человечества, естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка. В силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру.
Земля наш родной и единственный дом,
Так пусть Мир и Счастье поселятся в нем!
Планету Земля сохранить мы должны,
Иначе просто не будет Земли!
Рефлексия. Ребята, вам понравилась квест игра? Что больше всего запомнилось? Что было для вас интересным? Что было сложным?
- А теперь я вам предлагаю выбрать тот смайлик (грустный или веселый, который соответствует проведенной игре!
«Вопрос – ответ»
Цель:Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Вопросы:
1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5. От чего гусь плавает? (от берега).
6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
7. По чему собака бегает? (по земле).
8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
«Юмористическая сказочная викторина».(по одному баллу за правильный ответ).
1) Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2) Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)
3) Назовите героиню русской народной сказки, которую помогла вытащить из земли мышка? (Репка)
4) В какой русской народной сказке брат не послушал сестру, нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
5) Назовите героиню французской сказки, которая получила имя, благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
6) Героиня, какой французской сказки чистила печки и убирала в доме? (Золушка)
7) Какой сказочный герой посеял деньги, надеясь, что из него вырастет денежное дерево? (Буратино)