Просмотр содержимого документа
«Путешествие по звездному небу»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Муниципальный конкурс «Учительские вёсны» в 2018 году
Интегрированный урок окружающего мира и математики во 2 классе.
Тема урока: «Путешествие по звёздному небу».
Тип: открытие нового знания.
Вид: урок-путешествие.
Цель: сформировать у учащихся представлений и знаний о космосе и планетах, показать значимость и уникальность деревьев в жизни человека.
Задачи: предметные: познакомить учащихся и сформировать представление о разнообразии планет, их особенностях; дать определение новым понятиям «космос», «звезда», «спутник»; способствовать закреплению изученных алгоритмов устного и письменного умножения и деления чисел, сравнения предметов, выделения общего и разного;
метапредметные: научить работать с учебником и другими источниками информации; развивать умения анализировать, высказывать свою точку зрения, выделять главное, обобщать и делать выводы; развивать умение работать с информацией, создать условия для формирования навыков самостоятельной работы; обогащать словарный запас учащихся, развивать их связную речь;
личностные: воспитать природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному городу, краю, стране; совершенствовать навыки общения; продолжить работу по воспитанию культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата.
Методические приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха, похвала.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, поисковая.
Необходимое оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник.
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь в клетку, числовой веер, маршрутный лист, шариковая ручка, пластилин, картон.
Программа обучения: «Начальная школа 21 века».
Используемая литература: окружающий мир, 2 класс, учебник в 2 частях, часть 2, Н.Ф. Виноградова; математика, 2 класс, учебник в 2 частях, часть 2, В.Н. Рудницкая.
ОО: Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия №87.
Сценарий урока
Подготовка к продуктивной работе на уроке, создание положительного эмоционального настроя. Учащиеся заходят в класс, приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Учитель: «Добрый день, дети, присаживайтесь на свои места, начнем наш урок». (УУД – формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики и окружающего мира).Учащиеся занимают свои места, показывают свою готовность к уроку.
Учитель: «Всё ли вам было понятно при выполнении домашнего задания? Что оказалось сложным?». Учащиеся приводят примеры того, что вызвало затруднения в домашней работе.
Учитель: «Проведем разминку – устный счет». (Фронтальный опрос с помощью интерактивной доски по теме «Таблица умножения и деления). (УУД – умение формулировать выводы на основе сравнения, обобщения).Учащиеся считают в уме и отвечают, показывая правильный ответ с помощью числового веера.
Учитель: «Молодцы. Обратите внимание на доску. На доске записаны два предложения: 1. В нашем крае плодородная земля. 2. Земля – третья от Солнца. Как вы думаете, почему слово «земля» написано по-разному?
Учащиеся: «Слово «земля» написано по-разному, потому, что в первом предложении речь идет о почве, а во втором – о планете».
*далее предполагаемые ответы детей будут записаны в скобках
Учитель: «Какие еще планеты вы знаете? ( Дети приводят свои примеры). Помните, мы летом ходили в поход? А как называется передвижение по местности? (Путешествие). Как мы называем то, что находится высоко над землей? (Небо, космос). Что появляется на небе ночью в ясную погоду? (Звезды). Значит, сегодня мы будем путешествовать не по морям и странам, а по «местности», где живут планеты. Согласитесь, что путешествовать в одиночку скучно и тяжело, поэтому я предлагаю вам объединиться в команды по 4 человека». Учащиеся рассаживаются за столы по 4 человека и активно отвечают на вопросы, поднимая руку перед тем, как отвечать.
Учитель: «Ребята, предположите, как может звучать тема урока? (Путешествие по звездному небу). А зачем оно нам нужно? К примеру, в лес мы ходим, чтобы собирать грибы и ягоды, а зачем мы отправляемся в космос? (Цель – узнать о планетах). Хорошо, так, чтобы отправиться в лес, нужно уметь искать, наблюдать, собирать, ориентироваться. А какие действия понадобятся нам, чтобы достичь цели? ( Уметь читать рассуждать, вспоминать). Значит, мы будем… (повторять, думать, размышлять, узнавать). (УУД – умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности).
Учитель: «Всё верно! Сегодня мы будем путешественниками-исследователями в космосе, а точнее, в Солнечной системе. Будем собирать данные о космических телах. Кто знает, что нужно сделать, прежде чем отправиться в путь? (Необходимо составить маршрут). Для чего это нужно?» (Для того, чтобы не заблудиться, и знать, куда идти дальше). Групповая работа. «Составьте маршрут путешествия: нужно выстроить планеты по порядку (скатать из пластилина модели планет и выстроить их на картоне). Выполнить это задание вам поможет иллюстрация в учебнике на странице 11. (УУД – принимать активное участие в работе группами. Контролировать свои действия в коллективной работе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников. Проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.)
Учитель: «Космонавт обладает крепким здоровьем, и чтобы всегда быть в хорошей форме, нужна разминка. Проведем физминутку!» (На интерактивной доске воспроизводится музыкальная разминка, дети повторяют движения. По окончании разминки дети занимают свои места и продолжают работать с учителем).
Учитель: «Кто внимательный? Что заметили? ( Планеты отличаются друг от друга). Чем именно? Какие особенности планет вы знаете? (Расстояние до Солнца, масса, цвет, наличие воды, воздуха, жизни). Расскажите про каждую: если близко к Солнцу, то какая она? Наоборот, если очень далеко, то какая? Почему? Какие еще можно задать вопросы, отправляясь в путь? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя учебник и знания из личного опыта). (УУД - оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.)
Учитель: «А давайте узнаем, какие еще космические тела мы встретим по ходу нашего путешествия». Учащиеся выполняют задание в тетради, решают примеры, заполняют таблицы. Озвучивают слова, которые получились: звезда, спутник. Проверяют свою работу, сверяют результат с эталоном.
32
21
35
32
18
40
з
в
е
з
д
а
24
3
4
6
8
7
25
с
п
у
т
н
и
к
5*5= к 15:5=п
4*8= з 5*7=е
42:6= и 9*2= д
3*7= в 8*5= а
72:9= н 20:5= у
54:9= т 6*4= с
На доске появляются значения слов «звезда» и «спутник».
Учитель: «Хорошо! С заданием справились! Итак, маршрут составлен, значение новых слов разгадано. Отправляемся в путь! Наша первая остановка – звезда Солнце – заполняем маршрутный лист».
Учащиеся записывают информацию в тетрадь: размер, масса, температура. Информацию о первых четырёх планетах – фиксируют все вместе, сообща. Информацию об остальных планетах каждый записывает самостоятельно. (УУД – отвечать на вопросы, рассуждать, опираться на собственные наблюдения и приобретённые знания).
Учитель: «Дети, обратите внимание на данные, которые вы записали. Какая планета самая большая? Самая маленькая? Сравните. Какая планета ближе всех к Солнцу? Какая дальше всех? Сравните. У какой планеты есть спутник? Как он называется?» Учащиеся приводят примеры сравнений.
Учитель: «Вы отлично справились с заданием, теперь можно немного отдохнуть». Физминутка для глаз. На интерактивной доске появляется изображение с упражнениями для глаз. Учащиеся повторяют движения по образцу. После разминки все занимают свои места. (УУД – формирование ЗОЖ).
Учитель: «На предыдущих уроках мы говорили о природе России, упоминали леса, животных, реки, поля. Вспомните, почему именно на Земле возможна жизнь? Что на планете есть такого, чего нет на других? (Атмосфера). Есть ли кислород на других планетах? Подумайте, как пополняется запас кислорода на планете? (За счет деревьев). А как еще человек использует деревья? (Для производства бумаги и мебели, строительства). Подумайте, что будет, если природный лес сократится? (Недостаток кислорода). Чем это грозит человечеству? (Гибелью). Что мы можем предпринять, чтобы избежать беды? (Заботиться о деревьях, растениях). А что мы уже для этого делаем? (Собираем макулатуру, сдаем на переработку). Верно. На базе нашей гимназии эта акция проводится с начала учебного года. (УУД – учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формулировать вывод).
Учитель: «А теперь давайте проверим маршрутные листы и подумаем, удалось ли нам добиться поставленной цели?» (Учащиеся показывают маршрутные листы, рассказывают, какую информацию им удалось собрать в ходе путешествия).
Учитель: «Осталось одно очень важное задание: нужно отправить отчет на Землю в виде смс-сообщения. В составлении сообщения вам помогут ключевые слова: узнал, затруднялся, понравилось, получилось, запомнил». (Задание выполняется устно. Учащиеся формулируют короткие отчеты, подводят итог путешествия). (УУД – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учитель: «Домашним заданием будет следующее: сочините рассказ «Если бы мы полетели на Луну, то увидели бы….». (В учебнике страница 17, творческое задание). А наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за хорошую работу! До свидания!»