Внеурочное занятие
Тема: "Космическое путешествие"
Жанр : урок-путешествие.
Форма урока: урок-диалог.
Цели и задачи:
расширение представлений о космосе, роли России в освоении космоса,
познакомиться с творчеством художников А.Леонова и А.Соколова,
дать понятие о новом виде пейзажа - космическом,
познакомить с новыми возможностями графических техник,
развивать графические умения и навыки, творческую фантазию и воображение, эстетическое восприятие действительности,
способствовать патриотическому воспитанию учащихся
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 Звучит песня : "Земля в иллюминаторе" (гр. "Земляне")
- О чем эта песня?
- Какие картины вы бы нарисовали слушая её?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Сегодня мы проводим необычный урок – урок-путешествие. Мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Раньше, когда люди только начинали изучать Землю, и сейчас, в наше время, люди интересовались погодой, переменами климата и Солнцем. Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли всегда направлять путешественника к его местоназначению.
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в 21 веке, зрелище звездного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звезд; ведь каждая из них – это солнце, т.е. гигантский раскаленный газовый шар. Люди не сразу узнали истинную природу небесных тел. Проходили века, и люди, тщательно наблюдая за различными небесными явлениями, пришли к современному научному пониманию мира.
Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
(Ломоносов М.В.)
3. - Сегодня мы будем говорить о том, как впервые в истории человечества человек вышел в открытый космос.
- Что вы об этом знаете?
(50 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек: командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос.)
4.Показ видеоролика «Шаг во вселенную»
- Алексей Леонов серьезно увлекается живописью.
Неоднократно его работы экспонировались на выставках и вернисажах. Алексею Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. Над солнцем на короткое время появился необычайный по красоте ореол, по форме напоминающий старинный русский кокошник. Первый эскиз этого рисунка космонавт сделал цветными карандашами на странице бортжурнала на космическом корабле «Восход-2».
Показ презентации.
- Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
- Кроссворд: слайды.
- Можно ли сказать, что с полетами человека в космос появился еще один вид пейзажа – «космический»?
Практическая работа: задание •
На листе А3 каждому классу выполнить композицию: Космический пейзаж (во время работы звучит музыка )
10.Выставка работ
- Вывод: Над Землей на высоте почти пятисот километров, со скоростью 28000 км/ч в открытом космическом пространстве летел человек, который стал на 10 минут спутником Земли. Впервые не через стекла иллюминатора, впервые не стесненный размерами корабля, человек смотрел на Землю - свой космический дом. Первый выход человека в космос- это событие в космических исследованиях очень крупное, потому что оно открыло путь большому направлению в разработке космической техники и в космических исследованиях.
Источники:
- http://festival.1september.ru/articles/528565
- сайт «http://pedsovet.su/»
- http://lenta.ru/articles/2005/03/18/leonov/
http://disgustingmen.com/pervyiy-v-oБиблиотечный урок