Просмотр содержимого документа
«Природные зоны России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Шушакова М.Н.
Конспект урока «Природные зоны России» 4 класс
Новокузнецк,2023г
Обобщающий урок «Природные зоны России»
Цели:
- Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России».
- Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой природной зоны.
Метапредметные:
- осуществляют работу с картой, высказывание предположений, сравнение ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта); дают характеристику понятия; составляют рассказ-описание;
- осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности;
- владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками;
- имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;
Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
Актуализация знаний.
- Из букв, которые вы видите на слайде, составьте слова. Из данных слов сформулируйте тему урока.
РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС
(Природные зоны России)
- Правильно! Знакомясь с природными зонами нашей страны мы узнали много нового. Сегодня систематизируем знания о животном и растительном мире природных зон.
( Обучающиеся делятся на три команды: Синяя, жёлтая, зелёная).
- Выскажите свои предположения, почему команды обозначены именно этими цветами?
(Обучающиеся высказывают свои предположения. Синий цвет обозначает реки, моря, озера. Жёлтый - солнце, без которого не было бы жизни на нашей планете. Зеленый – леса, поля, степи.)
- Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в группе:
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
критикуя – предлагай.
- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)
– Сколько природных зон находится в России? Назовите их.
– Покажите их на карте.
(Дети называют природные зоны, показывают их на карте)
Интересная игра сегодня у нас, к ней готовился каждый из вас. Чтоб победить, надо много знать, Уметь, думать, логически рассуждать. И верю, что каждого ждет свой успех, Душою болею за вас за всех.
Основная часть.
- На ваших столах лежат конверты. В конвертах лежит информация о природных зонах России, но нет названия природных зон. По имеющейся информации о животном мире, растительном мире и климатических условиях вам надо определить природные зоны.
- Как только задания будут выполнены, поднимите флажок.
Задания для команды синих.
Конверт № 1
По описанию определите, какая это природная зона.
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктическая пустыня)
Узнайте растение по описанию:
- Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)
- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и желтый цвет лепестков украшает пейзаж данной природной зоны. Еще это растение обитает в степях и его лепестки красного цвета. (Полярный мак)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Звездчатка, лютик)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Самый крупный хищник Арктики. От морозов его спасает толстый слой жира и густой мех. Питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет. Занесён в Международную красную книгу. (Белый медведь)
- Это животное является самой свирепой и крупной птицей данной природной зоны. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. (Полярная сова)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Чайка бургомистр кит, и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Конверт № 2
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Зона лесов)
Узнайте растение по описанию:
- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны. ( Дуб)
- это хвойное вечнозелёное дерево легко узнать по стройному силуэту и золотисто-коричневой коре. Оно достигает 40-45 м в высоту и живёт до 600 лет. ( Сосна)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (берёза, осина, ель и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это животное живёт в лесах. Любит лазить по деревьям. Может быстро бегать и хорошо плавать. Любимое лакомство – мёд и малина. А ещё он отличный рыболов. (Бурый медведь)
- У этого животного густой мех, рыжевато-бурый. Уши и мордочка у неё острые, глаза янтарного цвета. Пушистый хвост может быть размером с туловище. У этого животного великолепный слух и обоняние. (Лисица)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Заяц, лось, волк, белка и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Задания для команды красных.
Конверт № 1
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. ( Субтропики)
Узнайте растение по описанию:
- Растёт на побережье Чёрного моря, а родина – Северная Америка, где растение называют «огуречное дерево», из-за формы плодов. На листьях раньше писали письма, они вырастают величиной с тарелку. (Магнолия)
- Растёт в тропических лесах, но они встречаются ив пустынях и морских побережьях. Оно может расти в виде дерева или кустарника. В высоту могут достигать до 50 метров. Листья, у этого растения, либо перистые, либо веерные. У растения, растущего в виде дерева листья находятся на верхушке ствола. (Пальма)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Бук, кипарис и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это животное обитает в воде, но это не рыба, а млекопитающее. Оно одно из самых загадочных обитателей планеты. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». (Дельфин)
- Крылья у этой птицы приспособлены к длительному маневренному полёту. Хорошо плавают. Питаются рыбой. Название происходит от звукоподражательного «чай» передающего крик этой птицы. (Чайка)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Косуля, баклан и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Конверт № 2
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
Узнайте растение по описанию:
- У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные. (Саксаул)
- У этого растения длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. (Верблюжья колючка)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Пальма песчаная осока и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Маленькое животное, относящееся к отряду грызунов. Эти животные напоминают по внешности мышей с той лишь разницей, что у них очень короткие передние конечности, и эти зверьки не пользуются ими при передвижении. Кроме того, эти животные обладатели больших ушей. (Тушканчик)
- Это животное водит караваны через данную природную зону. Оно выносливо, долго может обходиться без воды. Имеет один или два горба. (Верблюд)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Песчанка, разные виды змей, ушастый ёж и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Задания для команды жёлтых.
Конверт № 1
По описанию определите, какая это природная зона.
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
Узнайте растение по описанию:
- Второе название этого растения олений мох. Хороший корм для северных оленей. Некоторые виды содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами. (Ягель)
- Это растение встречается в данной природной зоне. Это дерево совсем не похоже на всем нам известное дерево считающееся символом России. Листочки их очень схожи, но у данного дерева они совсем мелкие. Также это дерево называю ерником. (Карликовая берёза)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Морошка, брусника и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это животное называю северным красавцем. Питается ветками деревьев, грибы, ягель. Большую пользу приносят жителям данной природной зоны. Имеют ветвистые рога. (Северный олень)
- Это хищник, млекопитающий из рода лисиц. Его называют полярной лисицей. От лисицы отличается меньшими размерами. У этих животных отлично развито обоняние и очень тонкий слух. Мех этого животного имеет белый цвет. (Песец)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Леминг, белая куропатка)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Конверт № 1
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
Узнайте растение по описанию:
- Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и красивым украшением степей является это растение. Бутоны у растения большие, распускаются на длинных тонких стеблях. Семена собираются в коробочку. (Мак)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Тюльпан, ирис и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это хищная степная птица с широкими и длинными крыльями и коротким закруглённым хвостом. Окраска птицы однотонная коричневато-бурая. Кормится грызунами средних размеров. Сильные когти на лапах и острое зрение приходят на помощь птицам в добывании пищи. (Степной орёл)
- Небольшой грызун. Задние лапки этих зверьков несколько длиннее, чем передние. Основное отличие этих животных от других грызунов заключаются в форме их ушей: они коротенькие и слегка опущены вниз. Шерсть короткая и густая. Если он чувствует опасность, то издаёт пронзительный свист. (Суслик)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Хомяк, лисица и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Выполнив задания, обучающиеся выходят и интерактивной доске и заполняют ячейки природных зон.
Индивидуальная работа.
Обучающимся выдаются индивидуальные карточки с заданиями. Дети выполняют их. Задания дифференцированы по уровню подготовки учащихся. (В начале каждого учебного года проводилась входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работ). Дети были распределены по группам с учетом результатов диагностики. Был сделан выбор форм и приемов дифференциации. Проводился диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий).
Самопроверка по эталону и оценивание в листе самооценки.
(Высокий уровень)
Найди и исправь ошибки.
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада (востока), Атлантическим с востока (запада), Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Волга (Лена), а самое глубокое озеро – Онежское (Байкал). Только одна большая река – Енисей (Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 8 (6) природных зон. Самая северная – субтропики (зона арктических пустынь), самая большая – зона (мешанных лесов) степей, холодная пустыня (тундра) и жаркая тундра (пустыня).
(Достаточный уровень)
Подчеркни правильный ответ
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с (запада востока), Атлантическим с (востока запада), Северным Ледовитым с (запада севера). Самая длинная река России – (Волга Лена), а самое глубокое озеро – (Онежское Байкал). Только одна большая река – (Енисей Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны (8 6) природных зон. Самая северная – (субтропики зона арктических пустынь), самая большая – зона (лесов смешанных степей), холодная (пустыня тундра) и жаркая (тундра пустыня).
(Низкий уровень)
Загадки:
1.Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки)
2.Хозяин Арктики. (Белый медведь)
3.В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
4.Что за дерево стоит? Ветра нет - оно дрожит. ( Осина)
5.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. ( Комар)
6.Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
7.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
8.Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза)
9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох)
(На слайде даны правильнее ответы. Исправляют ошибки)
Итог урока
Вы молодцы! Отлично поработали.
Рефлексия:
Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели?
Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?
В чем были ваши трудности?
Что для этого нужно сделать?
Закончите предложения:
1. На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я….
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…
-Оцените свою работу на уроке.
д/з
Знакомясь с природными зонами, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне.
Поэтому д/з: подготовить презентацию или сообщение по экологической проблеме любой из природных зон.