Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы | УУД |
Организационно – мотивационный этап |
| Здравствуйте, дорогие ребята! Все готовы к уроку? У всех на месте учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши? Меня зовут Надежда Викторовна – я приглашаю вас на урок окружающего мира. Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит. Твоими городами мы гордимся. От Бреста до Владивостока путь открыт. Тебя венчает славная столица, А Петербург историю хранит. В земле твоей богатств поток неиссякаемый, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит. Н. Рубцов | Слушают | Словесный метод. Фронтальная форма работы | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: Коммуникативные: |
Актуализация знаний |
| Раздает тесты. Ребята, я предлагаю начать наш сегодняшний урок, с небольшой проверки ваших знаний о морях, озерах и реках России. Подпишите, пожалуйста, свои тесты и передайте их с последней парты. | Выполняют тест. Самое большое по площади озеро России: а) Онежское б) Байкал в) Каспийское Река, впадающая в Каспийское море: а) Дон б) Волга в) Кама Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном: а) Енисей б) Обь в) Лена Самая длинная река России: а) Волга б) Лена в) Обь Моря Атлантического океана на территории России: а) Японское б) Балтийское в) Черное Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога-матушка? а) Аральское и Каспийское море б) Ладожское и Онежское озера в) Черное и Азовское моря В Списке Всемирного наследия: а) Белое море б) озеро Байкал в) река Енисей Подписывают листочки с тестами и сдают. | Практический метод. Индивидуальная форма работы | Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение). Регулятивные: |
Целеполагание |
| Однажды, в мире появилась страна, у которой очень богатая природа. Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Черного моря и от Балтийского моря до Тихого океана. Как вы думаете, что это за страна? Мы с вами все россияне. Давайте сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами! Предлагает рассмотреть карту природных зон. Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны? Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке? Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? Что мы будем делать для достижения этой цели? | Слушают учителя. Анализируют информацию. Рассматривают карту природных зон. Предположения детей. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны. Природные зоны России Познакомиться с природными зонами России. Работать с учебником, с картой, с рабочей тетрадью, слушать учителя, выполнять различные задания. | Словесный метод. Фронтальная форма работы | Регулятивные: целеполагание; саморегуляция. Познавательные: Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос. |
Открытие новых знаний |
| Демонстрирует – движение Земли вокруг солнца. Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла. Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара падают прямо, а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром называются природные зоны. На территории России расположено несколько природных зон. Чтобы с ними познакомиться, мы отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные. Предлагаю совместными усилиями определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово. Раздает конверты с буквами. Готовность проверяет по поднятой руке. 1 группа скажите, пожалуйста, какое слово вы составили? Верно, есть такая природная зона, которая называется зоной арктических пустынь. Показывает слайд с фото. Найдите, пожалуйста, на карте природных зон России (учебник с. 72 – 73), зону арктических пустынь и в рабочей тетради (с. 36 – 37, задание 1) расскрасте эту зону соответствующим карандашом, ровно по контуру. И так на каждое составленное группами слово. | Внимательно смотрят на схему движение Земли вокруг солнца. Слушают учителя. Анализируют полученные знания. Работа в группах. Составляют слова из букв (Арктика, тундра, тайга, лес, степь,пустыня). Смотрят слайд | Словесный и наглядный методы. Фронтальная и групповая форма работы | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию. Познавательные: добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке. |
Релаксация (Физкультминутка) |
| Ребята, а теперь давайте с вами немножко отдохнем и разомнемся! Вставайте все дружно и повторяйте за мной движения! Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. (Наклонились, выпрямились) Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. (Выдох, вдох) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И - направо! И еще Через левое плечо! | Встают. Повторяют движения за учителем. Садятся на места. | Коллективная форма работы | Личностные: |
Закрепление материала |
| Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на с. 74 – 75, прочитайте текст «С севера на юг». И ответьте мне на вопрос, что же нового вы узнали в этой статье? Верно. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса – высокогорными лугами, а еще выше расположен пояс льдов и снегов. Демонстрирует на карте природных зон России | Читают текст в учебнике | Практический и словесный метод. Фронтальная и индивидуальная форма работы | Познавательные: формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение). Личностные: Коммуникативные: формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать. Регулятивные: |
Итог урока |
| Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего занятия. Что такое природные зоны? | Природные зоны – это крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром. Основными природными зонами являются: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики. Причиною смены природных зон, является неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли. Это явление называется высотной поясностью. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. | Словесный метод. Фронтальная форма работы | Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: |
Рефлексия |
| Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно? Где могут пригодиться в жизни новые знания? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать? | Отвечают на вопросы учителя. | Словесный метод. Фронтальная форма работы | Регулятивные: Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор. |
Домашнее задание |
| Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выполнить задания 3 – 5 на с. 38 рабочей тетради. А так же к следующему уроку вам нужно подготовить рассказ о животных Арктики (морж, кит и т.д.). | Открывают дневники и записывают домашнее задание. | | Регулятивные: |
Программа «Школа России», учебник А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» часть 1.
1.Pedsovet.su (Сообщество взаимопомоши учителей) Презентация « Урок-игра « Природные зоны России» 4 кл»
2.http://mp3ostrov.com/mp3/info/barbariki-est_-druz_aa-dla-nih-u-druzei-net-vihodnih-1004473/