Просмотр содержимого документа
«Правила вежливости»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Разработала: учитель начальных классов Федорова Ольга Александровна
Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 кл.: Москва «Просвещение» 2012г.
Тема: Правила вежливости
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формирование навыков культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми
Задачи:
1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, используя основные формы приветствия, просьбы, прощания, благодарности, извинения, вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура поведения»;
2. Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
3. Воспитать в детях чувство собственного достоинства, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопросы о культуре поведения.
Формируемые УУД:
Личностные:
Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
- регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;
- коммуникативные: уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.
Предметные:
Знание о группах «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: учебник и рабочая тетрадь “Окружающий мир” автор: А.А. Плешаков, художественная литература, “Словарь русского языка” Ожегов С.И., презентация, карточки со словами, карточки с вопросами, рабочее место учителя с ПК, интерактивная доска, таблицы, два телефона, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Песня “Улыбка”
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
- Все улыбнулись и с хорошим настроением начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О школе)
- Давайте вспомним с вами некоторые правила поведения в школе (Учащиеся проговаривают правила по цепочке
1. В школу нужно приходить вовремя, без опозданий.
2. Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
3. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.
4. Если учитель задаёт вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
5. Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
6. В коридоре нельзя бегать и кричать.
7. Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идёт девочка, пропусти её вперёд.
8. Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
III. Самоопределение к деятельности
-Неслучайно мы начали урок с песни “Улыбка”. Она помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно. Послушайте стих и ответьте, что не умеет делать этот школьник?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Я вам поведаю о нем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае, «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего!»…
-Что не умеет делать этот школьник? (Он не знает правил поведения)
-Как можно назвать этого школьника? (Невежда, невоспитанный, некультурный)
- Не можем же мы бросить товарища в беде. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Предугадайте тему. (О правилах вежливости).
-Верно, тема нашего урока “ Правила вежливости” - 1 слайд (Презентация).
-Правила – в данном случае означает норму поведения. Как вы думаете, кого мы называем вежливым? (Вежливым называем того,который умеет пользоваться вежливыми словами, и знает, как вести себя в той или иной ситуации). Раньше слово «вежа» означало «знаток» — тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. ПословарюОжегова: «Вежливый — соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
-А почему надо быть вежливым? (Чтобы со мной все дружили; чтобы играли; с вежливым человеком приятно общаться, дружить; если человек в своей речи использует волшебные слова, то он может поднять настроение другому человеку; Ведь доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро).
-Как вы думаете, а почему нам дали такую тему (Некоторые ребята не умеют вести себя хорошо; не умеют пользоваться вежливыми словами; не умеют соблюдать правил вежливости).
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Вспомнить, какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях)
- Прочитайте, какие задачи предлагает нам решить Муравьишка. (Узнать, что такое культура поведения и для чего она нужна. Научимся пользоваться правилами вежливости при общении со взрослыми и сверстниками)- 2 слайд
IV. Открытие новых знаний.
1. ИГРА «РАЗДЕЛИ СЛОВА НА ГРУППЫ» -Работа в группе
- Давайте составим дерево «волшебных» слов, которые мы знаем. У вас на партах имеются карточки со словами, которые вы должны разделить на группы. Выходим к доске, читаем слово и прикрепляем карточку к нужной вам группе.
Здравствуйте, привет (приветствие);
До свидания, пока(прощание)
Извините, простите (извинение);
Будьте добры, пожалуйста (просьба)
Спасибо, благодарю, (благодарность);
- Видите, как много вежливых слов мы с вами знаем. А как по-другому мы называем все эти слова?
Почему их так называют? Какое волшебство они совершают? ( Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной).
2. Работа по учебнику. Работа в паре
- Рассмотрите рисунки на стр. 54 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова.
3. Разыгрывание ситуаций.
-Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам. Иначе может произойти вот что.
Вот как поговорили по телефону Попугай и пёс Рыжик. Прочитайте про себя на с. 53.
А теперь посмотрите СЦЕНКУ : РАЗГОВОР Рыжика и Попугая. (Антон и Лера)
- Получился ли разговор вежливым и понятным?
Послушаем теперь другой разговор по телефону( видеоролик)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго).
- Чтобы разговаривать по телефону, нужно знать правила вежливости.
ПРАВИЛА РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ: (слайд)
«Алло»
Приветствие
Объяснение цели своего звонка – собственно разговор
Благодарность
Прощание
(Учащиеся придумывают свои диалоги, используя «вежливые» слова)
V. Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Самостоятельная работа- Работа в рабочих тетрадях (задание 3, с. 34-35)
VII. Домашнее задание: 1.с. 54-55 (прочитать текст, объяснить «странное» поведение папы.) 2) Выполнить задание в рабочей тетради на с.23-24
И ещё: старайтесь всегда и везде соблюдать правила культурного поведения.
VIII.Рефлексия
По рабочей тетради задание 1: подумайте и запишите, для чего тебе нужно знать и соблюдать правила вежливости. Кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Вежливость - это одно из важнейших качеств воспитанного человека
IX. Подведение итогов.
Прочитайте задачи урока. Все ли мы выполнили.
- А в заключение сегодняшнего урока послушайте стихотворение:
То жара на планете, то вьюга, Только вместе нас не испугать. Мы поближе узнаем друг друга И друг друга начнём уважать. Сердце бьётся то громче, то тише, Но любому всегда и везде Так приятно “спасибо!” услышать И “пожалуйста” молвить в ответ. Всякой встрече грозит расставанье, Но увидимся с вами опять. Так приятно сказать “до свиданья!”, Чтобы “здравствуйте” завтра сказать!