Урок окружающего мира по теме " Правила вежливости ". 2-й класс. УМК «Школа России»
Цели: Формирование представления о культуре поведения; умение анализировать и оценивать речь, поведение людей
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся говорить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях; усвоят понятие «культура поведения»; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о вежливом и уважительном отношении к людям; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, я очень рада вас видеть. А с каким настроением вы пришли на урок?
Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению
II. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Ребята ответьте, пожалуйста, на вопрос: что нужно уметь, чтобы быть хорошим школьником?
Ученики.Читать, писать, считать. Решать уравнения.
Учитель. Многое вы перечислили правильно, но забыли очень важное: нужно уметь себя вести. Как вы думаете,о чем пойдет разговор на уроке?
Определите тему урока (Правила вежливого поведения)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Задачи нашего урока
1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
- Давайте, составим план работы на уроке:
1. Узнать что такое «вежливые слова».
2. Значение вежливых слов в жизни человека.
3. Использование вежливых слов в различных ситуациях.
4. Итог урока.
Учитель Что это значит уметь себя вести (Высказывания детей)
Учитель.Уметь себя вести — значит быть таким, чтобы любому было смотреть на тебя приятно, играть с тобой — весело и дружить — интересно. Человек, умеющий себя вести, называется вежливым.
Знатоки докладывают:
Древнее слово вежа, значит знаток, знающий, как себя вести с людьми.
Учитель Вот давайте подумаем, как мы должны поступать в самом начале, когда встречаемся друг с другом.
Ученики. Нужно поздороваться.
Учитель. Правильно.. Итак,приветствие. С самого малого возраста мамы и папы учили вас здороваться друг с другом и со старшими. И не только учили, но и сами приветствовали своих знакомых. Верно я говорю?
Ученики. Верно.
Учитель А знаете ли вы, что здороваются со всеми неодинаково? Со старшими здороваются не так, как со знакомыми. По-другому здороваются со старыми друзьями.
Во-первых, здороваются за руку только с близкими знакомыми, друзьями, товарищами.
Во-вторых, если люди разного возраста, то первым протягивает руку старший. Дети ни в коем случае не тянут первыми руку взрослым
III. Разыгрываются ситуации: приветствие старших, приветствие друзей.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Иль заявляет иа прощанье:
«My, я пошел. Пока! Всего!»
(А. Барто.)
- Какие вежливые слова вы знаете? Что вы можете посовевать школьнику?
- А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.)
- А кто помнит от какого слова произошло слово «здравствуйте»
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
- Какие слова используют люди при прощании?
До свидания – приветствие при прощании.
-Сейчас, ребята расскажут вам о других вежливых словах.
Сообщения:
Ученик. Много раз мы слышали от взрослых: сними шапку, когда входишь в комнату, поздоровайся. Многие сами видят, как взрослые, здороваясь, протягивают руку, снимая при этом перчатку. Откуда взялись такие правила приветствия?
Раньше, в старину, по дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги, в дремучих лесах укрывались шайки разбойников. Уезжая из дому в дальний путь, рыцарь надевал тяжелые латы, шлем на голову, прочную железную кольчугу. Но вот на пути дом, где живет знакомый. Переступая порог, рыцарь снимает свой шлем. «Я тебя не опасаюсь,— говорит он этим жестом.— Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю». Хороший обычай снимать шляпу, входя и помещение, остался до сих пор.
Boт почему надо снимать шапку, когда в школу входишь. Ведь тут твои друзья, знакомые.
И понтно, почему, здороваясь, перчатку снимают. Тоже говорят: «Не бойтесь! Вот вам теплая ладонь. Оружия у меня в руках нет».
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?
( Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
2. Работа в парах
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
-А сейчас проверим, опираясь на схему разговора, правильно ли вы составили телефонные диалоги?
- «Алло».
- Приветствие.
- Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
- Благодарность.
- Прощание.
3.Выполнение задания в рабочей тетради.
- Работа по учебнику.
- Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки»
- Как вы объясните понятие «культура поведения»?
- Культура поведения – это вежливые поступки. Ребята, посмотрите на слайд и скажите кто поступает правильно?
4.- Работа с пословицами. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
За добро добром платят.
Добро помни, а зло забывай.
VI. Рефлексия.
- О чем мы говорили на уроке?
- Что вы узнали ? Чему научились?
(Ученик читает)
Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»
«Пожалуйста», «Здравствуйте»- щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них не возможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить
Домашнее задание (по выбору).
- Прочитать текст учебника.
- Подготовить рассказ о своем друге.
- Узнать и рассказать о других правилах поведения.