Разработка урока окружающего мира во 2 классе Тема: Будьте вежливы. Правила вежливости. Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми. Задачи. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения». Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать доброжелательное отношение к окружающим. Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения. Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс , толковые словари разных авторов., проектор, экран, ноутбук; набор карточек с вежливыми словами, картинки, смайлики. Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | УУД | Мотивация к деятельности | - Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы? Начинаем! Садитесь! | Регулятивные Коммуникативные | Актуализация знаний | -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Люди вокруг нас) -На прошлом уроке мы с вами разговаривали о ком?- А кого же мы с вами можем назвать настоящим другом? Какие качества мешают дружить? | Личностные Коммуникативные | Целеполагание и мотивация | -Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали ваши родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу, уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она очень громко смеется в транспорте, обиженно сказала: « Мое поведение – это мое личное дело!». Как вы считаете, она права?
Что ж, она права, но лишь в одном-единственном случае, когда человек , как Робинзон Крузо, живет на необитаемом острове. Мы же живем среди людей, и наши жесты, слова, поступки небезразличны окружающим. 2-й ученик: Если будем вежливы Каждый день и час – Станет мир счастливее В миллионы раз! 3-й ученик: На свете есть много чудеснейших слов, Таких, что нас радуют, греют и лечат. Я думаю – каждый назвать их готов: Приветствую, здравствуйте, Добрый всем вечер! 4-й ученик: Слова есть, что к людям безмерно добры, Весь мир освещая, как солнце в зените. Их знают и люди, и ёж, и бобры: Спасибо, пожалуйста, ах, извините! – Какова тема нашего урока? (Правила вежливости). Слайд 1 - Чему вы будите учиться сегодня? ( Научиться пользоваться правилами вежливости) - | Регулятивные Коммуникативные | «Открытие» нового знания
| 1.Беседа -Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают? - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет). –Заглянём в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или « вежливый» . Прочитайте.( один ученик читает из словаря). –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слайд 2. –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться. Слайд 3 - А кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте» ? Слайд 4, 5 - Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо- невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми – поднимайте зеленый круг, если нет – красный.
-здороваться при встрече.-………..
-толкнуть, не извиниться………….
-помочь подняться………………
-поднять упавшую вещь……………..
-не встать, когда учитель здоровается……………
-пропустить девочку перед дверью…………..
- Ребята, а человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нужно этими правилами пользоваться) - Давайте с вами продемонстрируем настоящих воспитанных людей. Работа в парах. Слайд 6,7 -Давайте составим с вами правила разговора по телефону. Попробуйте со своим соседом диалог по телефону. Потом нам кто-нибудь продемонстрирует. Слайд 8 -Обсуждение различных ситуаций. Слайд 10-13 Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия. (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю , спасибо, Формы извинения: простите , извините.) | Познавательные | Создание проблемы
Первичное закрепление | - Хорошо вспомнили волшебные слова. А в каких же случаях мы используем эти слова? У меня на доске карточки. На них написаны волшебные слова. Выходим по одному к доске, переворачиваем карточку и читаем слова. А вы должны определить, в каких случаях говорятся эти слова 1. Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие). 2. До свидания, пока, счастливого пути (прощание). 3. Извините, простите, я виноват (извинение). 4. Будьте добры, пожалуйста (просьба) 5. Спасибо, благодарю (благодарность). Слайд 3 - А кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте» ? Слайд 4, 5
| Коммуникативные Личностные | Физкульт- минутка | - Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо- невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми – поднимайте зеленый круг, если нет – красный.
-здороваться при встрече.-………..
-толкнуть, не извиниться………….
-помочь подняться………………
-поднять упавшую вещь……………..
-не встать, когда учитель здоровается……………
-пропустить девочку перед дверью…………..
| | Включение в систему знаний и повторений | - Ребята, а человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нужно этими правилами пользоваться) - Давайте с вами продемонстрируем настоящих воспитанных людей. Работа в парах. Слайд 6,7 -Давайте составим с вами правила разговора по телефону. Попробуйте со своим соседом диалог по телефону. Потом нам кто-нибудь продемонстрирует. Слайд 8 -Обсуждение различных ситуаций. Слайд 10-13 | Коммуникативные Личностные Регулятивные | Рефлексия | -Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете следовать нашим правилам –веселый смайлик, если постараетесь, но не уверены, что справитесь – равнодушный смайлик, если вы не хотите быть вежливым человеком – грустный смайлик. | Регулятивные | Домашнее задание
Подведение итогов | -Домашнее задание. Ко вторнику выполнить в рабочей тетради задания на стр. 53 № 85, 86, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»- Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым. В троллейбусе, в парке, В школе и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить. -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен. | Личностные | |