| 2. Актуализация знаний | -С какой темой вы знакомились на прошлом уроке? -Сегодня мы с вами продолжаем удивительное путешествие по страницам истории нашей страны. Но чтобы пройти дальше, нужно проверить ваши знания. -Для этого ответьте на вопросы викторины 1. Кого во время войны называли беженцами? 2. Почему эвакуированные дети были похожи на старичков? 3. Что сделала Ирина Николаевна Алексеева для детей? 4. Что принесло фронтовику радость, о которой он пишет в ответном письме детям? 5. Почему ежегодно 22 июня в России отмечают день памяти и скорби? 6. Какие чувства переживали наши соотечественники, живя в тылу и сражаясь на фронте? | - «Нет в России семьи такой...» - Людей, которые бежали спасаясь - Они успели много повидать - Детские Книжки-малышки - То, что он защищает их - Так как в этот день началась Великая Отечественная война -Страх, тревога, боль утраты, усталость, но также и надежда, вера в победу, чувство долга и патриотизма | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию. |
| 3. Подведение к теме. Целеполагание. | - Ребята посмотрите на экран, как вы думаете, кто этот человек? -Этот Юрий Никулин, выдающийся советский артист цирка и киноактер. -А вы знаете его? -Какие фильмы с его участием вы знаете? -Молодцы ребята, но сегодня мы не будем говорить о его профессии, а поговорим о том, что он как и наши прадеды участвовал в Великой Отечественной войне. И сейчас я прочитаю вам его письмо, написанное сразу после окончания войны: «Победа! Кончилась война, а мы живы!!! Война позади, а мы живы! Могу жить дальше, приобрету гражданскую профессию, женюсь, начну самостоятельную жизнь. Коли пережили эту страшную войну, то всё остальное как-нибудь преодолеем». -Какие чувства он испытывал когда писал это письмо? -Чему он так радовался в этом письме? - Откройте учебник на с.92, как звучит тема урока? - Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? | Отвечают Ответы детей Ответы детей - «После Великой войны» - Жизнь после войны | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать свою позицию. |
| 4. Работа по теме | -Послевоенные годы-это история жизни ушедших и ныне живущих поколений наших соотечественников. И поэтому она касается всех и каждого. Это история ваших родных: прабабушек и прадедушек которые делали эту историю, создавали ценности, многими из которых мы пользуемся сегодня. История у каждого из вас, у каждой семьи своя – она отражена в ваших семейных альбомах. Но есть в конкретных судьбах людей нечто общее, что определяет судьбу эпохи – это судьба города, страны, всего народа. Привлекая архивные материалы и устные воспоминания родных, мы сможем узнать, как жили советские люди в первые послевоенные годы, какие плоды их созидательного труда питают нашу жизнь сегодня и какой накопленные позитивный опят мы можем и должны взять с собой в будущее. Ведь 1945 год – это год окончания самой кровопролитной в истории человечества войны. Война затронула все семьи. К мирной жизни не вернулось более 27 млн человек. У кого-то погиб отец, муж, сын, у кого-то – вся семья. Война разрушила надежды, планы, резко изменила судьбы людей. А в семьях, куда после ее окончания вернулись с фронта ваши прадедушки и дедушки, - радость! - Давайте прочитаем текст на страницах 92-93. - Какой ценой была достигнута победа? - Сколько человек потерял Советский Союз в ВОВ? - Что было разрушено? - Какие задачи ставились перед народом в восстановлении народного хозяйства? - Каких успехов добилось народное хозяйство за пять лет послевоенного времени? - Посмотрите на иллюстрации на с.93 и сравните как эти объекты выглядели сразу после войны и через 5 лет. - Все здания были разрушены из-за бомбежек, ценности вывезены. - Откройте с.94 и прочитаем, что еще было разрушено. - Какие города были почти заново отстроены? - Что стало знаком того, что жизнь постепенно налаживается? - А что такое продовольственная карточная система? - Она была введена16 июля 1941 года. По продовольственным карточкам горожане получали хлеб, мясо, рыбу, жиры, крупы, макаронные изделия. Также по специальным карточкам можно было получить одежду, нижнее бельё, обувь и головные уборы. Количество того, что можно было купить по карточке, зависело от принадлежности к одной из четырёх групп, на которые условно разделили население СССР. Это — рабочие, служащие, иждивенцы (к ним относились пенсионеры, кормящие матери) и дети до 12 лет. Продуктовые карточки выдавались каждый месяц, промтоварные отпускались раз в полгода. В случае потери набора карточек его не восстанавливали. Карточная система стала решающим фактором, позволившим с наименьшими потерями всему населению страны пройти через годы войны. - Рассмотрите иллюстрации на с.94. Сравните послевоенный Сталинград и город после восстановления. - Что оставили жители в память? - Этот неприметный дом довоенного Сталинграда, которому суждено было стать одним из символов стойкости, героизма, воинского подвига, называется домом Павлова. Он был построен так, что от него вела дорога прямо к Волге. Этот факт сыграл важную роль во время Сталинградской битвы. В ходе боев в середине сентября 1942 г. дом Павлова стал одним из двух четырехэтажных домов, которые решено было превратить в опорные пункты, так как отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км, а на север и юг – еще дальше. Именно за этот дом разворачивались самые тяжелые бои. 22 сентября 1942 года к дому подошла рота сержанта Павлова и закрепилась в нем. За дом развернулась ожесточенная борьба. Дом Павлова получил своё название в честь сержанта Якова Павлова, который командовал взводом, захватившим здание и защищавшим его во время длительного боя. - Теперь прочитаем текст с.95. - Что еще восстанавливали? - Что ввели в 1949г.? | Читают - Большой ценой и огромными жертвами - 27 миллионов - 1710 городов и поселков и 70000 сел и деревень, уничтожено много памятников - надо было перевести промышленность на мирные рельсы - к концу 1950 г. результаты были выше, чем до войны Читают - Сталинград, Киев, Минск, Новгород - Отмена продовольственной карточной системы - это система распределения основных продуктов питания - Дом Читают - Учреждения культуры и просвещения - Всеобщее обязательное семилетнее образование | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами). Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| Дополнительный материал | - Теперь поговорим о потерях нашего города. Для этого мы с вами поделимся на две группы. Первая группа – Астрахань после войны, а вторая группа – достижения наших земляков во время войны. - Внимательно прочитайте текст, потому что вы будете отвечать на вопросы которые там даны. Астрахань, к счастью, миновала участь Сталинграда, город не был разрушен во время войны, однако это не означало, что в сфере промышленного производства здесь было все безоблачно и благополучно. Так весьма большой урон был нанесен и всем видам хозяйства Астраханской области: более 6000 заданий и сооружений лежали в руинах или были повреждены войной, примерно 700 единиц подвижного состава, 290 единиц судов, несколько станций нефтеперегонки, погибло несколько десятков тысяч голов крупного и мелкого скота. Наши земляки в те годы произвели яркие свершения, важные для города, так, в 1947 году был осуществлён пуск ГРЭС(государственная районная электростанция) в городе Астрахани, кроме этого, было завершено строительства постоянного железнодорожного моста через реку Волгу, связавшего правобережную и левобережную части города (1949 год). Всё набирало обороты промышленность и строительство. В 1946 году было начато сооружение аэропорта, далее была построена Астраханская телефонная станция, велась масштабная реконструкция крупных астраханских заводов и фабрик. Так были перестроены, судостроительные заводы. Было начато сооружение новых предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Геологическая разведка и разработка планов добычи и использования природного газа в нашем крае. Работы эти начались уже в победном 1945 году. Огромное внимание в области уделялось развитию рыбной промышленности, одной из ведущих в нашем крае. Также вспомним наших земляков, которые прославились в годы ВОВ. Степан Иванович Здоровцев, младший лейтенант, командир звена 158-го истребительного авиационного полка Северного фронта. 29 июня 1941 года совершил подвиг, таранив вражеский бомбардировщик. 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. Николай Михайлович Скоморохов, дважды Герой Советского Союза, лётчик. Сделал 600 боевых вылетов, сбил 46 вражеских самолётов. Его боевые заслуги отмечены двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени и многими медалями. Наталья Александровна Качуевская, герой Российской Федерации посмертно. Она вступила в неравный бой с гитлеровскими автоматчиками, увлекая их за собой в степь от блиндажа с ранеными. Своим подвигом Наталья Качуевская спасла жизнь двадцати раненым бойцам. В бою она убила нескольких немецких солдат, а когда враги окружили её, последней гранатой подорвала себя вместе с подступившими фашистами. | Слушают | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| 6. Подведение итогов. Рефлексия | - Какая была тема урока? - Давайте проверим себя и ответим на вопросы в конце с.95. 1. Каковы были потери Советского Союза в Великой Отечественной войне? 2. Когда началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства? 3. Что стало первоочередной задачей первых пяти послевоенных лет? 4. Каковы были результаты, достигнутые за эти годы? -Молодцы ребята, а теперь я раздам вам небольшую самостоятельную работу, внимательно читайте и отвечайте на вопросы. - Ребята, поднимите: палец вверх - если у вас всё получилось, палец в сторону - если были трудности, но вы с ними справились, опустите палец вниз - если вы не справились с проблемами. - Вы большие молодцы! Спасибо, урок окончен. | - После Великой войны -Потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили 27 миллионов человек, было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожено много памятников архитектуры. - В послевоенные годы (первая пятилетка) началось восстановление разрушенного военного народного хозяйства, так как во время войны вся промышленность работала на военные нужды. В итоге в 1950 году результаты в важнейших отраслях народного хозяйства были выше, чем до войны. - Для первых пяти послевоенных лет главной задачей стало достичь в короткий срок довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а потом и превзойти его. - За первую пятилетку было полностью восстановлено народное хозяйство, и результаты в важнейших отраслях этой сферы были выше, чем до войны. Полностью были отстроены такие города как Сталинград (сейчас Волгоград), Киев, Минск, Новгород. Восстанавливались различные учреждения культуры и науки. В 1947 году была отменена продовольственная карточная система, которая была введена в военные годы. Оценивают свою работу | Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия. |