kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема воспитательского часа"дети войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности


«Дети и война –нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Цели : воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной Войны.
развитие и воспитание патриотических чувств, желание пережить сердцем то, что пережили их сверстники в годы войны.донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ, что история у нас общая.Задачи :рассказать учащимся о роли детей в годы войны
показать жестокость фашизма и страдания детей в годы войны.
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. У нас сегодня с вами открытый воспитательский час на тему « Дети войны» у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем, встаньте пожалуйста"
Обратите все внимание на доску, прочитайте слова советского писателя Александра Трифоновича Твардовского.Как вы думаете о чем сегодня мы будем с вами говорить? ( дети отвечают)
Воспитатель: Да, мы с вами сегодня окунемся в самое трагическое событие в жизни людей, в  Великую Отечественную войну, а именно мы с вами поговорим на тему « Дети войны». Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко "война". Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но  Великая война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, потери. В ту военную пору - это были дети - маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.
Воспитатель: Давайте с вами сейчас посмотрим видеоролик « Дети войны».
(Ученица 11 класса, Светлана Батырева прочитает стихотворение)
Стихотворение: Воспитатель: Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли: Сколько им было от роду? Двенадцать-четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете:
Воспитатель: И пусть каждый задаст себе вопрос: "А я смог бы поступить так?" - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны, таких как:
- Зина Портнова. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике.( нам расскажет о  ней Оксана Сангаева)
Зинаи?да Марты?новна (Зи?на) Портнова (20 февраля 1926, Ленинград, СССР — 10 января 1944, Полоцк, БССР, СССР) —Пионер-герой, советская подпольщица, партизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР. Член ВЛКСМс 1943 года. Герой Советского Союза. Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского районаВитебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской подпольной организации «Юные мстители», руководителем которой была будущий Герой Советского Союза Е. С. Зенькова, член комитета организации. В подполье была принята в ВЛКСМ.Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (Белоруссия), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. После пыток расстреляна в тюрьме г. Полоцка (по другой версии — в деревне Горяны ныне Полоцкого района Витебской области Белоруссии).- Валя Котик. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.( о нем нам расскажет Слава Сохуров )
Ва?ля Ко?тик (Валенти?н Алекса?ндрович Ко?тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) — пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой[1] Герой Советского Союза. На момент гибели ему было 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской (с 1954 года и по настоящее время — Хмельницкой) области Украины в крестьянской семье.К началу войны он только перешёл в шестой класс школы № 4 города Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
-Марат Казей. Партизан-разведчик, который добыл немало полезных сведений. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.( Света Батырева)
Мара?т Ива?нович Казе?й (29 октября 1929, деревня Станьково Дзержинского района — 11 мая 1944, деревняХоромицкие Узденского района Минской области) — пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза(посмертно).Отец — Иван Георгиевич Казей — коммунист, активист, прослужил 10 лет на Балтфлоте, затем работал на МТС, возглавлял курсы подготовки трактористов, был председателем товарищеского суда, в 1935 году арестован за «вредительство», реабилитирован посмертно в 1959 году[1].Мать — Анна Александровна Казей — также была активисткой, входила в избирательную комиссию по выборам вВерховный Совет СССР. Также подвергалась репрессиям: была арестована дважды по обвинению в «троцкизме», но затем освобождена. Несмотря на аресты, продолжала активно поддерживать Советскую власть. Во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами вМинске.После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября (ноябрь1942 года).Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал врейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя гранатой.Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году — через 21 год после гибели.
- Боря Цариков. Выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон и уничтожил 70 танков.( Айжан)
Борис Андреевич Цариков (31 октября 1925, Гомель — 13 ноября 1943, Гомельская область) — разведчик 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. Ефрейтор. Герой Советского СоюзаРодился 31 октября 1925 года в городе Гомель Белоруссии в семье служащего. Белорус. Образование среднее.В Красной Армии с 1941 года. В действующей армии с февраля 1943 года.Разведчик 43-го стрелкового полка комсомолец красноармеец Борис Цариков с группой минёров 15 октября 1943 года первым переправился через реку Днепр в районе посёлка городского типа Лоев Гомельской области Белоруссии, водрузив на правом берегу Красное знамя, и в течение 5 суток участвовал в боях по расширению плацдарма; 17-летний воин несколько раз возвращался на левый берег с боевыми донесениями в штаб.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество красноармейцу Царикову Борису Андреевичу присвоено званиеГероя Советского Союза.[1]Погиб в бою 13 ноября 1943 года. Похоронен в братской могиле в посёлке городского типа Лоев Гомельской областиБелоруссии.[2][3][4][5]Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени.
Воспитатель: Всем известно, что во время войны многим пришлось эвакуироваться. В спешке эвакуации дети теряли своих родителей.
Стихотворение.Воспитатель: Вспоминая о Великой Отечественной войне, невозможно забыть о том, как трудно пришлось жителям блокадного Ленинграда. Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. человек, в том числе около 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Фашисты радовались: "Скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде".28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами. С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба. Небольшой кусок хлеба- и больше никаких продуктов. К страшному слову "блокада" прибавилось слово "голод". Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.
Воспитатель: Оксана Сангаева расскажет нам о Тани Савичевой.
Жила в Ленинграде на второй линии Васильевского острова в доме номер 13 Таня Савичева. Жила в большой весёлой семье. Танина мама и старая бабушка варили обед всей семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки.
Тане Савичевой было 11 лет. Она вела дневник. Последними словами в её дневнике были:
"Старшая сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама 13 мая в 7. 30 часов утра 1942 года.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня."
Воспитатель:Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было нельзя. В Горьковской области, в рабочем посёлке Шатки, на её могиле поставили пионеры памятник:
Таня, Таня - тьме преграда,
Как набат - на всех наречьях,
В чутком сердце Ленинграда
Ты останешься навечно:
Воспитатель: Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ - дети.Дети войны: Они так старались принести солдатам радость, хоть чем-то помочь им, что были похожи на настоящее чудо. Кроме того, что они трудились на заводах, добывали в разведке информацию о фашистах, ребята ездили по воинским частям и госпиталям с концертами. Малыши отдавали часть своей детской чистой души раненым солдатам, вселяли в них надежду на скорую победу. Они очень старались: и помогли.
( воспитатель читает стихотворение)
Воспитатель: Мы - это зеленые, наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но безгранична наша скорбь о погибших в то время. Силу, а не слабость рождала эта ужасная война. Наш долг - быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей, быть достойными их.Ведущий 1:Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье -
Ты послушай святую минуту молчания.
В память о погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания
Воспитатель:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!
Ведущий 3: Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови! 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«тема воспитательского часа"дети войны" »

Тема открытого воспитательского часа

«Дети войны»



«Дети и война –нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

А.Твардовский.

Цели :

  • воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной Войны.

  • развитие и воспитание патриотических чувств, желание пережить сердцем то, что пережили их сверстники в годы войны.

  • донести до ребят мысль о связи поколений , о том , что мы один народ, что история у нас общая.

Задачи :

  • рассказать учащимся о роли детей в годы войны

  • показать жестокость фашизма и страдания детей в годы войны.

Оборудование: доска, презентация "Едва в забвенье канет это:", иллюстрации и картины по теме Великая Отечественная Война.



  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. У нас сегодня с вами открытый воспитательский час на тему « Дети войны» у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем, встаньте пожалуйста"

Обратите все внимание на доску, прочитайте слова советского писателя Александра Трифоновича Твардовского.

Как вы думаете о чем сегодня мы будем с вами говорить? ( дети отвечают)

Воспитатель: Да, мы с вами сегодня окунемся в самое трагическое событие в жизни людей, в Великую Отечественную войну, а именно мы с вами поговорим на тему « Дети войны». Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко "война". Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, потери. В ту военную пору - это были дети - маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

Воспитатель: Давайте с вами сейчас посмотрим видеоролик « Дети войны».

(Ученица 11 класса, Светлана Батырева прочитает стихотворение)

Стихотворение:

Зачем, ты война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтоб достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию - банку варенья -
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
:Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!

Воспитатель: Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли: Сколько им было от роду? Двенадцать-четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете:

Воспитатель: И пусть каждый задаст себе вопрос: "А я смог бы поступить так?" - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны, таких как:

- Зина Портнова. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике.( нам расскажет о ней Оксана Сангаева)

Зинаи́да Марты́новна (Зи́наПортнова (20 февраля 1926, Ленинград, СССР — 10 января 1944, Полоцк, БССР, СССР) —Пионер-герой, советская подпольщица, партизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР. Член ВЛКСМс 1943 года. Герой Советского Союза. Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского районаВитебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской подпольной организации «Юные мстители», руководителем которой была будущий Герой Советского Союза Е. С. Зенькова, член комитета организации. В подполье была принята в ВЛКСМ.Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (Белоруссия), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. После пыток расстреляна в тюрьме г. Полоцка (по другой версии — в деревне Горяны ныне Полоцкого района Витебской области Белоруссии).

- Валя Котик. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.( о нем нам расскажет Слава Сохуров )

Ва́ля Ко́тик (Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) — пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой[1] Герой Советского Союза. На момент гибели ему было 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской (с 1954 года и по настоящее время — Хмельницкой) области Украины в крестьянской семье.К началу войны он только перешёл в шестой класс школы № 4 города Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

-Марат Казей. Партизан-разведчик, который добыл немало полезных сведений. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.( Света Батырева)

Мара́т Ива́нович Казе́й (29 октября 1929, деревня Станьково Дзержинского района — 11 мая 1944, деревняХоромицкие Узденского района Минской области) — пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза(посмертно).Отец — Иван Георгиевич Казей — коммунист, активист, прослужил 10 лет на Балтфлоте, затем работал на МТС, возглавлял курсы подготовки трактористов, был председателем товарищеского суда, в 1935 году арестован за «вредительство», реабилитирован посмертно в 1959 году[1].Мать — Анна Александровна Казей — также была активисткой, входила в избирательную комиссию по выборам вВерховный Совет СССР. Также подвергалась репрессиям: была арестована дважды по обвинению в «троцкизме», но затем освобождена. Несмотря на аресты, продолжала активно поддерживать Советскую власть. Во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами вМинске.После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября (ноябрь1942 года).Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал врейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя гранатой.Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году — через 21 год после гибели.

-- Боря Цариков. Выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон и уничтожил 70 танков.( Айжан)

Борис Андреевич Цариков (31 октября 1925, Гомель — 13 ноября 1943, Гомельская область) — разведчик 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. Ефрейтор. Герой Советского СоюзаРодился 31 октября 1925 года в городе Гомель Белоруссии в семье служащего. Белорус. Образование среднее.В Красной Армии с 1941 года. В действующей армии с февраля 1943 года.Разведчик 43-го стрелкового полка комсомолец красноармеец Борис Цариков с группой минёров 15 октября 1943 года первым переправился через реку Днепр в районе посёлка городского типа Лоев Гомельской области Белоруссии, водрузив на правом берегу Красное знамя, и в течение 5 суток участвовал в боях по расширению плацдарма; 17-летний воин несколько раз возвращался на левый берег с боевыми донесениями в штаб.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество красноармейцу Царикову Борису Андреевичу присвоено званиеГероя Советского Союза.[1]Погиб в бою 13 ноября 1943 года. Похоронен в братской могиле в посёлке городского типа Лоев Гомельской областиБелоруссии.[2][3][4][5]Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

Воспитатель: Всем известно, что во время войны многим пришлось эвакуироваться. В спешке эвакуации дети теряли своих родителей.

(Олеся Мухараева прочитает нам стихотворение )

Стихотворение.

Майор привез мальчишку на лафете. 
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку, 
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой:
Ты говоришь, что есть еще другие, 
Что я там был и мне пора домой:
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть родной земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Воспитатель: Вспоминая о Великой Отечественной войне, невозможно забыть о том, как трудно пришлось жителям блокадного Ленинграда. Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. человек, в том числе около 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Фашисты радовались: "Скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде".28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами. С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба. Небольшой кусок хлеба- и больше никаких продуктов. К страшному слову "блокада" прибавилось слово "голод". Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.

Воспитатель: Оксана Сангаева расскажет нам о Тани Савичевой.

Жила в Ленинграде на второй линии Васильевского острова в доме номер 13 Таня Савичева. Жила в большой весёлой семье. Танина мама и старая бабушка варили обед всей семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки.

Тане Савичевой было 11 лет. Она вела дневник. Последними словами в её дневнике были:

"Старшая сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7. 30 часов утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня."

Воспитатель:

Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было нельзя. В Горьковской области, в рабочем посёлке Шатки, на её могиле поставили пионеры памятник:

Таня, Таня - тьме преграда,
Как набат - на всех наречьях,
В чутком сердце Ленинграда
Ты останешься навечно:

Воспитатель: Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ - дети.

Дети войны: Они так старались принести солдатам радость, хоть чем-то помочь им, что были похожи на настоящее чудо. Кроме того, что они трудились на заводах, добывали в разведке информацию о фашистах, ребята ездили по воинским частям и госпиталям с концертами. Малыши отдавали часть своей детской чистой души раненым солдатам, вселяли в них надежду на скорую победу. Они очень старались: и помогли.

( воспитатель читает стихотворение)

Воспитатель: Мы - это зеленые, наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но безгранична наша скорбь о погибших в то время. Силу, а не слабость рождала эта ужасная война. Наш долг - быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей, быть достойными их.

Ведущий 1:Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье -
Ты послушай святую минуту молчания.

В память о погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания

Воспитатель:

Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

Ведущий 3: Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!

Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их увидеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!

Заключительная песня "Пусть всегда будет солнце!"

(На белом холсте рисуем яркое солнце, синее небо, колосья хлеба)

Заключительное слово . Спасибо вам за ваши мысли, за ваши слова, за ваши взгляды, за то, что вы осознаете важность сохранения памяти о подвиге народов нашей страны, победивших фашизм. Сохраните ее не только в цифрах, датах и схемах сражений, а прежде всего в памяти о людях: детях и взрослых, стариках, мужчинах и женщинах, которые 70 лет назад ценой своей жизни, своих надежд, своих идей и принципов отстояли нашу свободу, будущее нашей страны. Каждый из нас – потомков тех людей, которые сражались за нашу Родину, обязан сберечь и передать грядущим поколениям память о людях, каждый день своей жизни в то нелегкое время совершавших подвиг на фронте и в тылу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
тема воспитательского часа"дети войны"

Автор: Тюрбеева Динара Бекбауевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства